Палиндрософия и Великая Лита

Александр Бубнов
1

По наблюдению Ю.М. Лотмана («О семиосфере»), «текст при «нормальном» чтении отождествляется с «открытой», а при обратном – с эзотерической сферой культуры. Показательно использование палиндромов в заклинаниях, магических формулах, надписях на воротах и могилах, т.е. в пограничных и магически активных местах культурного пространства (...). Зеркальный механизм (...) имеет столь широкое распространение (...), что его можно назвать универсальным, охватывающим молекулярный уровень (в частности, ДНК. – прим. моё, А.Б.) и общие структуры вселенной».

Термин палиндромия происходит от палиндрома, который «активизирует скрытые пласты языкового сознания» (Ю.М. Лотман) и является нам «музыкой сфер» (Н.Винер). Узко палиндром понимается как текст, читаемый одинаково слева направо и справа налево: «топ и пот / топора ропот / лат речь чертал» (В.Хлебников), «о, вера моя, о марево!», «ты бог, о быт!» (Н.Ладыгин), «дорого небо, да надобен огород», «ад я лишил яда» (Д.Авалиани). В широком, междисциплинарном, философском аспектах палиндромия до сих пор системно не изучалась.

Палиндромия в целом понимается нами как универсальная структура, основанная на эстетике симметрии, в основном, зеркальной. С лингвоструктурной точки зрения палиндромия есть текст, основанный на симметрии своих элементов. Метапоэтическая составляющая палиндромии – это некое «царство» палиндромов, «the world or realm or kingdom of palindromes» (М.Donner). Кроме того, палиндромия – термины медицины и биохимии. В теории музыки близкие понятия – ракоход, инверсия, инверсия ракохода – объединяются в классическую музыкальную палиндромию (условно говоря, от И.С. Баха до А.Берга). Специфические области представляют собой «изобразительная» палиндромия в живописи (М.Эшер, С.Дали, «Палиндромы» К.Степанянца), а также в искусстве кино и телевидения, в визуальной поэзии, в графическом дизайне, товарных знаках и т.п. С осмыслением философских аспектов палиндромии всё вышеозначенное в целом приобретает палиндрософический характер. Область философии, осмысливающую палиндромию в целом, предлагается назвать палиндрософией.

Философские составляющие палиндромии отражены в широком исторически-концептуальном диапазоне: от принципов философии герметизма до Й.Хёйзинги («homo ludens»), от древнейших магических словесных формул («ablanatanalba», sator-квадрат) и символов («ороборо») до Р.Штайнера и созвучных ему лингвофилософских идей В.Хлебникова, который впервые систематически разработал палиндромию на руском языке.

Поскольку «смысл эстетического воздействия симметрии (…) заключается в том психическом процессе, который связан с открытием ее законов» (Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972. С.13), нахождение и исследование параметров и структур палиндромии позволяет подойти к комплексному, универсальному представлению типологии палиндромии в контексте её философского осмысления.

Циклограмма (взаимопереход при повторе) с В/Г-делецией Слово/Логос как часть и модель зеркального механизма Словосферы (Г.Гачев) / Логосферы / Ноосферы (В.И.Вернадский) позволяет сделать весомый шаг к пониманию универсальных категорий философии языка в пространственно-временном контексте словософии / логософии / ноософии. Обратим внимание на ценное замечание Вернадского: «В наших представлениях об эволюционном процессе живого вещества мы недостаточно учитываем реально существующую направленность эволюционного процесса». Вполне вероятно, что весомая часть этого процесса проходит от микромира (двойная спираль ДНК) к макромиру (спиральных галактик) с учетом ноосферического осмысления палиндромии.

Палиндрософическая (упрощённая) схема Эволюции представляет собой следующий вид:
Дух (Д) –> Сознание (С) –> Материя (М) –> Сознание (С) –> Дух (Д) –> …
сокращенно: Д-С-М-С-Д- 
«Левая» часть Д-С-М является формулой Замысла, Творения. Отражающая «левую» (или обратная «левой»), «правая» часть М-С-Д есть формула Совершенствования. Продолжаясь (аналогично «сдвигу рамки» в ДНК, аналогично циклограмме в лингвопоэтике) на новом витке спирали, «правая» часть в новом цикле -М-С-Д- есть формула Вокрешения.
Вся же схема, осмысленная слитно, представляет собой формулу Творчества или Со-Творчества.

2

Первые 6 абзацев этих заметок скопированы полностью и слово в слово по источнику: Бубнов А.В. Палиндромия как «музыка сфер»: философское осмысление симметрии текста и смежных форм // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.4. – М., 2005. – С.157-158. (отличие только в том, что курсив здесь, увы, не отражается; курсив связан, в основном, с терминологией: палиндром, палиндромия, палиндрософия и т.п.). Абзацы, связанные с тезисом «схемы Эволюции», представляют собой копию по источнику: Бубнов А.В. О палиндрософии микро- и макроязыковых структур // Феномены природы и экология человека: Сб. научных трудов и материалов четвёртого международного симпозиума (Казань, 24-27 мая 2004 г.): В 3 т. Т.3. – Казань, 2004. – С.63-70. (на этом материале в начале «нулевых» у меня состоялся доклад в Музее-библиотеке Н.Ф. Фёдорова на улице Профсоюзной в Москве, куратор – Анастасия Гачева, мои благодарности). Впрочем, последний источник содержит в себе также тезисы первых абзацев этих заметок.

Сегодняшний день – 21 июня 2020 года – символически и всячески подходит для акцентирования Софии Палиндрома – Палиндрософии существования челосвека и всего живого! Кроме того, это День Великой ЛИТы – максимального сближения Новолуния (Полнолуния) и Летнего солнцестояния. Кроме того, 21 июня 2020 года – День медицинского работника, отмечаемый в этом году на фоне пандемии коронавируса… И пусть палиндромия (термин медицины!) повернёт пандемию вспять, и та растворится во времени…

Великая ЛИТа (или Великая ЛИТния) – это день, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну ЛИ(Т)нию и при этом сближаются с ЛЕТним солнцестоянием 20 или 21 июня (в зависимости от часовых поясов)!.. В основу понятия «Великой ЛИТы» мною взято слово (и праздник) «лита» – с англосаксонского наречия это слово переводится как «самый длинный день в году»… Естественно, этот праздник рифмуется с Иваном Купалой…

3

Третью часть заметок начну с упоминания поразившего меня в своё время цикла из 2-х лекций «Биологические часы» (особенно это касается финальной части 2-й лекции! от 30:00 и далее), услышанного несколько лет назад на телеканале «Культура» (в проекте “Aсademia”). Поразил меня тот факт, что (перефразирую по-своему), как выяснилось, буквально каждая клетка организма подчиняется законам биологических часов, и всё это описывается палиндромическими графиками, всё это восходит к Палиндромии, к палиндрософическому пониманию Вселенной и места в ней человека и всего живого!.. И открыл всё это удивительный биофизик Симон Эльевич Шноль. Он рассказывал о своих поисках, о своих непростых исследованиях на протяжении многих десятилетий… И даже неудивительной оказалась дата его рождения – 21 марта – по Московскому времени иногда это День весеннего равноденствия (в 2019 году, например), плюс к тому, с 2000 года 21 марта – Всемирный День поэзии! А палиндром в поэзии – это особый мир… В этом – 2020 – году Симону Эльевичу исполнилось 90 лет – пожелаем ему доброго здоровья!!!

Симон Шноль: «Выяснилось, что в любых процессах есть три годовых периода – среднесолнечный, високосный и тропический год – от одного момента весеннего равноденствия к другому. Так это – часы. Вывод: во всех процессах отражается движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. (…). Когда день переходит в ночь, противоположные движения земли становятся сонаправленными и образуют «феномен палиндрома» (как при чтении текста туда и обратно), а затем опять расходятся. И по ним можно точно установить часы, и все процессы умеют это делать. Палиндромы Луны, Венеры, Марса – это чистая физика, и все они крутятся по береговой линии Вселенной» (цит. по записи от Алисы Агранат, сайт sotok. net). В строгонаучном стиле и более подробно см.: Шноль С.Э. Космофизические факторы в случайных процессах. [М.,] 2009. Гл.21. С.305-331. …И здесь впору говорить о таких специфических областях, как палиндромическая физиология (палиндрофизиология), клеточная палиндромия и т.п.

Вспоминается следующая догадка 1980-х гг. от Сергея Бирюкова: «Инстинктивно оберегая стихийность нашего существования, мы порой предпочитаем не знать, что говорим прозой. Законы, существующие в природе, но невыявленные, как бы не существуют. Между тем «закон природы есть реальность, открывающаяся в феноменах». Это справедливо не только в области естественных наук. Палиндромичность, как, скажем, и рифменность, словно бы разлита в природе…» (Бирюков С. «Эй, житель, лети же!» // Литературная учёба. – 1985. – № 5. – С.215-218). Теперь понятно, что закон ПРИРОДНОЙ ПАЛИНДРОМИИ точно существует! И это научый факт!

Весь мир, всё живое буквально пронизано палиндромией, палиндромическими процессами!.. Палиндромия с нами и в нас!.. И осознание этого (палиндрософия) – надеюсь – сможет помочь в корректировке буквальной философии существования / переживания человека (либо в попытке небуквального сосуществования экзистенциализма с наукой, может быть, даже в контексте русского космизма).

21.06.2020

=

P.S.

ЛИТа
(v.2.0)

Лита,
пусть даже великая, –
это миг

жизни
миллионнолетних
Луны и Солнца,

которые
всё танцуют
и нас
вряд ли заметят!..

Но в этой элите небесной Литеры –
в Лите –
они
с Землёю становятся в ряд,
образуя летящий лик,

а мы,
стрекозно трепе;ща,
заглянем в оконце,

где наш поэтический Дом
символично
светит

лампадами образов –
водопадами
и реками горними
и речами дольними
окружён

в отблесках маленьких лун и солнц
и звёздочек радостных –

оттого, что они
далеко не забыты
и живы в нас

и в каждой молекуле лет
соблюдая закон,

и там,
где светит снова фигура весны,

и в Литах,
и в Линиях,
и в Летних Литниях восходящих –
из наших горланящих возгласов
и наших горящих идеями
глаз –

с нами
и в нас!

17.06.2016
21.06.2020
Александр В. Бубнов.