Город засыпает...

Михаил Данчишин
   Город засыпает...
Чёрно-синее небо зарумянилось на закате и заботливо укутало жителей загадочной дрёмой, секрет которой надёжно спрятало в ночи... Мне тоже захотелось спать... Ладно, завтра допишу...
   Ура, утро пришло! Я проснулся и можно продолжать. Но теперь мне писать о ночи уже как-то не с руки.
   Что ж, напишу про утро!
   А интересно, почему эту часть дня назвали "утром", а вечер - "вечером"?
Надо разобраться. Произнесу-ка я это слово по буквам: "у-т-р-о"...
На что оно похоже? На "утирать"... А что утирать-то? Ага, я всё понял! Ведь ночью же потеют? Потеют! Поэтому, проснулся и утирай ночной пот! А затем иди готовить завтрак. Или может — заутрок? Заутрок звучит интересней и кажется точнее. Он ведь следует за утром? Или может потому, что за утро я его приготовлю! Нет, не думайте, что я такой тормоз. Я пошутил. Постараюсь управиться минут за десять!
   Соображу-ка я глазунью и кофе. А пока плита будет выполнять термическую обработку яиц на сковородке и воды в чайнике, я успею привести себя в порядок. Ведь сколько не утирайся, а умываться и бриться тоже надо.
   После санитарных мероприятий, возвращаюсь на кухню.
   Ура, успел! Вода из закипевшего чайника отправляется в чашку с кофе, а глазунья, нахально выкатив глазки с поволокой, с нетерпением ждёт переселения на тарелку...
   Ладно, не возмущайтесь, процесс пережёвывания пищи я подробно описывать не стану...

   Всё, заутрок закончен.
Закончен... Может ещё разобраться, что такое конец? И что товарищ Чен за концом делает? Наверно не стоит. Слово "конец" имеет столько значений, что разбираться придётся до самого вечера.
   Вечер, вечеря...
   А что такое вечер? Корнем ему служит слово: вече. А происходит вече от древнерусского глагола вякати (говорить, выступать). Поэтому вече - это собрание граждан для устного решения насущных организационных и житейских вопросов.
А когда у граждан и членов их семей накапливаются эти самые вопросы? В конце дня! То есть вечером! Вече-ром... Но вече, - это устное обсуждение, решение вопросов, выяснение отношений, постановка планов на следующий день, а ром - загадочная жидкая субстанция, которая смазывает речевой аппарат, то есть глотку, и устраняя неизбежные трения в семейном коллективе, помогает продвигать нужные идеи...
   Словом, с вечером разобрались. Но вечером не только беседуют и выпивают, но ещё и ужинают!

   Ужин... Это слово образовалось от глагола "жать". Среди множества действий, соотносимых с этим глаголом, для данного случая подходит уборка злаковых сельскохозяйственных культур. Их - жнут. Традиционно процесс жатвы выполнялся следующим образом. Кистью правой рукой жнец с силой сжимал рукоять серпа, а левой - не менее крепко некоторое количество стеблей пшеницы, например. А затем этим самым серпом срезал... нет, не то что вы сейчас представили, а вышеупомянутый пучок стеблей. В силу того, что жать приходилось обеими руками, процесс этот так и назвали, - жатва.
   И вот, члены семьи собирались вечером за столом. Каждый приносил к нему, то что за день, образно говоря, ужал. Поэтому вечерний приём пищи и назвали: ужин. Хотя, для полноты картины надо отметить, что в старину народ жил беднее, чем сейчас. И если за день ужать ничего не удавалось, такой ужин называли: вечеря. Логично, повякают и идут спать с пустыми животами.
   Да, кстати, я хотел рассказать вам ещё, почему стол назвали столом!
Как ни странно, стол - это сокращение от "сто-л(ица)". Издревле на больших празднествах члены рода собирались за стОлицей для совместного приёма пищи. Столяры устанавливали на опорах щиты из пригнанных досок. А так как гостей бывало достаточно много, то и щиты получались очень длинными, на сто лиц и более. Поэтому их и называли "стОлицы". В дальнейшем - сокращённо стол. Отсюда и главный родовой город, где собирались члены рода для важных застолий, назывался - сто-лица. А там, чтобы не строить каждый раз новый, на ровной площадке возводили капитальный стол, огораженный забором для защиты от диких зверей и злоумышленников. Сооружение это потом стало называться городом. По торжественным поводам родичи собирались у стОлицы, и расслабляясь  горячительными напитками и вкусной пищей принимали важные решения.
   Некоторые предприимчивые родственники, не желающие заниматься жатвой, то есть поисками пищи, предлагали остальным жнецам услуги, которые оплачивались пищей. Об этом можно прочесть в известном стихотворении: "Братья сеяли пшеницу и возили в град-столицу..." Помните? А кому возили-то? Стольникам-ремесленникам, конечно. Потому что ремесленники изготавливали ремни из кожи, а из них - упряжь для лошадей. Без неё хлеборобам приходилось плуг или соху тянуть самим. Поэтому они не скупясь платили стольникам пшеницей за ремни. Теперь вам понятно, за что жителей столицы назвали стольниками?

   Видите, как всё логично и интересно в русском языке?

   За размышлениями завтрак завершился и начался день, то есть время для деяний. Похоже, поэтому эту часть суток назвали день?
   День для деяний.
   Так может его раньше так и называли: деянь? А что? Очень даже логично! Вот и у англичан день называется сокращённо - дэй(day).
   В трудах и заботах незаметно пролетела половина дня и наступил полдень. Для трудящихся, это время отдыха и принятия пищи. Назвали его - обед. Для восполнения потраченной энергии, старались плотно поесть и если позволяли запасы даже объесться,. Не вооружённым глазом видим, что обед усечённое - объед. Кстати иностранцы по-русски его так и произносят! Лица, не причастные к труду, этот приём пищи называют полдник. А так как я тружусь, то в полдень я всё же обедаю и отдыхаю. А затем работаю до вечера.
   О работе писать мне почему-то не хочется. Нет в ней ничего интересного, кроме того, что глагол "работать" составлен из трёх слов: раб-о-тать. Здесь всё понятно без пояснений. Раб - работает на хозяина, которого в старину называли - тать, злодей.  Поэтому и работать, означало - трудиться на татя. Детишки раньше звали отцов: тятя, добрый тать. Может потому, что хоть те и  воспитывали ремнём у них любовь к труду, обучая добывать ужин, но делали это любя?

   После вечера приходит ночь.
   Н-очь... не-очь... То есть она не для очей, то бишь глаз. Действительно, ночью так темно, что за ненадобностью их можно и выколоть. Мы конечно же оставим глаза в покое. Просто закроем их и ляжем спать, со-пать, то есть будем во сне сопеть. Кстати, нос раньше так и назывался - сопатка.  А пока будем спать, наш мозг, освободившийся от дневных обязанностей, займётся сортировкой и раскладыванием по полочкам долговременной памяти наших дневных деяний и разработкой плана на следующий день. Затем во время утреннего сна загрузит его в оперативную память. После этого с чувством выполненного долга позволит себе и телу расслабиться. Кстати процесс снятия напряжения мышц сопровождается выделением пота. Именно поэтому для его утирания нам по утрам и требуется полотенце...   
   Кстати: сутки, - это временной цикл, за который возможность-потенция полностью преобразуется в суть-реальность.