Чей ставленник Рюрик? Новое

Татьяна Алексеевна Щербакова
ВИЗАНТИЙСКО-КАРОЛИНГСКИЙ СТАВЛЕННИК РЮРИК. НОВОЕ


                1





                Вернемся к  появлению Рюрика в Древней Руси. Что об этом вопросе думают, к примеру,  шведы? Поскольку никаких документов о Рюрике-будущем русском правителе – не существует, во всяком случае, пока их не обнаружили, то и европейские, и российские ученые прибегают к сохранившимся литературным произведениям, начиная с десятого века. В частности – сагам. Вот что повествует одна из них, написанная шведами: "У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом  (Старой Ладогой) и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им (словенам) пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде (на острове Готланде) воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: "Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга". (Сага о конунге Рорике и его потомках (в пересказе Д.М.Михайловича). М., РАЕН, 1995, с. 12-13).
            Хотя Михайлович и пересказал  сагу, вероятно,  конца девятого века, как определяют наши отечественные ученые - топонимики, но ее надо в прямом смысле слова  еще и перевести. И вот что тогда получится: «У верховного правителя самого большого  острова в Балтийском море Гаутланда воспитывался Рорик из рода шведской династии викингов, военных вождей Восточного пути – Волховско-Днепровского пути «из варяг в греки». Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит  в Западной России людьми, посланными шведским военным вождем… Арнвид по праву владел Старой Ладогой и собирал дань с Новгорода и Архангельской области и других земель Восточного пути. Шведский военный вождь послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Военный вождь Старой Ладоги был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского  военного вождя осталось меньше половины. И тогда жители Западной России, называвшиеся словене, объединились с  жителями Архангельской области и прочими племенами, разбили их и прогнали за море…»
 Далее  древнее шведское повествование сообщает: «Словенам пришлось вспомнить о том, что на самом большом острове Балтийского моря воспитывается враг шведского военного вождя. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Западной России по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Старую Ладогу, если ты сумеешь защитить нас от людей военного вождя».
           Итак, Арнвид Незаконнорожденный по праву владел Старой Ладогой и собирал дань с Новгорода и Архангельска и других земель Восточного пути. Вот каким варягам начали платить дань еще при хазарах  будущие русичи – викингам, которые  владели  торговыми  путями  «из варяг в греки» и брали налог за прохождение по ним. Почему же они это делали? Да потому,  как  повествует легенда, что они его и открыли и считали своим приобретением по праву, о чем и говорится в приведенном выше историческом документе. И по праву ими владел ни кто иной, как отец Рорика, Арнвид Незаконнорожденный.
          Эту древнюю скандинавскую  сагу, как и любые литературные произведения, нельзя считать историческим документом. Можно лишь принять ее к сведению, как любопытную информацию.
           Мое внимание привлек настоящий документ, о котором ученые пока что не упоминают в связи с личностью таинственного Рюрика. В саге о конунге Рорике говорится, что словенам пришлось  послать своего человека по имени Лют к врагу шведского военного вождя – Рорику. И тот тайно встретился с ним, сказав: «Мы обещаем опять отдать тебе Старую Ладогу, если ты сумеешь защитить нас от людей военного вождя». Об этом – в саге, то есть, в сказке.
          Но в настоящем документе, которым  историки сегодня располагают, говорится, что в 839 году действительно было посольство в Европу представителей земли росов в составе византийской делегации. Росами называл будущих русичей  византийский император  Константин  Багрянородный, а их землю – землей росов, Росией (а не Русией, как придумали позже летописцы) -так говорится в его дневниках. Не понимаю, почему это название (документальное, пусть и от византийского императора – другого-то нет!) не использовалось в дошедших до нас источниках «отечественных» авторов? Любой современный «летописец», обращающийся к девятому веку, испытывает большие трудности при написании текста, не зная, как назвать нашу древнюю землю и  проживавший на ней народ. Константин Багрянородный знал и оставил это название – Росия – для истории, но его почему-то игнорировали на протяжение многих веков, вплоть до сегодняшнего времени.


                2



           Поэтому хочу привести здесь публикацию 2017 года в журнале «Историоскоп»: «Константин Багрянордный об управлении империей».
«Давно известно и не оспаривается, что впервые термин «Росия» (греч. ;;;;;), как греческое название государства Русь, встречается в X веке в трактатах византийского императора Константина VII Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей». Все это известно давным-давно, но если уж люди интересуются, как это выглядело в греческом письме, то вот вам оно самое.
      Греческий текст из трактата «Об управлении империей» под редакцией Дьюла Моравчика, венгерского византиста, взят из этой книги. Английский перевод британского византиста Дженкинса. И вот отрывок про Россию на греческом языке.
Перевод на русский взят с сайта Востлит. Можете сравнить с греческим оригиналом.

                «9. О росах 1, отправляющихся с моноксилами 2 из Росии 3 в Константинополь

              Да будет известно, что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.»
        Поясняю. Немогард - Новгород. Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии - Святослав, сын Игоря, князя Руси. Милиниски - Смоленск. Телиуцы - скорее всего Любич. Чернигоги и из Вусеграда - Чернигов и Вышеград. "рубят в своих горах моноксилы" - летописный "оковский лес", т.е. Валдай.
        Рукописи трактата "Об управлении империей" Константина Багрянородного хранятся в Париже (2 списка) и в Ватикане (1 список)".
  Как писал еще историк Соловьев в 19 веке, славянские монахи-летописцы не могли «осилить» византийское название Россия, писали, к примеру, «Роусьская земля» в 1110 году. Но жаль, что византийское название Росия,  давшее основу имени Россия, не прижилось не только при Романовых, но и советское, и в наше время.

                3

          Итак, в 839 году было  посольство росов к франкскому двору Людовика Благочестивого, но в составе  византийской делегации, так как  своего дипломатического корпуса в то время у росов еще не было и роль послов выполняли купцы. В 839 году — во французских «Сен-Бертенских анналах» - упоминаются представители народа «рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому – за 20 лет до начала княжения на Руси Рюрика. О чем же они могли просить короля под покровительством византийского двора?
         Конечно, главный вопрос, интересовавший и в то время любую страну, был вопрос торговли, на которой в любом государстве формировалась ее основа – и экономическая, и национальная, и политическая, и религиозная. Сейчас появляется все больше исследования и версий о происхождении на Руси династии Рюриковичей и самого Рюрика. Пока что ясности в этом вопросе нет. Но есть глубинная и самая важная проблема, которая волновала росов так же, как европейцев, и с которой они прибыли в составе византийского посольства ко двору франкского короля Людовика Благочестивого. Это вопрос таможен и  государственной границы, которая всегда связана с таможенным. Земля рос готовилась в первой трети девятого века к цивилизованной торговле между собственными одиннадцатью племенами и с Европой с помощью более эффективной охраны государственных границ и создания на них таможенных пропусков. Без решения этого вопроса земля росов  находилась в постоянной опасности  межплеменных распрей и войн с другими государствами.
        И отправились  послы росов в Византию, а затем и к королю франков за помощью в решении  именно погранично-таможенного вопроса. На современном языке – им нужны были технические секреты обустройства цивилизованных (по тому времени, конечно) таможен и квалифицированные специалисты. Вот тогда и могло  всплыть  имя тех, кто в этом деле в Европе преуспел. И это – представители семьи датских королей, из полусказочной династии (от верховного бога Одина) Скьёльдунгов. Кстати, династия, о которой говорится в скандинавской саге о Рорике и его потомках, переведенной  Михайловичем, Скильвингов (шведская) – одного и того же рода со Скьёльдунгами. И названия мест, откуда родом Рорики, о которых  говорят легенда и  исторические документы, похожи. Готланд - принадлежащий Швеции остров в Балтийском море. Сейчас вместе с близлежащими небольшими островками составляет историческую провинцию Готланд, лен Готланд и коммуну. Ютландия,  полуостров в Европе, разделяет Балтийское и Северное моря. Площадь около 40 тысяч км. Северная часть полуострова (более 2/3) принадлежит Дании, южная — Германии (земля Шлезвиг-Гольштейн).
        Интересно, что и имена тех, кто обращался к Рюрику с приглашением на царство в землю рос, и тех, с кем он сам имел дело – похожи.  В первом случае – это посол росов некий Лют. Сказочный персонаж из саги. Во втором – исторически реальный – сын короля франков Людовика Благочестивого, Лотарь. С которым Рорик то заключал договор о сотрудничестве, то воевал против него.
Вспомним: в саге о конунге Рорике говорится, что словенам пришлось  послать своего человека по имени Лют к врагу шведского военного вождя – Рорику. И тот тайно встретился с ним, сказав: «Мы обещаем опять отдать тебе Старую Ладогу, если ты сумеешь защитить нас от людей военного вождя». А вот как было у «документального» Рорика Ютландского.
После крещения вместе с сыном Рориком (племянником или братом) и 400 подданными обоего пола Харальд Кларк получил от императора франков в правление владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги и который он должен был охранять. Но в 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году он воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден снова уступить Рорику таможенный город Дорестад в дельте реки Рейн и большую часть Фризии.  Как видим «опять» вынужден был отдать Рорику король Лотарь таможенный город Дорестад, чтобы тот защитил его от набегов викингов. Именно из разоренного в конце концов Дорестада (наводнением –Т.Щ.) Рорик отправился в таможенную Старую Ладогу. Неизвестно, был ли действительно посол Лют, но вот король Лотарь  был точно и имел дела с Рориком.


                4


         Но почему во время посольства купцов земли рос к франкскому двору в 839 году всплыла фамилия именно детей датского короля Гудфреда (правил в 800-810 годах)? Все дошедшие до нас письменные сообщения о Гудфреде связаны с его деятельностью, направленной против Франкской империи. В 804 году ( в это время Рорик,  внук Гудфреда, вероятно, был еще младенцем) он собрал армию и флот в Слиесторпе (так называлась в латиноязычных источниках пустошь Хедебю), на границе с Саксонией. Немного южнее, за Эльбой, стояли войска Карла Великого. Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, однако, вероятней всего, прямое столкновение между ними было предотвращено. Хедебю предстояла очень серьезная миссия стать самой  важной европейской таможней. Но ради ее развития и укрепления в 808 году Гудфред  напал на землю бодричей, заключивших союз с Карлом Великим, и опустошил её, так что они вынуждены были просить его о мире и обещали платить дань. Во время этого похода Гудфред стёр с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик, и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, значение которого как торгового центра благодаря этому упрочилось. Расстояние между Рёриком ( сегодня - поселок Бловац) и Хедебю (Шлезвиг) – 200 километров.
          Сразу же после этого похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу реки Айдер: «вал от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море, с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки». С борьбой за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю связан и поход Гудфреда против фризов в 810 году: с большим флотом он прошёл по побережью, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но неожиданно необходимость в нём отпала: Гудфред был убит одним из своих дружинников. На смену ему пришел его сын Харальд Кларк. Но он был изгнан и в 826 году пошел служить к франкскому королю Людовику Благочестивому.
              В этой семье родился и вырос Рорик Ютландский. Кем же он стал? На современным языке: таможенником высочайшей квалификации, пограничником, правителем и … «полевым командиром», который в любой момент мог  со своими отрядами отправиться грабить город или поселение, нарушившие инструкции по уплате таможенных сборов и тому подобное. Он был хорошо натренирован и всегда рвался в бой. Нападал он и на обустроенную его братом (по другим источником дядей)  таможню Хедебю.  Дважды, как говорилось выше, владел другой крупнейшей таможней Европы – Дорестадом в дельте Рейна.
              После крещения вместе с сыном Рориком (племянником или братом) и 400 подданными обоего пола Харальд Кларк получил от императора франков в правление владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги и который он должен был охранять.
             Но в 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году он воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден снова уступить Рорику таможенный город Дорестад в дельте реки Рейн и большую часть Фризии.   
          Это было спустя год после смерти Людовика Благочестивого и спустя два года после византийского посольства, в составе которого были представители земли росов.
         Так почему же король мог указать посланцам росов на представителей датского королевского двора в качестве кандидатов на правление в далекой языческой стране? Только ли потому, что они были очень хорошо знакомы с делом обустройства  границ и таможен? Скорее всего, имелась еще  важная причина.
          Одним из основных направлений политики Людовика Благочестивого в отношении славян была их христианизация. В основном ею были затронуты те территории, которые признавали над собой верховную власть императора Запада. Согласно интерпретации рядом историков сообщения императора Византии Константина Багрянородного, современника Людовика, князь Далматинской Хорватии Борна принял христианство и крестил многих хорватов. Находившейся в плену у франков, князь ободритов Славомир в 821 году был крещён и так далее. Кстати, ободриты – это древние славяне, проживавшие на территории Дании, в том числе, в  таможенных городах Рёрике и Хедебю, но «растворившиеся» в культуре немецких переселенцев. Так что, видимо, совпали интересы  Византии и Людовика  Благочестивого дать на правление росам воинственных представителей семьи датских королей, которые  были уже крещены, владели данами-язычниками во время их крещения (которые затем на время все-таки отвергли новую веру) и были  отличными специалистами таможенного дела и обустройства границ.
Однако в деле христианизации Европы  в это время было не все так просто. В 9 веке произошёл раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.
         Ко времени византийско-«роского» посольства Людовик Благочестивый в борьбе с Папой одерживал верх, что было на руку Византии. И конечно, предполагаемая кандидатура на «работу» в Росии должна была представлять интересы Людовика и Византии. Во всяком случае, не быть сторонником Папы. А как  Рорик Ютландский мог быть его сторонником, если глава католической церкви называл его «язвой христианства» из-за его разбойного правления язычниками во Фризии? Короме того,  Византии, скорее всего, было  выгоднее иметь у себя по соседству правителем даже язычника, нежели католика. И характеристика Рорика как «язвы христианства» и «короля варваров» не очень смущало Византийский двор.

5

Рорик до переезда в дальнюю «лесную страну» правил таможней в Дорестаде и воевал еще двадцать лет. Людовик умер, и Папа взял верх.
Обострение раскола между константинопольской патриархией и папством длился с 863 по 867 год- как раз до времени переезда Рорика Ютландского, "язвы христианства" и «короля  варваров»  в Старую Ладогу, к росам. Глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи (Константинополь). Так что причины выбора кандидатуры Рорика на правление в земле росов могло быть куда более глубинным и тайным, связанным с большой политикой в Европе и втягиванием в нее князей этой лесной земли. И хотя  населяемые ее племена пока что были язычниками, в Европе уже разыгрывалась карта христианизации росов - в зависимости от того, с кем она выберет дружбу: с католиками или православными. А может быть, кто-то в Европе надеялся, что при "язве христианства", Рорике, благоволившем к язычникам в управляемой им Фризии,"лесная" страна не будет спешить христианизироваться вообще и в отсталом виде будет более послушной и полезной европейцам (в том числе, в вопросах международной торговли и пограничных - владений территориями), нежели став с ними на одну ступень в религиозном и культурном развитии? И в самом деле, как известно, Древняя Русь крестилась лишь сто лет спустя после начала правления в ней Рюрика, только при его правнуке Владимире Святославиче.
             В начале XI века началось проникновение западноевропейских завоевателей на территории, находившиеся до того под контролем Восточной Римской империи. Политическое противостояние вскоре привело к противостоянию Западной и Восточной церквей. То есть, раскол православной церкви на  греческую и католическую отражал борьбу за определенные территории. Древняя Русь входила в круг интересов  как Византии, так и Европы.
         Когда византийское посольство, в котором присутствовали росы, прибыло ко двору Людовика Благочестивого в 839 году, то, значит, византийцы надеялись на кандидатуру «менеджера» от франкского правящего дома для торгового пути «из варяг в греки», который будет представлять интересы торговли как Европы, так и Византии – от Старой Ладоги до Константинополя. Кроме того, Византия надеялась на военную помощь от «соседа-язычника» для защиты своих рубежей. От соседа, первые «дипломатические представители» которого и были в этом посольстве.
          Но от кого росы должны были принять христианство – от греческой церкви или от Папы? Как обсуждался этот вопрос тем посольством, нам неизвестно. Но если Людовик Благочестивый постоянно не ладил с Папой, стараясь ослабить его влияние на франкский престол, то, понятно,  он мог быть в вопросе принятия христианства росами на стороне Византии. И такую задачу король мог ставить перед кандидатом в правители росов – будущим Рюриком.

                6

         Прошло еще долгих двадцать лет, прежде чем Рорик отправился владеть Ладогой и обустраивать торговые пути земли росов. Может быть, он и не стал бы связывать свою судьбу с неизвестным «лесным» государством, если бы его дела не пошатнулись очень сильно.
         После заключения с братьями Верденского мира (843) Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рорик с дядей (братом) были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался (по другим сведениям он прожил до 852 года). Рорик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.
        В 850 году он при содействии своего двоюродного брата (возможно племянника) Годфреда Харальдсона вновь отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь (или сказочный Лют?- Т.Щ.) пошёл с ним на мир с условием, что Рорик будет ограждать его северные земли от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рорика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу:
«Рорик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства».
         Во время правления Рорика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рорика по отношению к франкскому императору.
           В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рорик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю.
           Завоевания Рорика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем, остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рорика на Хедебю.
        В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рорика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году он вновь правил Фризией как «король варваров» (barbarorum rex). За год до этого умер Лотарь II, и Рорик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают.
       Однако начало правления Рюрика  в земле рос считается 862 год, а смерть – 879-й. Но последнее «европейское» сообщение о Рорике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рорик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского.
         Если принять версию о  Рюрике – Рорике Ютландском, то в таможенный город Старую Ладогу, к росам, он должен был приехать  после 872 года, на 10 лет позже. И здесь уже его сопровождал легендарный Вещий Олег (эта так и оставшаяся неизвестной в истории личность, может быть, и есть племянник Рорика Рудольф Харальдсон? –Т.Щ.). Разве можно сегодня, спустя 1200 лет, без документальных подтверждений из земли росов, точно обозначить какие-то даты начала и конца правления Рюрика?
       Есть все-таки один факт, который  словно олицетворяет саму судьбу России: она началась с правления датчанина Рорика Ютландского и закончилась правлением же потомка датских королей Николая Второго.


                7

         Дело в том, что, хотя Россия в 16 веке и сменила династию Рюриковичей на династию Романовых, в 1762 году на  российский трон взошла Екатерина Вторая, мать которой, Иоганна Елизавета - из Готторпского владетельного дома. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Гольштейнскому и основателю династии Ольденбургов – датских королей. То есть, к этому же роду относится и император Павел Первый, и всего его дети – последующие  императоры российской империи, вплоть до ее падения при Николае Втором. Все они в той или иной степени "Рюриковичи"…
        В III веке н. э. территорию Шлезвига населяли германские племена, на востоке — англы, в центральной части — юты, на западе — фризы. Этой территорией продолжительное время правил  Рорик Ютландский. И приобрел негативное прозвище от Ватикана – "язва христианства". Почему же?
      Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. В период раннего средневековья христианство с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств на языческие земли — в том числе, во Фризию.
       Но попытка  распространить христианство во Фризию и Данию, не принесла успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. Видимо, Рорик Ютландский  терпимо относился к язычникам в управляемой им стране,  может быть, поэтому в истории за нм осталось такое прозвище?
         В III веке н. э. территорию Шлезвига населяли германские племена, на востоке — англы, в центральной части — юты, на западе — фризы. Южнее реки Айдер расселялись саксонские племена. С IV века усилились вторжения более северных племён данов, вытеснявших англов и ютов, которые под их давлением переселились за море в Британию. В этом движении племён приняла участие и часть саксов. Страна, заселённая данами, управлялась своими королями. Многочисленные группы саксов, не ушедших за Северное море, продолжали прибывать с юга. Теперь уже данам пришлось испытать на себе давление саксов. Река Айдер, составлявшая южную границу королевства данов, их не останавливала.
        Для защиты южной Ютландии от вторжения саксов в 808—810 годах королём Дании Гудфредом был сооружён пограничный вал, так называемый Даневирке, шедший через весь полуостров от Северного моря к Балтийскому. В 850 году апостол Севера Ансгарий построил здесь первую церковь в Хедебю. Недалеко от Хедебю появился город Шлезвиг. В начале X века Шлезвиг вместе с южной Ютландией подчинился датским королям. В 934 король Германии Генрих Птицелов завоевал область между Шлей-фьордом и реками Айдер и Треене и образовал из неё марку Шлезвиг.
В 948 король (впоследствии император) Отто I Великий основал в Шлезвиге епископство. В течение Х и первой четверти XI века Шлезвиг являлся яблоком раздора между германскими и датскими королями, пока в 1027 Конрад II не уступил его Кнуду Великому Датскому. Реки Айдер и Левенсау стали границей между германскими и датскими владениями. Шлезвиг или южная Ютландия, как до 1340 называлась страна, управлялся датскими наместниками, большей частью принцами королевской семьи, ставшими носить титул герцогов.
       Сегодня Хенштедт-Ульцбург – это бывший  Шлезвиг (Германия – земля Шлезвиг-Гольштейн), а Вейк-бей-Дюрстеде – бывший Дорестад (Нидерланды – Голландия). От Шлезвига (Хедебю) до Дорестада  - 450 километров. Напомню: Петр Первый поехал в Голландию учиться – туда,  где в девятом веке правил таможней Европы - Дорестадом - Рорик Ютландский.