О рифме в Интегральном стихе

Александр Бубнов
(с благодарностью посвящается всем нижеуказанным поэтам,
прочитавшим свои стихи на "Майских Интегральных чтениях" в ZOOMе 29.05.2020,
которые вели мы совместно с Людмилой Вязмитиновой,
проект "В Л.А.Б./оратории слова", день 2-й)

На "Майских Интегральных чтениях" (И-чтениях) наш тезис о важности рифмы в Интегральном стихе (И-стихе), как показалось, вызвал некоторые сомнения… Поэтому и появилась идея написать эту статью по материалам чтений. И-стих обладает той особенностью, что в нём практически нет рифменного ожидания, поэтому рифма на слух ощущается очень плохо. Но сама рифма в наличии есть - И-рифма - которая представляет собой баланс (Интегральные качели) между рифмой и нерифмой (или едва заметным созвучием) в общем объёме строк - одно из главных условий и свойств И-стиха.

Напоминаем определение И-стиха, которое было принято как рабочее к "Майским И-чтениям": И-стих есть вид стиха, который индивидуальным способом, вытекающим из поэтики автора, синтезирует (интегрирует) разного рода техники и стратегии, как бы балансируя между ними. Дополним более узким определением: И-стих (в узкостиховедческом понимании) есть нерегулярный стих, астрофический или вольно-строфический, обычно с присутствием рифмы приблизительно в половине строк ("мейнстрим" И-стиха), а в целом, с широким диапазоном рифмовки от её полного отсутствия (в исключительных случаях, если категория рифмы не участвует в качестве элемента интеграции) до полной рифмовки всех строк.

Ниже осуществлён подсчёт рифм в тех текстах, которые были прочитаны авторами на И-чтениях; все стихи при желании можно ещё раз прослушать по видеозаписи. В первую очередь подсчитывались относительно более сильные рифмы. Например, учитывалась только часть тавтологических рифм (когда они входили в более широкий - нетавтологический - ряд рифм, количеством 3 и больше). Так называемые "внутренние рифмы" (не на концах строк) приводятся как дополнение, они не учитывались при подсчёте процента рифмованных строк.

Здесь будет вполне уместна следующая цитата, иллюстрирующая непростую стиховедческую проблему относительно рифм: "…Насколько ощутимы эти неточные рифмы, сказать трудно: манера рифмования у Хлебникова сильно меняется от произведения к произведению - от очень точной до очень свободной, поэтому опыт рифменного ожидания читателю приходится каждый раз накапливать заново. Например, неясно, считать ли цепь слов [в поэме "Берег невольников", уточнение наше, - А.Б.] "грудь - икру - друг - на уру" одной рифмой или (как мы считали) двумя; а при очень свободной манере рифмования в этот ряд могли бы войти и ассонансы "по плечу" и "зубы". Неясно, считать ли одинаковые слова в концах строк нерифмующимися или же это "тавтологические рифмы"; если допустить последнее, то можно увидеть рифму и в "белым - белой", и в "глаза - глаза"; правда, "глаза" в ст. 4 приходятся не на конец, а на середину строки и должны были бы считаться внутренней рифмой" (Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.3. О стихе. М., 1997. С.525)


Маргарита Аль

(из цикла "Невидимое стало видимым")

* * *

Небо - в знаках
В знаках - Небо
Свет скорости противоположен
скорости света
Как если бы эта жизнь
была жизнью четвёртого вектора
в системе координат

Вот
Стою на коленях
Не Смерти боюсь
Боюсь Несмерти

=
(рифмы)
знаках / координат
небо / света / вектора
5 из 11 строк, 45%.
=
(внутренние рифмы)
стою / боюсь / боюсь
=
анафорическая рифма:
свет / вот
=
=

Зульфия Алькаева

* * *

Жатый шёлк
отжатого облака -
одежда моя,
кожа моя.
Всё тело моё -
клетка за клеткой -
90 процентов дождя.
Непроливайка душа
первородное море несёт,
концентраты потопов и засух.
Там
по закону естественного отбора
рыбка рыбку клюёт.

=
шёлк / облака
моя / моя / дождя
несёт / клюёт
7 из 13 строк, 54%.
=
(внутренние рифмы)
одежда / тело
=
анафорическая рифма:
отжатого / одежда
=
=

Елена Богатырёва

* * *
кто-то занимается самопиаром
кто-то забывает, что сделал великое
ну, а мне в мире героев и джокеров
ничего не остаётся, как подумать о завтраке
ничего, что время обеда
сегодня утром встречала рассвет
спать не хотелось
ждали вместе с деревом ласточку
когда проснулась, дерево оказалось тополем
покрылось листочками
тоже обещает быть

=
обеда / рассвет
ласточку / листочками
тополем / листочками
5 из 11 строк, 45%.
=
доп.
великое / завтраке
джокеров / завтраке
=
(внутренние рифмы)
занимается / забывает
не хотелось / с деревом
=
анафорическая рифма:
ничего / сегодня
=


Слова о словах
(мини-цикл)

***
мой текст состоит из слов
эка невидаль!
что бы это ещё значило?

***
требуется перевод слов и предложений
какой бы предложить
каждому тут свой предел положен
простите, но я не каждый

***
требую к себе внимания
хорошо, только для вас
как вам такое,
мир не случается дважды
это вы как поэт должны мне ответить
а не загадки загадывать
требуется ваша позиция
извольте-с, слова можно и повторить
мир мир мир

***
свершилось
наконец-то я поэт
не из слов
и предложений
целая страна ты

=
слов / положен
предложений / предложить / положен
каждый / дважды
для вас / дважды
дважды / загадывать
8 из 21 строк, 38%.
=
доп.
ответить / повторить
=
=

Татьяна Бонч-Осмоловская

* * *

проделав многие измерения
аристилл и тимохарис
нашли что отдельные звёзды неподвижны
по отношению друг к другу
как если бы были приколоты к определённым местам
цельной сфере вращающейся в небесах

в созвездии Льва две восточные звезды и звёзды Гидры
лежат на одной прямой
в созвездии Рака звезда из южной клешни
остаётся в южной клешне на одной прямой с прочими звёздами

позже гиппарх проверил их несовершенные данные
подтвердив справедливые в целом выводы

в созвездии Девы между северной ногой Девы и
правой ногой Волопаса расположены две звезды
южная той же яркости со звездой на ноге Волопаса
северная слабо светит на одной прямой с их ногами
а между Спикой и второй звездой от конца хвоста Гидры
находятся три звезды на одной молчаливой прямой

ещё больше данных собрал птолемей
измерения птолемея подтвердили
выводы сделанные гиппархом

в созвездиях Рыб Леды Мухи в полюсах звёзд на плечах Коня

отдельные звёзды сохраняют расстояния одна от другой
сфера совершает вращение по направлению Зодиака к востоку
положения небесных объектов без изменений
железного рельса прибитого к сфере
в их сочетаниях до настоящего времени
нет никаких изменений
и если кто-то эти конфигурации снова
приложит к небесному глобусу
он найдёт что они и теперь приблизительно таковы
как прежде во время наблюдений гиппарха

неподвижные звёзды всегда сохраняют
положения по отношению друг к другу
образуя неизменные фигуры вращений на цельнокройной сфере

конфигурации наблюдаемые птолемеем
подтвердившим гиппарха
подтвердившим аристилла и тимохариса
сохраняются до сих пор
любой желающий ради приверженности истине
может произвести сходное измерение
и соотнести расстояния между звёзд
чтоб убедиться в сохранении их положений

а когда звёзды погаснут и рассыплются в ничтожную пыль
они соберутся снова из материнского праха
в новые с той же яркостью массой размером и цветом
щелчок и все небесные существа встанут на те же рельсы
двинутся по неизменным подтверждённым издревле путям
в далекую прежнюю эру
измеренными древними аристиллом тимохарисом
гипархом величайшим из них птолемеем
доказавшим неизменны пути планет
по звёздному глобусу наш путь предначертан

=
неподвижны / Гидры
местам / небесах
выводы / Девы и / звезды'
прямой / птолемей
Гидры / подтвердили
изменений / времени / изменений
снова / глобусу
сфере / птолемеем
гиппарха / тимохариса
измерение / положений
птолемеем / планет
24 из 48 строк, ровно 50%.
=
(внутренние рифмы)
измерения / отдельные
одной прямой / звездой / одной
коня / сохраняют расстояния
вращение / по направлению / положения / изменений
рельса / сфере
приложит / глобусу
положения / по отношению / вращений
другу / фигуры
вращений / сфере
истине / произвести / соотнести
величайшим / доказавшим
=
=


Игорь Бурдонов

ВО ТЬМЕ НОЧНОЙ

Во тьме ночной
ни звука.
Тускло светится окно
далеко-далеко.
В одиночестве
человек не спит, пьёт и плачет.
С огромного неба
звёзды взирают на землю,
пламень их ледяной.

=
ночной / окно / одиночестве
окно / далеко
окно / ледяной
5 из 9 строк, 56%.
=

ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ

О, как много-много
было прекрасных людей,
что, дожив до жёлтых бровей,
думали: "Скоро уже уходить,
а имя моё неизвестно в мире
и предано будет забвенью. О горе!"

Так уж устроен мир:
между зенитом и надиром
в точке равновесия
всё время что-нибудь взвешивается.
И ничто не может его изменить.

И всё же в мыслях своих вопреки всему
я помню тебя, прекрасный человек,
сам не знаю почему.

=
людей / бровей
мире / го'ре
мир / надиром
равновесия / взвешивается
всему / почему
10 строк из 14, 71%.
=
=

Татьяна Виноградова

FORESHADOW
_____________ Имеется тень, зависающая по нам…
_____________ (из первых машинных переводов "Yesterday")

Попалось в книге слово:
"Foreshadow".
Тень из будущего,
что нависает над настоящим,
и - тянется, темнит, мутит и омрачает…
И отражается в глазах ребёнка,
предвосхищая,
как, десятилетия спустя,
усталый, умудрённый, несчастливый,
он вздрогнет, услышав
этот сумеречный шелест,
мерцающее предостережение:
foreshadow.

=
омрачает / предвосхищая
несчастливый / услышав
шелест / предостережение / foreshadow
7 из 13 строк, 54%.
=
доп.
Foreshadow / будущего
=

СУПЕРЛУНИЕ

Ледяной дождь облил деревья
злым хрусталём.
Они застыли в звенящем сне.

С огромной, как монгольфьер, луны
сквозь вязь облаков
сыплются снежные хлопья -
прямо ко мне во двор.
Тишь. Тени. Безлюдье.

Все по домам до весны.

И только я стою-глазею,
отогреваю за пазухой
тоненькую наивную веточку
предновогодья.

=
хрусталём / облаков
луны / весны
хлопья / безлюдье / предновогодья
7 из 13 строк, 54%.
=
доп.
облаков / во двор
=
=

Людмила Вязмитинова

* * *
выхожу один я
ты выходишь один
он выходит один
он выходит один
он выходит один…

выходим по одному
и входим по одному
такое вот броуновское движение
эпохи самоизоляции

в этом мире мы нереальны друг для друга
в этом мире мы нереальны
этот мир нереален
он - без-zoom-ен

выхожу один я
из нереального без-zoom-ного мира

я вхожу в мир zoom-а
ты входишь в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а
он входит в мир zoom-а…

в том мире - мире zoom-а
мы реальны друг для друга
проявляясь в рамке окна в тот мир
кто - по пояс
кто - в портретном варианте
кто - рисунком аватара
кто - лицом в анфас во все окно в тот мир

выхожу одна я на дорогу
входа в тот мир - мир zoom-а
единственный ныне реальный для мы
тот мир
мир поэзии
мир дружбы

не хочу выходить
в этот мир
без-zoom-ного одиночества
без-zoom-ной пустоты

без-zoom-ству храбрых поём мы песню!

=
друга / zoom-а / друга / дорогу
мы / мир / мир
10 из 25 строк, 40%.
(исключены строки с рядом стоящими тавторифмами)
=
доп.
тавторифмы на словах:
один, одному, zoom-а и др.
=
=

Лилия Газизова

* * *

Говоришь, не отпустишь меня.
Прельщаешь жизнью заморской.
А я смотрю в окно
И вглядываюсь в манекены
В магазине напротив.
Они одеты в синие пальто
И улыбаются неведомо кому.

Говоришь, без меня - никак.
А я грущу по твоему умершему коту.
Ты больше не произнесёшь:
"Живу один с двумя котами
На берегу…"
И я преисполнена к тебе
Жалости и нежности

Говоришь… Говори…
Я заметила,
Сумерки в России
Самые безысходные.
Но и они когда-нибудь
Заканчиваются.

=
меня / манекены
окно / пальто
кому / коту / берегу'
нежности / заметила
9 из 20 строк, 45%.
=

* * *
Я буду с тобой,
Пока не нужна тебе.
Нужной стану - уйду.
Так много дорог на земле,
И по всем я пройти хочу:
Каменистым, песчаным, забытым.
И погладить всех встречных собак.
И взглянуть в глаза всем мужчинам…
Не ревнуй!
Никому из них не удержать меня.
И тебе не удержать меня.
Но я буду с тобой, пока не нужна тебе.
Нужной стану - уйду.

=
тебе / земле …/тебе
уйду / хочу …/уйду
6 из 13 строк, 46%
=
доп.
тобой / тебе
забытым / собак
забытым / мужчинам
=
=

Валерий Галечьян

((2 текста см. на картинке))

(1)
мельтешащими / мечтами
словами / мечтами
моими / любви
5 из 8 строк, 63%
=

(2)
обручённые / обречённые
бытие / без прибытия
4 из 7 строк, 57%
=
=

Дмитрий Гвоздецкий

ПАМЯТИ МОЕГО РАЙОНА

надвигается
недвижимость

=
"полурифма" (условно 50%),
или т.н. "корневая",
с элементами диссонанса и разноударной.
=
=

Александр Гумённый

ВЕЛОСИПЕД

пять лет назад
я разваливался на части
и случайно
купил велосипед
через 11 тысяч километров
развалился велосипед
а я стал выносливый как зверь…
спасибо тебе мой железный друг
твой крутящий момент
стал моим
вращающим

=
части / случайно
велосипед / велосипед / момент
5 из 11 строк, 45%
=
доп.:
велосипед /километров
велосипед / зверь
моим /вращающим
=
(внутренние рифмы)
крутящий / вращающим
=


БУКВЫ

буквы
недосказанных слов
не пропали -
но зависли
как мухи
на бумаге с клеем
в хаотическом
оцепенении

=
буквы / мухи
клеем / оцепенении
4 из 8 строк, 50 %
=
доп.
с клеем / хаотическом
=
(внутренние рифмы)
мухи / бумаге
=


ВЫШЕ СМЫСЛА

"поэзия выше смысла"
сказала Елена Кацюба
а что это - "…выше смысла"? -
музыка слов или ощущение
почему смысл ускользает
и ритм ломает устойчивые
значения звука - обрушая
неведомое
на сокровенное
смешивая полутона
в тень
тонущую
полёта
Я

=
ускользает / обрушая
неведомое / сокровенное
полутона / тень / тонущую
7 из 14 строк, 50 %
=
доп.
полутона / полёта
=
(внутренние рифмы)
ускользает / ломает
=
=


Татьяна Данильянц

ПИСЬМО

В пентхаусе се'рдца,
из письма,
что рассказать?

Здесь так,
что я говорю тебе:
жизнь моя странная,
иностранная.

Как будто что-то окуклилось,
остервенело,
окостенело.
Стало из стекла и металла.
Там где был человек-лебедь -
плещется кораблик из бетона.

=
странная / иностранная
остервенело / окостенело / бетона
5 из 13 строк, 38%
=
доп.
письма / рассказать
остекленело / (стало) / маталла
=
(внутренние рифмы)
в пентхаусе / из письма
как будто / окуклилось
стало / металла
=


* * *

1.
Слово. День. Смерть.
Цепь превращений.
Путь. Камень. Плоть.
Долгота твоих касаний
по окружности,
по доступным сердцу
следам.

2.
Зачем ты живешь
на расстоянии вытянутой руки,
голубь, склевывающий крошки?

=
смерть / плоть
превращений / касаний
живёшь / крошки
6 из 9 строк, 67%
=
доп.
руки / крошки
=
(внутренние рифмы)
смерть / цепь
день / камень
камень / касаний
=
=


Валерий Земских

* * *

Это пройдено
Пройдено
А то
И то пройдено
А это
Это нет
Но и не стоит

Там был
И там был
А там нечего делать

Тает снег под ногами
Пересыхают реки
Зарастает овраг крапивой
Волдыри на руках

Скользко на переходе
Светофор подмигивает
Падаешь на спину
Поднимайся
Пройдено
Лёжа увидел небо
Пустое небо
Чего тебе надобно старче
Возьми тазик
Скатись с пригорка

Дверь приоткрыта
Заглянул
Пусто
Выглянул
Ветер
Со всех сторон ветер
Пройдено

Не ищи пустое небо
Не поднимай голову
Не выходи из себя

=
а то / а это
это нет / не стоит
реки / руках
подмигивает / поднимайся
старче / тазик
заглянул / выглянул
пройдено / голову
14 из 34 строк, 41%
=
доп.
пригорка / пройдено
=
(тавторифмы на словах)
пройдено, был, небо, ветер
=
(внутренние рифмы)
там / тает
тает / пересыхают
тает / зарастает
пересыхают / переходе
дверь / ветер / ветер
=


* * *
Обойдутся
Обойдутся
Да и я обойдусь
Сбоку постою
Помолчу
Поздно печь пироги
Мыши дней съели муку
Жизнь прошла
А я ещё здесь
Слушаю как торопится дождь
Выбор небольшой
Пойти прилечь
Или замереть
Там где стоял сидел шёл

=
постою / помолчу
здесь / дождь
здесь / прилечь / замереть
небольшой / шёл
8 из 14 строк, 57%
=
доп.
обойдутся / обойдутся / обойдусь
=
=


Борис Колымагин

* * *

Сегодня во мне совершалось движенье
похожее на вдевание
нитки в иголку
с непременным промахиванием:
не туда
и опять возвращенье
пока не
прошёл в игольное ушко
и поспешил к вечерне.

=
движенье / (вдевание) / возвращенье / пока не / вечерне
4-5 из 9 строк, 44 - 56%
=
доп.
вдевание / промахиванием
=
(внутренние рифмы)
сегодня / похожее
прошёл / поспешил
=

* * *
Если внутренне изменяешь,
то делать это лучше с марионеткой:
ничего личного,
одно jouissance,
растворённое в тонком сне.

=
изменяешь / с марионеткой
с марионеткой / сне
3 из 5 строк, 60%
=
(внутренние рифмы)
лучше / ничего / личного
=
=

P.S. Из этих трёх слов
можно сложить (ср. "стихосложение") минималистическое И-стишие
(с посвящением Борису Колымагину, разумеется)

* * *
лучше
ничего
личного

(вариант)
* * *
лучше
ничего
лишнего

Совмещённый вариант
* * *
лучше
ничего
личного

лучше
ничего
лишнего

не подойдёт, поскольку появляется регулярная строфика.

=
=

Вячеслав Куприянов

КАРЛИКИ НА ПЛЕЧАХ ВЕЛИКАНОВ

Не у каждого великана
есть охота и время
поддерживать карликов. Но
карлики ухитряются находить
возможность поддерживать великанов
хотя бы по частям: вот карлик
поддерживает печень великана -
ты сидишь у меня в печёнках -
досадует великан и пересаживает
карлика себе на плечи. Вот
карлик поддерживает лёгкие, мешая
дыханию и вдохновению, великан
выплёвывает карлика себе на плечо.
Вот карлик в позе атланта
поддерживает сердце великана, шепчет:
главное в сердце - это желудочек,
великан в сердцах вытаскивает
карлика на свет и сажает на плечи.
Карлики поддерживают глазные яблоки,
надкусывая отражённое в них небо,
они залезают в ушную раковину
и крадут по капле шум океана,
они ложатся костьми под язык,
лишь бы вмешиваться в речь великана,
сплачиваются в артель по поддержке
строения головного мозга великана,
стараясь сталкивать друг с другом
левое и правое полушарие.
Все они скапливаются на плечах великана,
они похлопывают его по плечу,
карлики сердца, карлики мысли,
карлики речи, карлики духа -
дух захватывает, когда с высоты
чужого плеча они вещают, поют и пляшут,
и вот уже ты сам пляшешь
под слаженный ансамбль их оглушительных дудок.

=
великана / карликов но / великанов / карлик / великана
великана / (великан) / атланта
шепчет / плечи
яблоки / раковину
раковину / океана / великана / великана / великана
духа / дудок
по плечу / поют и пляшут / пляшешь
19 из 36 строк, 53%
=
(внутренние рифмы)
досадует / пересаживает / поддерживает
сплачиваются / скапливаются
=


Невидимые войны

Кто знает, какие кровавые войны
ведут бескровные микробы с микробами,
как один безликий вид
поглощает другой безликий вид
не теряя и не обретая вида,
но как они без глаз и ушей
определяют безошибочно
образ врага,
не имеющего ни глаз, ни ушей,
как они побеждают,
не имея рта,
чтобы прокричать ура,
они не погибают,
а только переходят из одного чрева в другое,
накапливая ужас для победы
уже над нами,
настроившими свои умы глаза и уши
на поиск чуткого и зрячего
ужасного и необходимого
образа врага,
по нашему собственному
образу и подобию.

=
войны / микробами
врага / рта / ура
побеждают / погибают / другое
погибают / победы
9 из 22 строк, 41%
=
(с учётом тавторифмы)
вид / вид / вида
ушей / ушей
14 из 22 строк, 64%
=
(внутренние рифмы)
бескровные / микробы
не теряя / не обретая / определяют / побеждают
ужас / уже над
ужас / уши
=
=


Наталия Лунёва

Облачко

Расплывчатым облачком-оболочкой
век влачу.
Обличённые временем веки
отплачут долги ноктюрнами,
и отчаянный ветер
сломает надкрылья сверчку.
Облетев однажды листочками,
останусь одна за чертой,
а тучку…
(рыдай, не рыдай)
истомлённую тучку -
в погреб неведомого ничто отпущу.

=
влачу / сверчку
веки / ветер
листочками / чертой
листочками / тучку / тучку
8 из 12 строк, 67%
доп.
сверчку / отпущу
чертой / рыдай
=
(внутренние рифмы)
облачком / оболочкой
влачу / отплачут
=
=

ФИО-летово

Флейта задувает фиолетово
мою фамилию,
имя,
отчество...
Лето в омуте минувшей осени
выводит ламенто си-минорное.
В шутку заливается луна
и замороченно
смотрит на меня
вращающейся воронкою-зрачком.

=
отчество / осени / замороченно
осени / си-минорное
луна / меня
замороченно / зрачком
7 из 10 строк, 70%
=
(внутренние рифмы)
флейта / фиолетово
лето / ламенто
=
=


Мария Попова

* * *
Говорят, мне идёт Тарту.
Я согласна.
Мне идёт Тарту.
Не бриллианты,
И даже не изумруды,
Что гораздо красивее -
Тарту!
Вместо утренних новостей
Из Яндекса,
Расскажи мне,
Ну как там, в Тарту?
Как там, на его милых узких улочках?
Пожалуйста,
Дай мне слово,
Что летом
Мы поедем
Не в Питер,
Где сыро и серо,
Не в Крым,
И не в Турцию.
В Тарту, туда!

=
Тарту / Тарту / бриллианты / Тарту
Яндекса / (Тарту) / пожалуйста
летом / поедем
9 из 21 строки, 43%
доп.
слово / серо
=
(внутренние рифмы)
там / Тарту / там
узких / улочках
сыро / серо
Тарту / туда
=


* * *
люди что приговорены
к жизни между сиреневым зданием ТЭЦ и
небольшими хрущобами
ютящиеся
боящиеся
несущие сумки с едой словно крест свой
вишнёвый цвет
распускается
и для них
в первую очередь
для них

=
ТЭЦ и / крест свой / цвет
ютящиеся / боящиеся
5 из 11 строк, 45%
доп.
для них / для них
=
(внутренние рифмы)
жизни / небольшими
несущие / сумки
=
=

Владимир Пряхин

5-й ТУПИК

- привет! слышишь меня?
я отправляюсь к тебе из 5-го тупика
уже дважды объявили по вокзальному радио
и на экране об этом бегущая строка

да, из 5-го ещё ни разу не было
обычно из 3-го
или хотя бы 2-го тупика
но всё в жизни меняется
старое исчезает и возникает новое
вот и он появился -
новый тупик

=
меня / тупика
тупика / строка / тупика
не было / 3-го
6 из 11 строк, 55%
=
(внутренние рифмы)
привет / к тебе
радио / на экране
исчезает / возникает
=
=


Ростислав Ярцев

* * *
облако близкое низкое вязкое
я им почти что брезгую
резкую
перемену ветра ли
ждать или с титрами
проливными
сидеть у окна
дотемна

=
брезгую / резкую
ветра ли / титрами
у окна / дотемна
6 из 8 строк, 75%
доп.
вязкое / брезгую / резкую
титрами / проливными
=
(внутренние рифмы)
близкое / низкое / почти что
=


* * *

хочу на тебя смотреть
тем более
что очень рад тебя видеть

впредь
дорога' меланхолия
близость
ведь
не про этот сквозняк
а так

выйди на улицу
покурить здесь

подай мне знак

=
смотреть / впредь
более / меланхолия
сквозняк / а так / знак
7 из 12 строк, 58%
доп.
видеть / близость
ведь / здесь
=

Итак, доля рифмованных строк в настоящей подборке колеблется от 38 до 75 процентов от текста к тексту… Стоит ли подсчитывать подобным образом все рифмы в остальных текстах "Антологии современного Интегрального стиха", не знаю… На мой взгляд, тенденцию можно ощутить и при данном объёме подсчётов. Как видим, в редких случаях, при определённых допусках и критериях, доля рифмующихся строк в И-стихах может доходить до 100 процентов, как в стихотворении Ростислава Ярцева "облако близкое…". В связи с этим фактом и в связи с вопросом "С чего всё началось?.." от Лилии Газизовой в прямом эфире "Майских И-чтений" я здесь в завершение статьи публикую то самое так и не прочитанное на чтениях стихотворение (с изначальной намеренной 100-процентной рифмовкой строк!), которое я сочинил 19 марта 1986 года, в один из завершающих дней своего больничного заточения в Курске. В этот день я вдруг заметил, что в моей палате и в целом вокруг меня полностью поменялся состав "населения", меня это удивило тогда и показалось добрым знаком, близким к выписке, тем более, что за окном наконец-то появились первые серьёзные признаки весны. Помню, что рифму я продуцировал вполне сознательно, а вот всё остальное "пустил на самотёк", и только потом возник вопрос: что же это я такое написал?.. что за форма такая?.. Только в 2010-х годах я стал более сознательно и активно писать именно в подобной форме… И только в феврале 2017 года, спустя почти 31 год после первого опыта, я впервые вынес на обсуждение термин "интегральный стих" и изложил свои первые стиховедческие "наблюдения" над И-стихом в нашей "Школе-студии стиха" Курской областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева (студией с 2005 года и по сей день руководит поэт Анатолий Афанасьев). Добавлю, что за последующие 3 года до настоящего момента теория (или гипотеза) И-стиха - в связи с наблюдением за поэтами, пишущими (иногда) в близкой к И-стиху манере, - претерпела ряд изменений и уточнений… Впрочем, теория находится всё ещё в развитии и апробации, одной из которых были "Майские И-чтения" 29.05.2020 в ZOOM'е.

В моём стихотворении из написанного в Курске в стенах 1-й городской больницы "Мартовского цикла" 1986 года острый глаз стиховеда может заметить финальную тоническую строфу (4-стишие или 6-стишие, в зависимости от редактуры), которую я не планировал, когда сочинял; видимо, интуитивно хотелось вернуться к привычным формам и чётче завершить... Но эта строфа представляется мне вполне одинокой и не имеет до этого в тексте аналога, то есть регулярной строфики нет… Кроме двух букв "ё", внесённых сейчас ("тёмных / новорождённых"), текст скопирован точно так, как он набран в середине 1990-х гг. на служебном компьютере "Yamaha" (до IBM'овская эпоха, гибкие 5-дюймовые дискеты), когда вместо перечёркнутого ямашного нуля приходилось использовать в датах (и во всех аналогичных случаях с цифрами) букву "О".

Александр В. Бубнов

      *   *   *
Смена вех:
последний выписался
из тех,
кого я видел
в день прихода.
Выходит, выветрился,
вылетел
полностью
мой старикашка-дух больничный,
и природа
вслед за ним уже публично
(со скоростью
потоков на асфальте
тёмных
и зайчиков
в пыли оконной)
являет в марте
новорождённых
духов-мальчиков,
гоняющих
вроде разминки
льдинки
по ручейкам,
помогающих
рождаться,
остаться
строкам.

19.О3.1986.