Тайна аркаинской пустоши

Станислав Колчин
    Аркаим. Это городище на Южном Урале. Мне давно было любопытно, что же привлекает туда толпы туристов. Голая степь, сопки, городище 2 тысячелетия до н.э., заметить которое в степи могут только узкие специалисты. Вроде ничего особо нет, а люди едут туда как в паломничество по святым местам.
    В тот год я смог разбил отпуск на две части и поехать в июле на 2 недели на Кольский полуостров, а потом в августе на неделю в Аркаим. На Кольском тоже было мистическое место - Сейдозеро и знаменитая гора Нинчурт. Но тот поход это отдельная большая история, единственное, что вернулся я из этого похода уставшим, точнее даже опустошенным. Хотя и с новыми стихами.
    Идея поездки на Аркаим пришла довольно спонтанно, и купить заранее билеты я не успел. Остались из дешевых билетов только сидячие. Перед поездкой умудрился простыть и по дороге подлечил себя лекарствами.  Дорога до Челябинска заняла больше суток, вымотался страшно. Челябинск встретил холодом и дождем. Несмотря на август, было +9 тепла. Августовская прохлада не отбила желание осмотреть местные достопримечательности.  В любом городе появляются свои любимые места, куда хочется вернуться при последующих посещениях. Нередко они бывают в благоустроенном центре города.  В Челябинске как раз такой случай. Больше всего понравился вид со стороны памятника С.С. Прокофьеву на Троцкий мост через реку Миасс и пешеходная часть улицы Кирова, начиная от памятника основателям города.   
     На автовокзале “Юность” я сразу купил билеты на Аркаим. Благо летом туда идет прямой автобус. Хотя не совсем прямой конечно. Идёт он до поселка Кизил, потом ночью высаживает желающих ехать на Аркаим на конечной. Там оставляет в тревожном ожидании приедет или нет. Водитель приехал за нами на небольшой маршрутке, и повез до самого городища.  Было нас человек 5. Я разговорился с парнем спортивного вида и девушкой с дредами, неформалкой. Они  рассказали, что приезжают уже не в первый раз на Аркаим из Екатеринбурга. Привлекает их не само городище, а энергетика тех мест. Окрестные сопки по уверениям девушки исполняли все желания, которые она там загадывала. Я узнал от них, что кроме известных сопок около лагеря – Горы Любви и Шаманки, есть ещё другие,  удаленные от городища. Туда возят за отдельную плату местные предприимчивые таксисты-экскурсоводы. Мы с ними договорились вместе поехать на Гору Чека. Это самая высокая гора в Кизильском районе (558 м.) и  юга Челябинской области. Она находится в 50 километрах от Аркаима. Просветленцы называют её – Гора Власти. Наверное, по их представлениям она развивает управленческие способности. А для меня она стала интересна как самая высокая гора этой местности. Ибо не залезть на самую высокую гору местности - значит зря приехать.
       На городище мы приехали примерно в 11 вечера. Меня встретила моя хорошая знакомая Надежда. Она профессиональный археолог, у которой я часто консультируюсь по синташтинской культуре, но помимо этого нас объединяет любовь к поэзии. Она тоже пишет стихи. В лагере было темно и ничего толком не видно. Надежда помогла мне найти место, где можно поставить палатку. Установил в полумраке, благо был налобный фонарик, без которого в поездках никуда. Быстро лег спать. Ночь выдалась крайне холодная, но, надев почти всю одежду, что у меня была, и одеяло, которое Надежда попросила у кого-то в здании администрации, я смог немного согреться и уснуть. Моё первое утро на Аркаиме тоже было довольно прохладным.
       Проснувшись, я начал исследовать лагерь.  Лагерь не такой большой, на въезде посещение для сотрудников. Там администрация. Они занимаются размещением гостей заповедника и проведением экскурсий. Размещение платное, на входе на руку задевают ленточку. В самом лагере есть вагончики, места в которых можно забронировать заранее и можно ставить палатки. В самом центре располагается своеобразное дерево желаний, небольшой высоты и полностью увешанное разноцветными ленточками. За ним, если смотреть от администрации, располагаются умывальники. Место достаточно популярное у гостей лагеря, так как туда подведена чистейшая питьевая родниковая вода. Чуть дальше располагаются туалеты.  С левой стороны, можно сказать в самом лагере находится сопка – знаменитая Шаманка. Она  двуглавая, а Западная часть горы Шаманка  называется в местной мифологии Уступ Покаяния или Гора Предков.
     С правой стороны, если смотреть от администрации,  за речкой  под названием Большая Караганка находится, заросшая березовым перелеском,  Грачиная сопка. В народе её называют – Гора Любви.  На ней есть любопытные мраморные скульптуры Бориса Качеровского.
     На всех сопках выложены спирали из камней различного размера. По ним все ходят и загадывают желания. Я тоже на всякий случай сходил и загадал. Вроде не сбылись пока что. Около умывальника встретил знакомых из автобуса и узнал, в каком вагончике они живут, взял телефоны, чтобы завтра их найти для поездки на Чаку.  После посещения Шаманки и Грачиной сопки я пошел на экскурсию на само городище Аркаим, ради чего я собственно и приехал. Ходить на городище самостоятельно там запрещено. Можно только с экскурсоводом в группе. Нашим экскурсоводом оказалась молодая красивая девушка из Челябинска. Мы прошли по мостику через речку Большую Караганку в сторону Грачиной сопки, а потом свернули налево и пошли вдоль сопки в степь. По дороге нам рассказывали историю городища, которому 4 тысячи лет. О том, как его открыли как раз в то время, когда долину уже планировали затопить, для создания на её территории водохранилища, и как городище было отвоевано неравнодушными любителями старины. В 19 веке это место называлось аркаинская пустошь. Аркаин, или как позже стали называть Аркаим, это местная самая высокая сопка. Городище назвали почему-то в честь этой сопки, а не в честь ближайших поселков, таких как Александровский или Черкассы, как это чаще всего принято в археологии. Возможно, просто Аркаим – название более красивое и запоминающееся. А то называлось бы сейчас - городище Александровское или городище Черкассы. Не так звучно.    
      По дороге показали нам и места, которые когда-то населяли люди ещё в каменном веке. Нашли их случайно, да и когда показывали ничего там и не увидишь. Просто степь. Выгоревшие под летним солнцем, травы-муравы.
     Когда дошли до самого городища, то некоторые участники экскурсии были немного разочарованы. Хорошо хоть археологи законсервировали 2 раскопа и воссоздали деревянные укрепления внешней стены,  защищавшей городище в древности. Не было бы этих раскопов,  тогда вся экскурсия свелась бы к словам: “вы видите в степи полосы,  где трава более выгоревшая? Вот там и были стены городища!” Полосы видели не все. Я тоже не очень уверен, что верно их увидел. Но по фотографиям и видеозаписям я уже представлял, что там будет, поэтому ничему не удивился. Зато получил моральное удовлетворение оттого, что посетил это место. По современным масштабам оно размером с небольшое компактное село, но для 2 тыс. до н.э. оно гигантское. По подсчетам А.В. Епимахова там могло проживать около тысячи человек, а Г.Б. Зданович так вообще 2,5-4 тысячное население там как-то насчитал.  Пользуется оно популярностью, так как считается прародиной ариев (индоиранцев) до их знаменитого похода в Индию, через Среднюю Азию. Любители альтернативной истории называют его обсерваторией и культовым местом древних Ариев, приписывают его жителям магические способности и высокие технологии. Высокими технологиями они действительно обладали. Например, у них были боевые колесницы. Одни из наиболее древних в мире. Для того времени боевые колесницы - это мощнейшее оружие в битвах. Была у аркаимцев  и развитая для того времени металлургия, хотя все же в первую очередь они были наездниками и скотоводами, а не кузнецами, хотя в каждом доме была печь, где ковали медные изделия. Для своего времени их город впечатляет сложной формой, при которой стены домов жителей примыкали к внешней оборонительной стене образуя два ряда колец – внешнее и внутреннее. Остается загадкой от кого же защищались жители Аркаима столь мощными сооружениями – от врагов или от климатических условий. И куда потом ушли. Городище существовало около 200 лет. А затем было внезапно покинуто жителями.
     На территории заповедника, кроме самого Аркаима, много и других исторических сооружений и реконструкций. К примеру, есть реконструкция жилья пещерного человека, сарматский курган, казачья усадьба, музей  древних производств, есть настоящие менгиры (17-12 вв. до н.э.) - простейшие, грубо обработанные камни вытянутых форм,  установленные вертикально  и каменные половецкие бабы (9-13 вв н.э.). Есть и основное здание музея, где можно познакомиться с бытом синташнинцев. Я не был в казачьей усадьбе и музее  древних производств. Остальное посетил. Узнал для себя много нового. На территории заповедника Аркаим многие посетители найдят то, что им по душе. Любители истории получат радость от посещения древнего городища, много полезной информации в музеях и реконструкциях. Любители эзотерики получат не меньшую радость от посещения чудотворных сопок вокруг городища. До многих из этих сопок нужно ехать на машине. А ещё такие гости будут иметь прекрасную возможность прикупить много магических приспособлений на местной ярмарке, ориентированной на самый взыскательный вкус.
    Я тоже не удержался и купил себя книгу “Аркаим: между прошлым и будущим”, которая представляет собой сборник статей под редакцией Д.Г. Здановича, сына известного исследователя страны городов Г.Б.  Здановича,  рюмки с очертаниями городища и два талисмана в, уже привычной для глаза, форме городища Аркаим.  По сути это двойной овал с черточками, почему-то отдаленно напоминающий сердце. Подумал, что один из них подарю своей будущей девушке. Было бы символично. И главное, не обыденные сердечки. Так вот после поездки на Чаку почти все деньги и потратил. Осталось только на дорогу и на музей в Челябинске. 
  На Чаку мы поехали с новыми знакомыми на второй день. Скинулись с ними на дорогу и поехали с местным водителем. Он рассказывал байки, что в 2005 году во время посещения городища Аркаим президент В.В. Путин посетил и гору власти Чачу.  И даже что-то сокровенное ему там якобы открылось. Мне до сих пор кажется, что этот рассказ просто байка для туристов. Никакой информации о посещении президентом Чаки я в сети не нашел. Но зато мы её посетили. На горе пробыли больше часа. Она не особо большая. На самой вершине жертвенник в виде бетонного прямоугольного столба и много камней вокруг него. Чуть ниже вершины кто-то заботливо выложил камнями спираль, такую же, как на вершинах всех аркаимских сопок. Видимо, чтобы медленно ходить по спирали и загадывать желания. Правда Чака, гора хоть и относительно невысокая, но с характером. Там сильнейший ветер. Такого, спустя год, я не ощутил даже на вершине Эльбруса. И ветер этот не давал полностью расслабиться и наслаждаться видами с горы. Но моим спутникам “просветленцам” ветер не мешал даже медитировать.  Когда приехал водитель, я уже порядочно устал от постоянного ветра и с радостью сбежал вниз, но потом пришлось немного вернуться наверх. Ибо оказалось, что парень, который был с нами, с вершины не спустился. Сколько не ждали его внизу, он всё не приходил. Я пошел наверх его искать и встретил на полдороги. Оказалось, что в начале он пошел вниз в другую сторону.  Не знаю, как можно заблудиться, спускаясь с 558 метровой сопки. Оказывается, можно. Потом мы доехали до ручья. Там нас угостили хлебом с салом. После поездки оно казалось божественно вкусным. Все искупались в ручье. Кроме меня. Я ещё не совсем вылечился от простуды и не стал рисковать. Хотя было жарко и тоже хотелось искупаться.             
      Второй день был знаменателен не только поездкой на Гору Власти, но и новыми знакомствами. С утра, пока набирал воду, познакомился с девушкой Натальей из Питера. Оказалось, что она едет домой через всю Россию. Была уже на дальнем Востоке и успела пройти какой-то пешеходный маршрут на озере Байкал. Не знаю, как у других холостых парней, но у меня есть привычка знакомиться со всеми более-менее приятными на вид девушками, где бы я ни находился. Причем в 90% случаев я знакомлюсь без каких-либо далеко идущих целей  относительно этой девушки, так как,  по сути, мне нравится внешне только одна девушка из 10 или даже из 20.  С остальными я просто общаюсь как с подругами.  Почему тогда знакомлюсь больше с девушками, чем с парнями, если часто не ставлю себе при знакомстве сексуальные или любовные цели? Хм. Вопрос сложный. Наверное, просто не хватает женского общества на каком-то уровне энергообмена, флюидов и прочих ненаучных явлений, а общение с одной или многими женщинами частично восполняет отсутствие постоянных отношений.
   Как бы то ни было,  но на второй день пребывания на Аркаиме я познакомился с двумя барышнями. Это немало, учитывая то, сколько народу на этот момент там проживало. С Натальей мы познакомились с утра, но пообщаться толком не успели, разбежавшись по разным экскурсиям.       
      Вечером Надежда пригласила меня пообщаться на разные темы,  в основном конечно об археологии. Когда я подошел, она обсуждала что-то с коллегой, сидя за столиком около своего коттеджа. Пока беседовали, она принесла чай и вареную картошку. Сказала, что мне нужно поесть, я же ночую в палатке и не могу готовить горячую пищу. Я был очень благодарен за такой гостеприимный прием. Еда у меня, конечно, с собой была, но в основном сухой паёк в виде халвы, сухофруктов, козинаков, хлебцев. В лагере Аркаима практически ничего не докупал,  ибо цены там довольно кусачие.
     Уже смутно помню, что именно мы обсуждали тогда из жизни аркаимцев. Наверное, их происхождение и материальную культуру.  Я подарил на память свою книгу стихов, а Надежда подарила книгу про синташтинско-аркаимскую культуру, которая называется “Древности урало-казахстанских степей”, конечно же, со статьями Г.Б. Здановича и других авторов. Видимо, именно после этой беседы родилась у меня первая строчка стихотворения про Аркаим: “Восходит солнце над Арианной”.  Конечно, назвать страну городов Арианной, это сильная историческая вольность.  Но я подумал, что если древнее название Ирана (Персии) раньше звучало как Арианна, и в священной книге персов Авесте прародина называлась Арианна Ваэджа, то логично предложить, что и страна городов, откуда предположительно пришли ираноязычные арии, тоже называлась Арианна. Для историка предположение очень сомнительное в силу слабой аргументированности переноса названия именно с Синташты в Персию. Но для поэзии версия вполне красивая и правдоподобная.
     Вернувшись к своей палатке, я сидел какое-то время в полумраке на деревянной скамейке и ждал, пока зарядится мой телефон от розетки, заботливо выведенной на столб освещения палаточного лагеря. Фонари были не на всей территории лагеря. Моя палатка и скамейка рядом с ней находились в неосвещенном месте. Заняться было толком нечем, и я уже планировал пойти спать, как заметил, что там же в темноте сидит ещё один человек. 
   Оказалось, что это девушка, ладная брюнетка, лет 30 на вид. Наверное, она подходила заряжать телефон, и мы непринужденно о чем-то заговорили. Оказалось, что она приехала одна из Москвы побыть на Аркаиме и завтра у нее День Рождения. Такой способ встречать этот знаменательный день в своей жизни встречается не так уж редко.  Я, спустя несколько лет встретил человека, который свой День Рождения отмечал в категорийном походе по болотам смоленской области. Другое знакомый отмечал его в горах, в снегу.  Почему бы и нет? Сам бы, наверное, уехал куда-нибудь в свой день рождения. Да вот только он у меня в середине января. Особо никуда не поедешь.
       Аркаим в этом ряду мест для празднования прибавляющихся лет жизни далеко не самое неромантичное место. Девушку звали Ирина и жила она в вагончике совсем недалеко от моей палатки. Мы недолго пообщались и договорились встретиться на следующий день, посмотреть местную ярмарку.
      С утра снова ходил на Шаманку и на Гору Любви (Грачиную сопку), посидеть там и полюбоваться видами. На вершине Грачиной сопки мимо прошла женщина и спросила: как пройти на городище. Я ей указал и предупредил, что без экскурсовода туда ходить не разрешается.  Она ушла по направлению к городищу и скрылась в березовом перелеске, а когда вышла в степь, то довольно быстро к ней подъехала машина местных егерей. Развернули обратно.
     Потом встретились с Ириной и отправились смотреть ярмарку. Мы оба там уже были. Я к тому моменту уже купил бокальчики с символикой городища, а она какие-то диковинные  музыкальные инструменты - идиофон, вроде ханга, и рейнстик. Идиофон представлял собой небольшой ударный металлический самозвучащий инструмент, состоящий из двух полусфер. Рейнстик представляет собой длинную полую трубу, частично заполненную мелким сыпучим наполнителем. При переворачивании производит звук похожий на шум дождя.  Для чего служат такие инструменты, я не знаю. Наверное, для медитаций. Во время хождений по лавочкам я приметил себе на будущее уральские шкатулки из песчаника с ящерицей на крышке. Они выглядят довольно солидно, но во много раз дешевле знаменитых по сказам Бажова малахитовых шкатулок. Ирина купила себе какие-то камни, как мне помнится, малахитовые.
     Прогулка по ярмарке оказалась довольно долгой и утомительной, и мы решили отправиться на поиски еды. На ярмарке продукты питания почти не продавались или стоили выше своей реальной цены, поэтому пошли в близлежащий поселок Александровский. Идти до него не так далеко, и мы в течение часа уже нашли продуктовый магазин. Помню, я приобрел местный щербет и ещё купил хлеб. Щербет в челябинской области потрясающе вкусный. Нигде больше такой не пробовал.  По дороге обратно зашли на какие-то холмы, там, на вершинах тоже до боли знакомые спирали из камней выложены. Когда вернулись в лагерь, то Ирина ушла на одну из экскурсий, а я решил второй раз сходить с экскурсоводом на городище.  Одного раза для меня было явно мало. Прошел весь путь второй раз. Экскурсоводом была другая молодая девушка и её подача исторического материала немного отличалась. Узнал, что на черкасинской Сопке - или как ее называют просветленцы - Горе Разума, были найдены следы древнего культа, возможно времен Аркаима. Этой ночью нужно было ехать обратно в Челябинск, поэтому побывать на этой сопке я бы уже не успел.  В этот раз на экскурсии рассказали про версию того, что Страна Городов была родиной основателя зороастризма - Заратуштры.  Но эта версия кажется мне совершенно фантастической, ибо 4 тысячи лет назад ещё не произошло разделения ариев на индоязычных и ираноязычных.  А зороастризм у ираноязычных ариев появился гораздо позже и вероятно уже на территории Маргианы (современная Туркмения).   
      После экскурсии заняться было особо не чем. Всё, что было в лагере, посмотрел десятки раз.  Когда вернулась Ирина, она предложила пойти в столовую пообедать. Я отказался, так как денег осталось уже только впритык на дорогу. Но она настаивала и сказала, что сама за меня заплатит.    У меня произошла небольшая ломка шаблона. Конечно, я читал в книгах по пикапу Алекса Лесли, что это просто отлично, если девушка платит за тебя в кафе или дарит подарки. Но ведь это хорошо, когда  ты её соблазняешь, чтобы в постель затащить. На один раз. Звучит странно, но видимо работает. А вот если девушка друг и никуда ее тащить не нужно? И тут я вспомнил те слова, которые когда-то говорил своей знакомой: “Если парень платит за девушку, когда куда-то ее приглашает, то она ничего ему не должна. К примеру, он может пойти в театр, в кино, на фестиваль один и сэкономить деньги, и более того иметь возможность с кем-то познакомиться там, и потратить некоторую сумму, возьмем 1000 рублей. А может пойти с девушкой и потрать 2000 рублей, если он посчитает, что присутствие девушки рядом с ним этим вечером подарит ему больше морального удовлетворения, чем  потраченная лишняя тысяча рублей. Таким образом,  он тратит эти деньги собственно ради своего удовольствия, или не тратит, если считает такие траты не оправданными”. 
    Но если у меня такая логика, то почему не может быть такой же логики и у женщины?  Мы же существа хоть и разного пола, но одного вида. Значит, и отказать ей как-то не удобно. Зашли, пообедали, поздравил с Днем Рождения. Получил новый опыт – за меня заплатила девушка. На самом деле странно, но приятно. Когда девушки тебе дарят подарки тоже приятно. Даже если это и не проявление симпатии, то проявление уважения точно. А когда тебя уважают это же приятно. И это не обязательно значит, что ты такой хороший, а скорее означает, что рядом с тобой хороший человек.
     Совершенно не помню, как проводили остаток дня дальше два скучающих “бездельника” на Аркаиме. Бродили где-то по окрестностям, причем отдельно друг от друга. Но вечером, когда начало темнеть, выдалось небольшое приключение.   На ярмарке Ирина разговорилась с одним из продавцов, и он с загадочным видом поведал, что настоящее место силы здесь находится не на городище, и даже не на вершинах местных сопок, а около горного выхода у поселка Александровский. Там есть деревья и там якобы особая энергетика. Мне это показалось полной дичью, но Ирину распирало любопытство. Вдруг там на самом деле что-то мистическое есть и она не увидит. Решила идти. Пришлось составить компанию, а то уже темно, а это за территорией лагеря. По дороге никого не было, поселок казался вымершим. Когда к нему подходили, пришла в голову мысль, что может это ловушка, и он уже позвонил, кому надо, в деревне и ждёт нас там местный гоп-стоп. При помощи слабого света налобных фонариков нашли, наконец, этот выход скальной породы и даже какую-то памятную табличку. Потом подошли к “мистическим деревьям”.  Судя по внешнему виду, на этих деревьях была некая импровизированная детская площадка. И даже висела табличка какая-то.  Вроде не влезать. А когда прошли чуть дальше, то отчетливо поняли, что это место давно превратилось в общественный туалет. Крутейшее “место силы”, однако.  Мы оба засмеялись и пошли в обратный путь.
      До автобуса было много времени, так как приходит он в 2 часа ночи. Заказывали его заранее. Кроме меня записалась ещё Ирина, Наталья и несколько незнакомых мне человек, поэтому была сильная надежда, что он придёт. Ибо если не придёт, то, как оттуда добираться в Челябинск, было совершенно не понятно.
       Вечером пришла попрощаться Надежда. К сожалению, за время моего пребывания общались мы довольно мало,  так как она была очень загружена по работе, но без её поддержки  и помощи с размещением и экскурсиями моё пребывание на Аркаиме было бы гораздо менее душевным. Очень рад, что познакомился с таким добрым, светлым и талантливым человеком. Всё что ни делается – делается вовремя. Хорошо, что я не смог приехать 3 годами раньше, как планировал.
      А стихотворение об Аркаиме, которое я дописал после возращения домой, ей очень понравилось, а её мнение как поэта и специалиста по синташтинской археологической культуре было для меня наиболее важным.      
      К часу ночи отъезжающие домой туристы начали подтягиваться к зданию регистрации, а к 2 часам уже сидели в нервном ожидании. Автобуса всё не было.  Потом он прибыл, и мы были очень рады его видеть. Точнее это была маршрутка, конечно, на автобус мы пересели в селе Кизил. В дороге какое-то время смотрели фотографии Наталья из поездки на Байкал, потом почти все перешли в состояние сидячей полудрёмы. Утром были в Челябинске. Вечером - поезд и долгая дорога на Москву. В целом так и закончилось моя недельная поездка на Аркаим. Из семи дней четыре ушли на дорогу и три на пребывание на самом городище. Этого вполне достаточно, чтобы всё увидеть. Никакой особой энергетики на сопках я не почувствовал. Да и другие новые знакомые тоже никакой особой энергетики не ощутили. Но вернулся домой уже физически здоровым. Простуда прошла. Да и душевные силы мои восстановились. Ощущение опустошенности, которое было после похода по Ловозерским тундрам на Кольском полуострове, исчезло.         
      Наверное, кто-то найдет в этом доказательство  благодатного влияния местные сопок, которые незаметно гармонизируют внутреннюю энергию, но я больше склоняюсь к версии, что душевную пустоту лучше всего заполняет теплота людских сердец. Возможно, в этом месте люди становятся немного  добрее друг к другу или просто на это место чаще приезжают добрые люди. В этом, на мой взгляд, и заключается величайшая загадка аркаимской долины.   

Июнь 2020 года