Элизиум

Александр Курышев
            „Я  всегда  ставил  своей  задачей,
            освободившись  от  пут
            археологии,  хронологии,  быта,
            передать  музыку  изображаемого”
                Л. Бакст

             1

Мне  мил  Элизиум  Л.  Бакста,
И  я  не  стал  бы  колебаться,
Узнав  вдруг  в  возрасте  лет  ста,   
Что  там  –  вакантные  места.               

Долины  сладкого  безделья
В  сетях  комфортных  изотерм,  –      
Там  нет  цехов,  казарм  и  ферм,    
И  многозвёздна  ваша  келья!         

Там  –  левый  винт  потусторонний      
В  закрученной  древесной  кроне,
И  левитирующий  Сфинкс
Легко  меж  кронами  завис.               

Ни  гравитация,  ни  тренье
Не  омрачают  настроенье
Прекрасных  женщин  и  мужчин, 
И  для  раздоров  нет  причин. 

Там  музыка  из  сфер  небесных       
От  композиторов  известных         
И  день  и  ночь  звучит  non  stop,  – 
Внимай,  эстетствующий  сноб!             

Светла  пространства  кантилена,
Там  нет  обмана,  плена,  тлена,   
И  пропилеи  в  два  ряда  –               
Проход  к  аллее  в  никуда.               

И  я  проникся  бы  идеей
Гулять  излюбленной  аллеей,               
И  попадать  хоть  иногда               
Из  ниоткуда  в  никуда.               

Ведь  в  никуда  из  ниоткуда
Передвигаться  –  просто  чудо!               
Перемещаться  без  труда
Из  ниоткуда  –  в  никуда  –

Мечта,  не  чуждая  поэтам
(Я,  помнится,  писал  об  этом)  –
Тщета  –  и  то,  и  это  –  пусть!
Суть  –  между  ними:  это  –  путь.

Прямолинейный,  скучный  –  зимний  –
Антагонист  округлых  линий  –
Я  с  детства  не  любил  овал,  –
Я  всё  восьмёрки  рисовал!               

Нам  быстротечность  дарит  вечность;   
Замкнуть  восьмёрки  бесконечность  –   
Как  психотренинг  –  я  любил,
Возможно,  выбор  мудрым  был... 

Как  прежде,  "с  пластикою  мима,
Я  пробегаю  вечно  мимо
Прекрасных  рощ,  прозрачных  рек,
Не  замедляя  странный  бег".
   
За  бег  с  восхода  до  заката  –               
Мой  нимб  начельный  –  лемниската.    
Мой  лимб  качельный  –  маята:             
Из  ниоткуда  –  в  никуда.

В  конце  аллеи  –  бледный  морок;
Я  слышу,  точно  угадав,
Как  будто  отзвук  тех  восьмёрок,
Каскад  взлетающих  октав.

Киксуют  флейты,  задыхаясь,         
Симфония  небесных  сфер
Вдруг  трансформируется  в  хаос,
И  в  роли  Сфинкса  –  Люцифер.

              2
               
    "Бакст позволял себе ставить автограф
    в любом месте картины,
    не следуя общепринятому требованию
    подписывать работу в правом нижнем углу."               
          (Из  интернета, Алена Эсаулова)   
 
Но  экзальтация  софиста
Не  разрешит  загадку  Сфинкса  –      
И  кровожадный  женолев               
Парит,  рубеж  преодолев.               

Возможно,  был  он  неподвижным,         
Лишь  изваянием  престижным,
Быть  может,  изначально  он               
Как  страж  стоял  среди  колонн...

Чтоб  ближе  к  истине  держаться,   
Я  стал  к  разгадке  приближаться.   
Ведь  имя  живописца  –  Лев,
И  Сфинкс,  по  большей  части,  –  лев!

Пришло  прозренье  –  род  удара:               
Сфинкс  –  нечто  вроде  аватара!
Присущий  Сфинксу  женский  лик  –       
Той,  от  кого  воспринят  Nick.            

Там  просто  автошарж,  автограф,
И  ни  один  его  биограф               
Энигмы  этой  не  постиг.
Что  ж,  я  удачливее  их.   

А  однотипность  двух  имён?!
При  том  же  минимуме  гласных  –               
Тугие  кластеры  согласных  –
Так  шифровал  себя  Леон!

Так  ощущал  себя  Леон.               
Их  внутренняя  идентичность  –
Загадочность  и  экзотичность:
Художник  –  Сфинкс.  Да,  это  он!         

А  состоянием  паренья 
Бакст  показал  нам  точку  зренья:         
Проверить  перспективы  ход
Одно  наитье  не  даёт.
               
Вот  почему  там  Сфинкс  летает         
И  кипарисы  заплетает.               
Догадку  проверял  в  сети,             
И  ничего  не  смог  найти.               

Разгадана  загадка  Бакста,               
Загадка  Сфинкса  –  через  век.
...Элизиум  я  вижу  часто  –
Интимным  взором,  из-под  век.

2018

Иллюстрация:  Л.  Бакст,  "Элизиум",  1906  г.,
         Государственная Третьяковская галерея.