Наследник. Сказка для взрослых

Эдуард Лиляк
  1.

  - Мальчики кушать!  - Позвала Надежда Арсеньевна, маленьких внуков, Вадика и Мишу, разница в возрасте у них была в два года, от младшей дочери Анджелы Вадику было семь лет, а от старшей Мише шёл шестой, но уже в этом возрасте отличался смышленостью и интеллектом к познанию.

 - Мальчики кушать!
 Вадик побежал первый, в этом он был весь, дед не раз говорил про него – «Шустрый, мимо рта не пролетит».

 - Миша! – Ты почему не идёшь? – Спросила бабушка, зайдя снова в комнату, где в это время младший со вниманием смотрел на старинные настенные часы.

 - Сейчас бабушка, - сказал маленький Миша, не отрывая взгляда от часов.  - Ещё минуточка и я услышу красивый бой.

 Бим-м, бам-м, бам-м-м, ударили молоточки в красивых часах деда, и по комнате прошёл старинный, приятный на слух звук гонга, это было для него важнее, чем старшему двоюродному брату Вадику поскорее опрокинуть ложку супа.


 2.

  Старшая дочь Ольга была во всём похожа на своих родителей, после окончания института работала научным сотрудником, родители Миши были знакомы, когда ещё были студентами, но со свадьбой решили не спешить, образование для них было важнее, чем быть «уже взрослыми». Их сын Миша  рост в атмосфере интеллигенции, где честь и достоинство сочеталось с трудолюбием и волей. В их семье большое внимание уделялось постоянному обучению и интересу к познаниям, и уже в младшем возрасте маленький Миша имел на редкость отличную память и дальновидное восприятие, которое как показало в дальнейшем, его ни когда не подводило. Постоянно учился, набирался опыта и авторитета, где авторитет впоследствии будет работать на него, что было для Миши в крови воспитания.

 Младшая Анджела уже с детства росла с установкой, что ей все должны и должны самое лучшее, ни чего не отдавая взамен. После школы поступила в кулинарное училище с девизом – «Всегда будешь сыт, и на продукты тратиться не надо». На втором курсе вышла замуж, с мужем жили у родителей в трёх комнатной квартире, где родители отдали молодой семье свою спальную, согласившись на временные неудобства ради счастья молодых. Из-за несправедливого отношения и замечаний матери, в семье часто бывали ссоры и неприятности, в следствии Анджела поставила родителям условие о выплате ей определённой суммы, где в дальнейшем они уезжают работать на север за большими деньгами и счастливым будущим с последующей выпиской, где уже через некоторое время скажет – «лоханулись». Уезжала со словами – «У нас теперь будет всё, и квартира, и машина, дача и главное деньги». Впоследствии работала при столовых, но долго ни где не задерживалась по причине не досздачи и воровства, и с каждым увольнением уходила со скандалом с чувством обиды и не справедливости. Постоянные разговоры в их семье приносили сочные плоды, их сын Вадик рос мальчиком хулиганистым, от чего не раз были приводы в милицию, где и был на учёте. По жизни существовал без увлечений, с девизом  - «Хитрость второй ум», с мечтой разбогатеть, только, как это сделать задачи не ставились никогда. Был любитель брать в долг, с желанием что забудут, а лучше умрут, из-за чего друзей не было, а только знакомые с такими же желаниями по жизни.


 3.
 
 - Деда, расскажи про твои часы, - Спросил младший внук Миша, с интересом разглядывая часы из коллекции деда.

   Андрей Николаевич работал в музее научным сотрудником, хорошо поставленным голосом иногда давал экскурсии, которые запоминались своим захватывающим живым интересом. Не раз приглашали читать лекции в столичные вузы по истории искусств, где посещаемость была сверх нормы, его послушать приходили студенты и других факультетов.


 - Каждые часы имеют свою историю. – Каждые часы индивидуальны, требуют внимания, любви и бережного отношения. Это Винтерхалдер, это Ленцких, Густав Беккер, Кинзле, Мюллер, Шлёнкер, Мауте, Хасс…. Перечислял производителей дед, показывая настенные и настольные часы маленькому Миши. Пятилетний внук смотрел с интересом и внимательно слушал, каждые часы для него были какие-то особенные, одни были похожи на богатого купца,  другие на элегантного английского лорда, третьи на красивую девушку из прошлого столетия.

 - Деда, а эти часы рисовал Альфонс Муха?

 - Миша! Откуда ты знаешь этого художника?- С удивлением спросил Андрей Николаевич.

 - Мы с мамой книжки твои читали я и картинки смотрел.

  Андрей Николаевич улыбнулся и подумал – «С него будет толк».

 - Деда, а какие часы самые дорогие?

 - Вот эти. – Указал Андрей Николаевич на простенькие ходики, которые терялись в  богатых витиеватых узорах других часов.

  - Деда, а это как может быть?

 - Ты спросил какие самые дорогие, а самые дорогие для меня и есть эти, часы моих дедушки и бабушки, которые жили ещё до революции, на них они смотрели, берегли и они были частью их жизни, мой папа, когда ещё был таким как ты, мне рассказывал как он засыпал под равномерный ход этих часов, эти часы прожили смуту революции, блокаду, войну так же исправно служили, показывая точное время, не зависимо ни от каких ситуаций.

 - А что будет потом деда?

 - Потом я все часы подарю, тебе и Вадику.
 
 - А это зачем деда?

 - Ну… придёт время, – улыбнулся дед.

 - Не-е деда, Вадику не надо, он их сломает, пусть они всегда будут здесь и вместе.

  Андрей Николаевич улыбнулся, погладил Мишу по голове и сказал: - Хорошо, хорошо, пойдём чай пить.


 4 .
 -  Андрюшенька, подойди мой хороший, - позвала Надежда Арсеньевна своего мужа. В шестьдесят восемь она уже почти не вставала но, слава богу ещё обслуживала себя сама.

 - Подойди, сядь, я с тобой поговорить хочу. – Взяв его за руку, продолжала: - Андрюшенька, недолго мне осталось…

 - Да что ты Надь…

 - Нет, вот, за что я тебя люблю, - Улыбнулась Надежда Арсеньевна. – Никогда не даст договорить, слушай и не перебивай, пожалуйста.
 - Не доживу я Андрюшенька до зимы, во сне всех видела, и маму и папу и бабушку Наталью. – Ты знаешь, ничего не сказали, а как почувствовала, ждут меня.

 - Надь, ты опять…

 Она легонько сжала его руку, и устало улыбнулась.

  - Сказать тебе ещё хочу, когда ещё молоденькая была, до встречи с тобой  был у меня жених, да скорее я у него, время послевоенное, тяжёлое, а его папа генерал с войны. Не квартира, а залы музейные, мебель, картины, с комнаткой не сравнишь, что у тети жила, квартир таких я и не видела, всё из Германии привезено, а дача да такая что не знала, что такие бывают, обслуга, поднесут – отнесут, постирают и пирогов напекут. Его мама генеральша как царица жила ни в чём себе не отказывала, и это на фоне послевоенной нищеты, а сын у них единственный, поздний, любимчик.
 - Очень я им приглянулась, уже как на невесту смотрели, застольные разговоры на тему – первое время поживёте у нас, а квартиру вам недолго ждать. Вот думаю где счастье, очень его родители  хотели отправить нас наедине на дачу что бы так сказать ребёнка сделали, а я всё отнекивалась, выжидала, другая бы за счастье влиться в такую семью, а я нет, что-то в душе подсказывает – не спешить. А тут тебя встретила, помнишь, в парке, ты тогда ещё за мной шёл, высматривал, где живу, скромный такой был, - здесь она ещё раз улыбнулась.

  - А как познакомились, так вся в сомнениях, ты мне ближе к сердцу, на весы души взвешиваю – куда бежать?  - И ты знаешь у бабушке помощь попросила, хоть и умерла в блокаду, а всегда как-то рядом была, вспоминала её часто. В церковь пришла, просила её как могла вразумить, может ей от туда виднее будет,  и что ты думаешь, пришла бабуля в ту же ночь во сне и сказала – «А сама то, что чувствуешь? – Иди туда, куда душа с сердцем указывает,  благополучие или счастье, для одного счастье в деньгах, а для другого на первом месте искренние отношения, где всё честно и откровенно, и это и есть богатство».
 
 - Средь ночи проснулась, и так на душе легко стало, сердечко то Андрюшенька к тебе тянулось. – Очень его родители удивились, даже в чём-то обиделись, да он и недолго в женихах ходил.  – И ты знаешь Андрюшенька, никогда, ни на минутку не пожалела и всегда бабушку Наташу благодарила. – Прожила с тобой всю жизнь счастливой, а если бы Бог дал вторую жизнь, то так же с тобой по одной дорожке пошла.

 -Так что Андрюшенька, к бабушке меня положить, место моё там, хорошо нам вместе будет, понял меня Андрюшенька.
 - Надя, ну что ты, что говоришь то такое, лето на носу, на дачу скоро поедем…

 - Всегда чувствовала стержень к жизни, а тут этот стержень как вынули, не доживу я Андрюшенька до зимы то. Ты в грязной рубашке не ходи, и что бы ни мытых тарелок в раковине не стояло, поддерживай чистоту  в доме, через годик, разрешаю, познакомишься с какой женщиной хорошей, но не женись. Деньги знаешь где лежат? В шкафу на второй полке в пакетике, собрала  себе, в этом и лягу к бабушке, понял Андрюшенька, на девятый и сороковой жду тебя, а дальше как сложиться. Ты уж Андрюшенька ко мне не спеши, чем дольше меня навещать будешь, тем и лучше для меня.

  - Надя, ну что за мысли у тебя, умирать она собралась, да кто тебе разрешит умереть то.

 В ответ она улыбнулась и сказала: - Ну, вот и поговорили, хорошо то как стало, иди милый, дай отдохнуть.



Андрей Николаевич проснулся рано, ещё не было и семи, осторожно встал, что бы ни разбудить жену, кот Василий спал у неё в ногах.
 На кухне старался не шуметь – «пусть поспит», Тяжесть вчерашнего разговора старался в душе отпустить, но тяжёлые мысли не давали покоя.
 Осторожно заглянул в спальню, Надежда спала, кот лежал у неё на груди и смотрел в лицо.
 Он осторожно взял её руку, испуг прошёл через всё тело,… рука его любимой была холодна…
 
 - Надя, Надя! – легонько потряс её за плечо, не соглашаясь с реальностью страшной потерей.

 Вызвал скорую, которая на удивление приехала через пять минут. – «Так бы к живым приезжали» - подумал Андрей Николаевич. Сдерживающему слёзы Андрею Николаевичу врачи, каждый день смотрящие в глаза смерти спокойным голосом известили то, что так не хотелось услышать, выписали какую то бумажку и сообщили, что ближе к ночи умершую заберут, что-то ещё говорили, но Андрей Николаевич их не слышал…

 - Бим, бам-м, бам-м-м,  прозвучал гонг настенных часов, зайдя в комнату, окинул взглядом своё увлечение. – «Странно всё, человека нет, а часы идут» - подумал Андрей Николаевич, и остановил все маятники часов.

  Сообщил дочерям, но приехала только старшая Ольга с мужем Фёдором и уже взрослым Мишей. Анжела сослалась на срочную занятость, просила сообщить, когда будут похороны.

 - Дед, я всё возьму на себя, - сказал Миша и сразу уехал.
 
 На кухне сидели молча, Фёдор изредка наливал из бутылки, алкоголь не брал, ощущение беды только усиливалось, в соседней комнате тихо всхлипывала Ольга, кот не отрывая взгляда смотрел на хозяйку. У кого есть в доме животные, понимают, что  они так же чувствуют, переживают и любят, и у каждого животного есть душа и сердце.
 Они были до ночи, пока Надежду Арсеньевну не увезли, но что больше всего  удивляло Андрея Николаевича, что, ни младшая, ни её муж и Вадик не приехали и не перезвонили.


 5.

  Внук Миша благодаря предприимчивости сделал всё, как просила бабушка, избавив деда от разъездов и кабинетов.

  На прощание пришли все, друзья, сослуживцы и ученики, многие уже имели учёную степень и профессорский статус. Прощаясь, говорили много и только хорошее, говорили искренно и честно с большим сожалением о потере близкого человека, товарища, друга и учителя, после похорон украдкой давали деньги и говорили искренние слова соболезнования.

  За прощальным столом младшая дочь Анджела, из-за экономии приняла стороннюю позицию, и для близких родственников было странно, что на прощание семья принесла всего две гвоздички. За столом вспоминали случаи из жизни Надежды Арсеньевны, смешные и мудрые, говорили слова благодарности с искренней сочувствием.

 Анджела не заметно толкнула своего мужа, показав глазами на угол с дорогими иконами  в серебряных и позолоченных окладах, на что её муж чуть кивнул головой.

 В перерыве на поминках, многие разбрелись по комнатам большой квартиры, с последнего этажа был виден почти весь Васильевский остров Петербурга. Стояли кучками родственники и друзья, с сожалением вспоминая Надежду Арсеньевну, как правило, все собираются только на свадьбах и похоронах.

  Когда все разошлись, внук Вадик подойдя к деду, спросил: - Дед, подари на память часы. И было видно, что он специально выжидал время, когда все разойдутся чтобы спросить это у деда наедине.

 - Да бери что хошь, - ответил дед отрешенно.


  6.

  Для самых близких родных было странно, что ни на девятый день не было младшей Анджелы с мужем, не пришёл и Вадик.

 - Не расстраивайся дед. - Сказал Миша, может и к лучшему, бабушку помянут самые близкие, а ей сверху всё видно, она и рассудит.

 После некоторого времени, Михаил спросил: - Дед, а где часы, указывая на  пустое место с тёмным пятном на высветивших обоев.

 - Вадик попросил, на память,  - спокойно ответил Андрей Николаевич.


 7.

  - Добрый день, поздоровался с Вадимом незнакомый голос. – Вы продавали часы, скажите, они проданы?

 - Да, уже больше недели, -  ответил Вадим с ухмылкой.

 - Вы знаете, я именно такие ищу, я готов вам заплатить, если вы мне дадите телефон вашего покупателя.

 - Сколько? – Перебил его бывший владелец часов, с желанием «заработать» ещё.

 - А  какая сумма  будет мне стоить за информацию? – ответила трубка.

 - Пять тысяч! – Твёрдым голосом ответил Вадим, давая понять, что на меньшее он не согласен.

 - Хорошо, я переведу вам указанную сумму на карту тут же, как созвонюсь с покупателем.

 -Хэ, - парировал мгновенно Вадим.

 - В этом у вас не должно быть сомнений, часы мне нужны и я не хотел бы что бы они мне достались обманом.


  8.
 
 На пороге квартиры деда стоял Миша с большой коробкой аккуратно замотанной в стрейч.

 - Здравствуй дед, - поздоровался внук, входя в квартиру.

  - Миш, случилось что?

 - Ничего, просто принёс тебе твои часы, - спокойным голосом ответил    Михаил.

 - Ты их взял у Вадика? – С недоумением спросил Андрей Николаевич.

 - Нет, дед, я их выкупил у третьего продавца, Вадик их продал на следующий день, так-то деда, недолго была память.
 
  Было видно, как расстроился Андрей Николаевич узнав о действии старшего внука.

  - Миша! Этого не может быть!

  Михаил молча достал телефон и набрал телефон брата.

 - Здравствуй Вадик, Как дела… ты дома…-  Михаил вёл диалог как в шахматной партии. – Как часы? …Нравятся?…Ты их уже повесил на стену?... ходят?... – Я тут каталог часов деда хочу напечатать, я подъеду сделаю несколько фотографий. После этих слов Вадим стал юлить и резко вспомнил, что ему надо срочно уйти, Михаил нажимал, - Понимаю, тогда завтра! Вадим опять искал какие то причины, которые Михаилу уже были смешны.

 - У тебя точно они дома! – Рубанул  младший, в ответ промычало что-то невнятное.

 - Вадик! –Часы деда на прежнем месте! – Я их перекупил в сумму в пять раз большую, чем ты продал на следующий день! – Ты зачем это сделал! – Ты зачем продал память! – железным голосом говорил младший старшему.

 - Мне деньги были нужны, - услышал Михаил жалкое оправдание.

 - Ни одни часы деда не уйдут с его квартиры, - жёстко ответил Михаил двоюродному брату и выключил телефон.

 - Вот так-то дедушка.

 - Знаешь Миша, у меня деньги пропали и кое-что еще, - Как то виновато сказал Андрей Николаевич внуку.

 - Когда?

 - Я заметил на второй день после поминок, но Миша были, то только свои.

 - Так камеры стоят дед, я их поставил, когда мы ещё у вас жили, ну я же говорил тебе. Помнишь?

 - Какие камеры? – они, что ещё работают?

 - Если не отключал, то да.

  Какое было удивление увидеть в день похорон матери его младшая дочь Анджела, зная где родители хранят деньги и ценности, с мужем, осторожно с опаской оглядываясь что-то искали в старинном комоде, где в это время их сын Вадик стоял в дверях. На видео хорошо был видно, как она положила себе в сумму свёрток и коробку с украшениями. От увиденного Андрею Николаевичу стало плохо, схватившись за сердце, прилёг на диван, и от волнения ему не хватало воздуха и сил.
 
 - Как же так Миша, ей с детства было всегда самое лучшее…

 - Вот потому-то дед и результат.

  Михаил, привыкший всё решать сразу, набрал телефон тёти.

 - Тётя Анджела здравствуйте,  - после небольшого диалога  со стороны тёти, продолжил: - В день похорон бабушки вам случайно в сумку попал свёрток с деньгами и шкатулка, тётя Анджела, посмотрите пожалуйста.
 Ответ последовал незамедлительно, тоном на гране гнева за не заслуженное обвинение: - Миша! Ты соображаешь что говоришь, чтобы я что-то взяла!

 - Да, да. – Спокойным тоном ответил племянник. – Посмотрите пожалуйста.

 - Да, как ты посмел мне такое сказать, было столько гостей…

 - Тётя Анджела, дело в том, что у дедушки, когда мы ещё жили, я установил камеры. – В ответ он услышал молчание и короткие гудки прекратившей связи.

  Андрей Николаевич сидел в шоковом состоянии, глядел в одну точку и покачивал головой от произошедшего.

 - Помню, Надя говорила, что стала замечать, что из кошелька пропадают деньги, так же помню, у нас гостили знакомые и после их отъезда пропали деньги, любимое Надино колечко и несколько дорогих фигурок. Как неудобно, что мы подумали на них и прекратили всякое общение, а люди то были хорошие, ой Миша, как неудобно. В нашей семье всегда было честно, мы учили твою маму и Анджелу трудолюбию, чести, справедливости, смирению и добру. Откуда такое Миша?

 - Дед, есть народное поверие, что не прощёные грехи предков могут найти свою жертву через несколько поколений, вот перешло, одни пороки порождают другие и обратного хода нет. Моя мама добрая и честная, как вы, а у тёти Анджелы другие мысли и в семье другие разговоры и ценности.


  9.
 
 - Анджела, здравствуй, - Поздоровался отец с дочерью по телефону.

 - Я оформил всё движимое и недвижимое на внука.

 - Пап, и квартиру тоже?

 - Да, всё по дарственной.

 - Ой, спасибо, а то эта Ольга итак всё имеет в достатке, я теперь её в нашу квартиру и на порог не пущу, и знаешь ещё папа, мы обсуждали в семье, что лучше будет пойти в дом престарелых, вовремя обеды и не один, а мы будем тебя навещать.

 - Зачем доча?

 Ну, па-ап, мы свою квартиру продадим и переедем в твою, тем более, что она уже наша. 

 - Анджела, я вижу, ты не поняла, я не Вадику всё оформил, а Мише.

  - Я тоже имею право на наследство! Там мои метры! – Да чтоб ты издох папаша! - Закричала в трубку младшая дочь и бросила трубку.


10.

 - Здравствуй Миша, я перевёл тебе всё по дарственной, -  сообщил Андрей Николаевич по телефону.
 
 - Зачем дед? - У меня есть своя квартира.

 - Мне так спокойнее…

 - Дед, я всегда тебе помогу и если сложности в оплате за содержание, то я возьму всё на себя и в этом у тебя не должно быть никаких стеснений и неудобств, ты у меня самый любимый и благодаря тебе и бабушке есть мама…и есть я.

 - Вот потому и перевел, что пороки наших предков тебя не коснулись, ты всегда был со мной честный, поступал по справедливости  и кто как не ты сохранит моё увлечение.


 11.
 
  Родная дочь впоследствии подала в суд на отца с иском отмены дарственной в пользу племянника, лишающего её, как она считала, законного наследства.
 На суде высказала версию что, будучи молодой, её родители выгнали из квартиры, где пришлось уехать на Север. На следующем судебном заседании судья, имея ответы на запросы сбережений Анджелы, установил, что это те деньги, которые были выделены её родителями перед выпиской из квартиры, где ранее истец утверждал, что ни каких денег не получала. Из сложившихся доказательств, судья решил оставить действие отца без изменений, в пользу Михаила, а после предоставления на суде видео кражи Анджелой в день похорон, где она находила оправдание, что взяла на сохранение, судья обязал всё вернуть. Но это так и осталось младшей дочерью не выполненным, мотивируя  - «Хоть какая-то компенсация».



 12.

 
Бим, бам-м, бам-м-м, ударили молоточки в красивых старинных часах в квартире Андрея Николаевича, и по комнате прошёл приятный на слух звук гонга, на которые так внимательно смотрел и слушал Андрюша, сын Михаила.
               


                Лиляк Э.Л. 21. 06.2020. 23-16