Илья Репин, картина Бурлаки на Волге

Нина Филипповна Каменцева
Илья Репин, картина «Бурлаки на Волге»

    И вот ещё одна картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870–1873 годах, – «Бурлаки на Волге». Изображает артель бурлаков во время работы. Полотно имеет размеры 131,5;281 см. Это один из самых знаменитых шедевров художника. В настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
 
    Пройти мимо, не описав её, не смогла: репродукция этой картины встречалась везде, и даже находилась в пору моего детства у нас в большой комнате. На первом плане Илья Репин показал условия человеческого труда – корысть, алчность, жадность, порабощение – пороки, идущие из древности: на каждого бурлака был рассчитан груз 250 пудов.
    Замысел картины Репина возник ещё в 1869 году, когда он поехал на Неву на этюды. Затем, в 1870 году, художник подбирает типажи измождённых и уставших людей из бурлаков – и в 1873 году картина в реалистическом стиле полностью закончена.

Описание картины

   Что мы видим, смотря на картину? Зритель как бы стоит на правом берегу Волги, наблюдая, как одиннадцать бурлаков тянут вверх против течения баржу с опущенными парусами. С левой стороны картины мы наблюдаем такую же баржу, без труда плывущую по течению Волги с грузом, с поднятым парусом.
   Здесь же ветер направлен прямо в лица бурлаков, которые с великими усилиями тянут баржу вдоль берега. Эти люди работали, впрягаясь в лямки и канаты, закреплённые на барже. (Но здесь мы видим не большие канаты, а тонкие верёвки, закреплённые за верхушку мачты.) Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
   Летний зной, глинистый песок под ногами, по которому разбросана утварь рыбаков, – всё светло-коричневого цвета. Реку Волгу мы на картине почти не видим, она показана в таких же песчаных тонах, как будто бы обмельчала от засухи. Линия горизонта делит полотно пополам: светло-голубое небо с белоснежными облаками и песчаный берег с его отражением на воде, лишь в конце правой части картины показана голубизна Волги и плывущее судно с тёмным дымком из трубы. На то время уже были созданы корабли с механическим двигателем, но всё же продолжал эксплуатироваться людской труд: переправлять баржи вверх по реке при помощи бурлаков было намного дешевле. Тащить против течения нелегко, плечи каждого из бурлаков перетянуты ремнями (лямками), довольно широкими – чтобы не так сильно врезались в тело. Бурлаки одеты в лохмотья, ветхую одежду, и это неудивительно, ведь ремни до крови впиваются в кожу, рвут и рубахи. Обратите внимание на стоптанные лапти, они почти все изношенные, а у кого-то их уже нет. Налегая на ремни, передвигая ноги и опустив руки вдоль тела, бурлаки направляются вверх по течению. Если рассматривать каждого в отдельности и обращать внимание на их шаг, то сразу замечаешь, что среди них есть и хитрые, и смельчаки, – но здесь, в артели, нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Самый главный из бурлаков – первый, а можно выделить даже троих, от которых зависит, на сколько передвинется баржа. Навалившись своим сильным корпусом на ремень, они не выглядят жалкими, убогими. Выдерживать темп движения бурлакам помогали русские народные песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем».
   Лица художник выводил с большой любовью, списывая с натурщиков и, мне кажется, немного добавляя от себя краски радости, несмотря на их тяжёлый труд. Сразу видно, что Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы не один раз. Если же внимательно посмотреть на баржу, то замечаем флаг-триколор, на котором цветные полосы расположены в обратном порядке; почему-то на барже клетка с русалкой (мифическое существо), хозяин же в красной рубахе, и, как я уже описала, канаты и верёвки закреплены за верхушку мачты, хотя должны крепиться к борту.
   «Искусствоведы убеждены, что и здесь Репин создал отсылку к судьбе государства».
    Ошибки? Нет, И. Репин предчувствовал крах государственной системы и написал картину со скрытым смыслом, желая тем самым подчеркнуть ситуацию в России, которая в конце XIX века стояла на грани переворота.

***

   Главная ошибка художника – несвоевременность. Сразу после написания картину отправили на крупную выставку в Вену.
Недовольство по этому поводу Репину высказал сам министр путей сообщения. Однако художник находился под покровительством князя Владимира Александровича.
    К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам.   Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова.