Толераст-манифест

Григорий Марговский
Недавно Джон Ридли, лауреат премии "Оскар" за сценарий к фильму "12 лет рабства", раскритиковал экранизацию романа Маргарет Митчелл "Унесённые ветром". По словам Ридли, картина романтизирует ужасы рабства и стереотипно изображает чернокожих людей. В результате его гневных филиппик, стриминговая платформа HBO Max убрала "Унесённых ветром" из открытого доступа.

Но одним фильмом режиссера Виктора Флеминга дело ограничиться не должно. Мы обязаны пойти дальше. Отвратителен и полон предубеждения образ Отелло, венецианского мавра, задушившего белую Дездемону. Худшие из человеческих качеств - жестокость и ревность - несправедливо приписаны чернокожим. Откровенный расизм продажного щелкопера Шекспира необходимо осудить показательно, удалив его пьеску со всех подмостков и экранов, изъяв повсеместно его сочиненьица из библиотек.

То же относится и к Чарльзу Диккенсу. В мерзком юдофобском романе "Приключения Оливера Твиста" им был выведен "...очень старый, сморщенный еврей с всклокоченными рыжими волосами, падавшими на его злобное, отталкивающее лицо". Феджин у слащавого и как правило весьма оторванного от реальности английского классика - это воплощение традиционной средневековой веры в еврейского Сатану и в абсолютное зло. Клеветническая книга и все ее кинематографические воплощения должны немедленно оказаться под строгим запретом.

Если мы не уничтожим, или на худой конец не отредактируем, сочинения Пушкина, национальные и расовые предрассудки останутся с нами. "Однажды я созвал веселых гостей; Ко мне постучался презренный еврей; «С тобою пируют (шепнул он) друзья; Тебе ж изменила гречанка твоя». Я дал ему злата и проклял его И верного позвал раба моего. Мы вышли; я мчался на быстром коне; И кроткая жалость молчала во мне. Едва я завидел гречанки порог, Глаза потемнели, я весь изнемог… В покой отдаленный вхожу я один… Неверную деву лобзал армянин". Сразу трем этническим группам приписываются вызывающие омерзение отрицательные свойства: евреям - жадность и корыстолюбие, грекам - вероломство и непостоянство, армянам - сластолюбие и распущенность!

А образ "проклятого жида-ростовщика" в "Скупом рыцаре"? А сочувственное по отношению к распоясавшимся козакам изображение еврейского погрома в "Тарасе Бульбе" - повести Гоголя, который, как известно, находился под сильнейшим влиянием Александра Сергеевича? А ксенофобские высказывания их подельников Лескова и Достоевского? Вся эта сомнительная писанина, конечно же, не должна попасться на глаза подрастающему поколению: если мы действительно хотим, чтобы толерантное отношение к другим расам, нациям и религиям в итоге возобладало.

Лучший способ - аутодафе. Старый, проверенный. Чтобы не тратить время даром, следует сжечь на площадях все морально устаревшие фолианты и бобины с кинопленками. Несколько тысячелетий белая раса создавала нечто совершенно для нас неприемлемое: культуру, которая вела к расколу социума, порождала чудовищную дискриминацию, наветы, кровавые расправы над меньшинствами и - как венец всего этого - мировые войны. Вспомним, что еще в дохристианский период в Александрии скрипели перьями антисемитские подстрекатели Апион и Манефон, а в рассуждениях Плутарха часто встречались подтасовки: так, основываясь на нелепых слухах, он утверждал будто иудеи поклоняются ослиной голове. И апофеозом древнего расизма, конечно же, стал апокриф евангелиста Матфея, где узаконена коллективная вина: а это прямой путь к Хрустальной ночи и Нюрнбергским законам!

Сегодня мы просто обязаны обновить нашу культуру. Убрать из нее все лишнее, все разъединяющие нас выплески ненависти по отношению к "чужим". Классическая проза Гаити - в особенности тот период, который наступил сразу после тотального истребления белого населения острова, яркая и незабываемая арабская и берберская живопись, величественная архитектура Бобруйска и Жмеринки, додекафонические сиюты красных кхмеров, эпическая и лирическая поэзия австралийских аборигенов - вот что будут изучать наши дети в школах будущего! Снимать кино и ставить спектакли надо только по хорошим, настоящим и добрым книгам. Таким как мемуары Барака Обамы, или записки шаманов вуду. Изменить массовую психологию хомо сапиенс - вот в чем наша важнейшая задача. "Черный Голливуд" уже проложил первопуток в этом направлении. К черту канделябры и пилястры, анфилады и оперетты! Вырвем страусиные перья из плюмажей и воткнем их туда, где находится сегодня наша неожиданно переродившаяся цивилизация! Сперва был разрушен Карфаген, затем - Иерусалим, а после этого - Рим. Сегодня же наша цель - разрушить одновременно и то, и другое, и третье.