Бернар Лиетар. Пусть расцветают тысячи валют ч. 3

Анатолий Фриденталь
Начало :

Часть первая : http://stihi.ru/2020/06/05/9681

Часть вторая : http://stihi.ru/2020/06/05/9721


- Насколько масштабируются такие взаимодополняющие валюты? Они предлагают реальную альтернативу нынешней системе ?

Как я уже отмечал, когда и где имеются неудовлетворенные потребности и неиспользованные ресурсы. Для их увязки может быть разработана валюта. Эксперименты будут необходимы, и при приближении к экспериментам любого рода, и особенно к социальным экспериментам, подобным этим, мы должны быть готовы принять неудачу. Однако со временем наиболее успешные из них привлекут наибольшее внимание и будут тиражироваться. Как и в случае любых разрушительных социальных инноваций, эксперименты крайне важны, потому что нам еще предстоит многому научиться, например, какие структуры управления наиболее подходят для различных валютных систем. Распространение взаимодополняющих валют является свидетельством человеческого творчества, и я считаю, что они необходимы для перестройки нашей социально пагубной денежной системы.


- Если негативные последствия нашей денежной системы так понятны, почему они не были признаны и устранены ранее?

Мы страдаем от трехслойной коллективной "слепой зоны" в отношении нашей денежной системы. Первый слой возникает из гегемонии идеи единой валюты. Многие считают, что общества всегда создавали и должны создавать монополию для единой, централизованно выпускаемой валюты. Монополия была правилом во многих случаях и местах, но были исключения, и такие альтернативные системы способствовали экономической стабильности, справедливому процветанию и долгосрочной перспективе.

Второй слой - косвенный результат идеологической войны между капитализмом и коммунизмом в XX веке. Хотя различия между этими двумя системами изучались до посинения (дословно - до тошноты), изучить их сходства не удосужились. Хотя среди общих черт присутствует вера в единую национальную валюту.

Наша институциональная основа является источником слепой зоны третьего уровня. Начиная с XVIII века управление денежной системой было ограничено  путем создания центральных банков, которые выступали в роли гарантов единой валютной монополии в каждой стране.

Множество источников  силы сговорились, чтобы сохранить все эти три слепые зоны на своих местах. Например, вызов гегемонии монопольной валюты ставит академический подход под угрозу исключения из элитных собраний и ведущих рецензируемых экономических журналов, потому что имеющие право допуска в обоих случаях придерживаются нынешней парадигмы. Как обычно, затраты на несогласованность высоки, а силы инерции мощные.

Еще более глубокое препятствие лежит в нашей коллективной психике. Нас мотивирует как жадность, так и страх перед дефицитом, оба из которых приводят к навязчивому сосредоточению внимания на деньгах, что делает вопрос эмоционально заряженным и затруднительным для обсуждения.


- Какую роль могут играть информационные технологии в облегчении использования нескольких валют ?

На протяжении веков изобреталось и использовалось множество различных форм "денег". В настоящее время используются банкноты, облигации и корпоративные акции, а также подарочные карты, баллы лояльности и валюты сообщества. Цифровые валюты - последнее дополнение, с биткоином, первой децентрализованной цифровой валютой, поступившей на денежную стадию в 2009 году. За биткоином последовала волна других цифровых валют и цифровых активов, которые подняли капитал, избегая при этом высоких затрат на обычную продажу акций на публичных рынках.

В настоящее время при переходе от одного вида активов к другому приходится полагаться на посредника, который получает прибыль, сопоставляя стороны со совпадением потребностей. Такая зависимость от сопоставления создает значительные барьеры, что делает практически невозможным оценку малых валют и, таким образом, торговлю другими валютами по рыночным валютным курсам. Одним из прорывов в решении этой вековой проблемы является протокол Bancor. Он назван в честь предложения Джона Мейнарда Кейнса после Второй мировой войны о наднациональной резервной валюте, которая не является национальной валютой (речь идет о наднациональной валюте с жесткой привязкой к золоту, а курсы всех мировых валют определялись бы по отношению к банкору прим.пер). Используя инновации в области информационных технологий, в частности "блокчейн", которые обеспечивают прозрачную, децентрализованную отчетность о сделках, Протокол Банкора обеспечивает эффективный способ обеспечения конвертируемости и ликвидности для малых дополнительных валют без необходимости в контрагенте или посреднике.

 -Какую роль может сыграть денежно-кредитная реформа в достижении Великого перехода?

Нынешняя денежная система лежит в основе столь многих современных проблем. Однако, поскольку наша система денег является социальной конструкцией, мы можем - и действительно, должны - изменить ее. Новая денежная экология, объединяющая множество валют на различных уровнях - местном, региональном, национальном, многонациональном и глобальном - может быть в основе Великого перехода. Такой подход откроет целый ряд новых альтернатив, которые могут способствовать повышению благосостояния и устойчивости как человеческого общества, так и окружающей среды..

Уже действующие в настоящее время взаимодополняющие валюты являются источником надежды, а также образцами для адаптации других стран в соответствии с потребностями их конкретных общин. Переосмыслив деньги и проведя эксперименты по подключению неиспользуемых ресурсов и неудовлетворенных потребностей, мы можем помочь открыть новую эру устойчивого изобилия.

2017