Русская княжна на мальтийской балетной сцене

Елена Раскина
Или Земное странствие Натальи Путятиной

Опубликовано в журнале «Мальтийский Вестник» (Мальта) № 4 (июль 2017)

Символ павшей монархии

3 марта 1917 года четырнадцатилетняя княжна Наталья Путятина, как и все обитатели квартиры Путятиных на улице Миллионной в Санкт-Петербурге, была разбужена телефонным звонком. Шесть часов утра... Серый рассвет за окнами. Тишина. Наташе снилось, как она танцует на ярко освещенной сцене Императорского Мариинского театра. Хотя нет, никто этого не позволит! Никто не позволит ей стать балериной, такой же знаменитой, как ее наставница, блистательная, черноокая Тамара Карсавина, или как нежная, пастельная Анна Павлова. Наталья — княжна из старинного рода, восходившего к Рюриковичам. Их род, наверное, не менее древний, чем Романовых.
Путятины — отрасль князей Друцких. Они происходят от друцкого князя Семена Дмитриевича. Род князей Путятиных внесен в родословную книгу Тверской губернии. Дед Наташи, Павел Арсеньевич, сделал родовое имение Высокое в Бологом очагом культуры и искусства, приютом муз.
Отец Наташи — шталмейстер императорского двора, кавалергард, полковник. Павел Павлович Путятин давно дружен с Великим Князем Михаилом Александровичем, братом императора Николая II, и Михаил Александрович уже несколько дней живет (или скрывается?) в квартире Путятиных.
Наташе не объяснили, почему великий князь вот уже несколько дней живет у них. Отца нет дома, он на фронте, а мама очень напугана. Она, конечно, не могла отказать в пристанище старому другу и покровителю мужа, но ей неописуемо страшно. На лестнице постоянно дежурят какие-то люди: толпятся распропагандированные солдаты, которые ни в грош не ставят императорскую династию, сидят прямо на ступеньках какие-то офицеры с красными бантами. Часто приходят думские депутаты, а телефонный аппарат днем разрывается от звонков. Всем нужен Великий Князь, которому предстоит решить судьбу монархии в России.
Hаташа узнала от мамы, княгини Ольги Павловны Путятиной, урожденной Зеленой, что Николай II отрекся от престола в пользу брата Михаила. И Михаил Александрович должен стать то ли регентом при юном цесаревиче Алексее, то ли императором. Но Великий Князь медлит, не принимает решения, советуется с думцами. Ему постоянно звонят Керенский, Милюков, Набоков. Приходит присяжный поверенный Шульгин, и княжна чувствует: происходит что-то неладное. Давний друг ее отца боится принимать бремя императорской власти, он опасается за свою жизнь. Мама дружит с Натальей Сергеевной Брасовой, морганатической женой Великого Князя, и Брасова тоже очень боится. Брасова думает, что если Великий Князь станет императором Михаилом Вторым, его тотчас убьют. Всем очень страшно в квартире Путятиных — и Наташе не меньше других. Отвлекают только мысли о балете, о пленительном искусстве танца. Наташа не хочет быть светской дамой, она мечтает о карьере балерины.
Странные вещи происходят вокруг, никто не хочет занимать уготованное ему рождением и семьей место… Так говорила по этому поводу мама. Княжна Путятина хочет стать балериной, а балерина Матильда Кшесинская, как поговаривают, метила в императрицы. Да что тут говорить — сам император не хочет быть императором, если отрекся от престола. Куда катится мир?
Тот телефонный звонок, прозвучавший в шесть часов утра третьего марта 1917 года, окончательно перевернул все. Звонили, конечно, Михаилу Александровичу. Великого Князя предупредили, что Совет Министров в полном составе вскоре нанесет ему визит. Министры во главе с Керенским приехали в 9:30. Они долго совещались о чем-то в запертой комнате. Наташу в комнату, конечно, не пустили. Но она знала от мамы, что Михаила Александровича хотят заставить подписать отречение. И еще, как говорила мама, Великий Князь считает, что Россия сама должна решить свою судьбу. Сама должна решить, быть ей монархией (пусть даже конституционной) или республикой. И что сначала Россией будет править Временное Правительство во главе с Керенским, а потом выберут депутатов в Учредительное Собрание. И эти депутаты точно решат, какой образ правления нужен России. А пока государь Николай Александрович отрекся за себя и за цесаревича, и Великий Князь, наверное, тоже отречется. Ах, как жаль, что папа на фронте! Он бы точно дал своему старому другу, Великому Князю, хороший совет. А то Наташа и мама не знают, что и думать.
Потом двери запертой комнаты все же открылись, и Наташа увидела серьезные и напряженные лица выходящих депутатов-думцев и глаза Михаила Александровича, в которых застыли ужас и чувство вины. Она подошла к столу в опустевшей комнате и взяла золотую ручку, оставшуюся на столе. Этой самой ручкой Михаил Александрович Романов подписал свое отречение. Великий Князь даже не знал о посланной братом, Николаем Вторым, телеграмме: «Его Императорскому Величеству Михаилу. Петроград. События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Останусь навсегда верным и преданным братом. Возвращаюсь в Ставку и оттуда через несколько дней надеюсь приехать в Царское Село. Горячо молю Бога помочь тебе и твоей Родине. НИКИ». Императорским Величеством Михаил Александрович был только сутки…

После России

Мечты четырнадцатилетней Наташи Путятиной сбылись. Она стала знаменитой балериной, основала собственную балетную школу. Только не в России, а на Мальте. Родину она навсегда потеряла. Временное правительство не удержало власть, и Учредительное Собрание так и не решило судьбу России. К власти пришли люди, залившие страну кровью. Большевики. Ленин. А стало быть, Великий Князь зря тогда подписал отречение. Но он желал своей стране добра и даже подумать не мог о том, что случится потом. Гражданская война. Террор. Бегство тысяч людей из России. Великий Князь был убит большевиками, а князь Путятин с семьей эмигрировал из России. После отречения Михаила Александровича всей семье Путятиных, невольным свидетелям последнего акта в трагедии российской монархии, угрожала опасность. Сначала Путятины бежали в Киев, где встретились с отцом семейства, Павлом Павловичем, а потом вместе оказались в Одессе.
Наталья навсегда запомнила, как они уплывали из Одессы на корабле, набитом людьми до отказа, а вокруг рвались снаряды. Красная Армия стреляла по уплывавшим, и один корабль, переполненный беженцами, пошел ко дну. Разве это можно забыть?
Золотую ручку, ту самую, которой Михаил Александрович подписал отречение, Путятины увезли с собой. Она хранилась у Натальи, в ее мальтийском особняке «Отрада» в Слиме. К тому времени княжна Путятина давно была женой мальтийского рыцаря, коммерсанта и отчасти политика, Эдгара Табоне. После смерти Натальи мальтийские родственники мужа вывезли ее вещи из особняка. Говорили, что ручка попала в Палаццо Паризио к его хозяйке, баронессе Табрии Кристина Рэмзи Пергола (Шиклуна). Но сама баронесса утверждала, что семья Табоне давно продала эту ручку с аукциона. Печальный символ падения великой российской монархии…

Блистательная балерина

 Судьба Натальи Путятиной-Табоне сложилась счастливо, если так вообще можно говорить о женщине, потерявшей Родину. После бегства из России семья Путятиных оказалась сначала в Румынии, в Констанце, затем — в Константинополе и на Мальте. На Мальте Путятины прожили два года. В семнадцать лет Наталья уехала с родителями в Париж, где училась игре на фортепиано в Консерватории под руководством Сантьяго Рьера. Но мечты о танце не покидали юную эмигрантку. Натали записалась в класс Лаврентия Новикова, партнера гениальной Анны Павловой, а затем в класс Ольги Преображенской, талантливейшей петербургской балерины, тоже оказавшейся в эмиграции в Париже.
В 1927 году княжна Путятина вышла замуж за мальтийского коммерсанта (и рыцаря Ордена св. Иоанна Иерусалимского) Эдгара Табоне и уже окончательно переехала с мужем на Мальту. На острове рыцарей-иоаннитов она стала давать уроки балета, а в 1939 году основала собственную балетную школу под названием «Отрада».
Надо сказать, что в то время на Мальте нельзя было получить достойное хореографическое образование. Школа «Отрада» стала первым учебным заведением на острове, выпускавшем профессиональных танцоров балета. Наталья Путятина-Табоне танцевала на сцене Королевского Оперного театра в Валлетте и на сцене театра «Маноэль», а ее школа превратилась со временем в Академию Балета.
В 1934 году княжна представила мальтийской публике партию из репертуара Анны Павловой, ее знаменитого «Умирающего лебедя». Публика была в восторге. За услуги в продвижении культуры на Мальте Наталью Путятину-Табоне наградили титулом Дамы Чести Ордена Рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. К чести Натальи Павловны, она не оставляла своим вниманием соотечественников-эмигрантов и часто давала благотворительные концерты в пользу русских беженцев.
Одной из самых одаренных учениц Натальи Путятиной-Табоне стала Таня Байона. Двенадцать лет Байона постигала тонкости классического балета под руководством Натальи Путятиной, а потом продолжила свое образование в Лондоне.
В 1965 году Таня Байона вернулась на Мальту и решила открыть собственную балетную школу, в которой будущие танцоры обучались бы по методу Энрике Чекетти. В 1981-м произошло слияние школ Путятиной-Табоне и Байона, и так возникла Академия Балета Тани Байона и княжны Натальи Путятиной.
Наталья Путятина-Табоне умерла на Мальте и была похоронена на кладбище Та-Браксия.
Княжна Путятина была счастливым человеком — все ее мечты сбылись и надежды оправдались. Кроме одной… После того злосчастного бегства из России она так и не увидела Родину. Но Мальта, со своей стороны, дала княжне все, о чем только может мечтать женщина, пусть даже самая талантливая: вдохновение, творческую реализацию, успех, благосостояние и любовь.