Шедевры Русского музея Последний день Помпеи

Вадим Константинов 2
                И местом действия -
                На улице Гробниц...

                Удачно найденным,
                Хоть мрачным антуражем...

                И множеством мужских
                И женских лиц...

                Прописанных искусно,
                Прямо скажем!..

                Всем цветовым
                Решением своим!..

                И предвещеньем смерти
                Всей Вселенной...

                Он кажется уже
                Необратим...

                Процесс признания картины
                Несравненной!..
                07.1993.


                Она эффектна очень...

                Но не это...

                А динамичный внутренний
                Накал
                Уже  при первом взгляде
                Поражал!..

                Казалось, миг...

                И зазвучат литавры!..
               
                И я себя невольно
                Представлял
                Одним из многих
                У гробницы Скавра!..
                08.06.2020.


Картина создавалась в течение 3-х лет. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения. И наконец, его замысел был воплощён. В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти.
 
Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.

Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.

В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.

На втором плане слева Брюллов рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.

На переднем плане холста изображена лежащая на земле женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.

В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории.