Размышления у парадного подъезда

Александр Савостьянов
(по итогам Губернаторской премии «Наше Подмосковье» 2019-го года в номинации «Творчество и духовное наследие»)


 
Обращают на себя внимание следующие Лауреаты. Пройдите по указанным ссылкам, посмотрите, почитайте, сравните, осмыслите.
 
«Дай Бог тому, кто в этом дому»: https://наше-подмосковье.рф/projects/64851/
 
«Скатерть Дружбы» https://наше-подмосковье.рф/projects/49612/
 
Выставка «Интерьер социализма: воды времени» https://наше-подмосковье.рф/projects/61843/
 
Краски жизни https://наше-подмосковье.рф/projects/59118/
 
«Пою тебе я, Подмосковье, Родина малая моя!» https://наше-подмосковье.рф/projects/62042/
 
У меня возникло несколько недоуменных вопросов. Но обо всём по порядку…
 
1

Насколько я понял из условий данного конкурса, инициативная группа любого участника конкурса и количество проголосовавших за его проект – одни из немаловажных критериев его оценки. В связи с этим возникает риторический вопрос: как в призёрах могли оказаться проекты всего с одним участником и с одним, двумя, тремя и даже с нулём проголосовавших за такой проект?  Вот что странно. И в то же время за чертой призёров оказались гораздо более масштабные и значимые проекты с инициативными группами в десятки и сотни человек с десятками же и сотнями голосов, поддержавших эти проекты в голосовании.  Если эти критерии не учитывались в итогах, то зачем тогда они вообще были заявлены организаторами конкурса? Чтобы ввести в заблуждение участников конкурса? Или имелось ввиду что-то  иное? Но что тогда? Просто уму непостижимо, если честно…
 
2

В принципе, процесс голосования вполне можно было сделать прозрачным и понятным для всех, если бы было видно, кто из экспертов проголосовал за тот, или иной проект. Ничего сложного в этом нет.  Всего лишь одна дополнительная строка для экспертов. Дело техники. Всего лишь. Лично я тут никаких проблем не вижу. В любом случае, было бы очень интересно узнать отношение к литературному творчеству таких весьма уважаемых у нас в стране и за рубежом людей, как Гусев, Бутман, Дунаевский, Кончаловский и Башмет.  И даже чем дышат наши спортсмены мирового уровня Плющенко, Журова и Фетисов. А так... можно только гадать и предполагать что угодно. Вплоть до того, что проект банально просто не пропустила дальше мэрия того, или иного местного поселения, и до голосования уважаемых экспертов Премии он просто не дошёл. Это ни хорошо, ни плохо, но, самое главное, печально...
 
3

Мне трудно понять и логику выбора в данной номинации.  Мне не единожды приходилось судить литературные конкурсы в поэтических и прозаических номинациях.  И там никому не приходило в голову смешивать классическую поэзию, авангардную, восточную, комбинаторику, фантастику, эссе,  афоризмы, прозу жизни и прочая, и прочая в одном флаконе.  А здесь… как вообще можно было недрогнувшей рукой расставлять по местам песни, танцы, пляски, клоунаду, скатерти-самобранки, всевозможные интерьеры и собственно само литературное творчество? Ведь это даже не разные жанры, это совершенно разные сферы деятельности получается.  Как всё это вообще можно оценивать в одной куче?  Я не понимаю. И каковы критерии этих оценок?  Интересный момент…
Если бы было более-менее чёткое разделение на подноминации: танцы и хореография, исполнительское мастерство, театральное и цирковое искусство, изобразительное искусство, литературное творчество и т. д, то таких риторических вопросов не возникало бы в принципе.
 
4

И да… как мне кажется,  охват территорий – тоже немаловажный показатель.  А что мы имеем на сдачу? В победители попали проекты, мягко говоря, местечковой значимости. Ну собралась группа детсадовцев, одноклассников, или товарищей-энтузиастов в неком городе Энск, песни попели, что-то там на гармошке сбацали, сплясали от души, чаю попили, похвалили друг друга на прощание и разошлись.  Никто в России про них  даже краем уха не слыхивал, вот что печально. И чем руководствовалась уважаемая комиссия при таком вот весьма странном выборе? А остальным-то российским певунам и плясунам местной значимости что делать? Завидовать белой завистью? Обидно, да? Россия-то большая…
И в то же время, как фанера над Парижем, пролетает международный литературный культурно-просветительский альманах «Полевые цветы» (все подробности о нём по ссылке: https://наше-подмосковье.рф/projects/57206/ ), который знают и любят во многих регионах России и целом ряде зарубежных стран, среди авторов которого есть инвалиды, есть активный почётный ветеран Подмосковья Жарова Лидия Павловна, а также много ветеранов из Пушкино проголосовали и присоединились к этому проекту. Скоро 75-летие со Дня Победы.  Как же так? А как же укрепление дружбы народов, воспитание любви к своему языку и бережное отношение к другим? И дети, которые творят на равных со взрослыми, изучают азы стихосложения и переводов, пишут рубаи, хайку, танка, и рифмованные миниатюры, которые побеждают в международных и всероссийских конкурсах? Познание прекрасного ведь начинается с детства. Шок – это по-нашему, как говорится. Получается, что качественная и добротная литература совершенно никому не нужна. И не только литература, но и подрастающая литературная элита. Вот что странно. Пушкин с Лермонтовым в шоке, наверно, в гробах своих переворачиваются. О чём вообще думают в местных администрациях во время презентаций проектов на Премию? Хотелось бы знать…
 
5

Кстати, о качестве. Например, в Воронеже есть автор, который сам пишет и тексты, и музыку к своим песням, и сам их же и исполняет. Послушайте хотя бы одну из них: «Руководящий сном» http://yadi.sk/d/c88BPr-A2cJFdQ
Правда, здорово? Но кто поможет ему, если он живёт не в Москве и Московской области? Тем более, нет больше Людмилы Зыкиной и Дмитрия Хворостовского. И в то же время по многочисленным просторам и весям разъезжает за государственный счёт испитый вусмерть доморощенный бомонд… А чему удивляться? Читаем… «Образовательный стандарт по литературе с 2013 года оказался в центре критики: Минобразования и Российская академия образования посчитали, что в старших классах нужно проходить Людмилу Улицкую, а не Николая Лескова. В споре между классиками и современниками обнаружилось и еще несколько тревожных тенденций. В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь можно знать лишь «избранные главы» (не объясняется какие). Из программы исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести» Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля».  (см. по ссылке ) Если это, действительно, правда, то это тоже очень печально. В результате имеем в большинстве своём безголосую, безыдейную и неуправляемую попсу, скачущую на сцене, как на Майдане, и подпевающую ей разгоряченную толпу. В соседнем государстве до сих пор остановиться не могут, всё производство по ходу развалено, целыми толпами всё скачут. Кажется, какое нам до этого, собственно, дело? А это уже и всероссийская проблема, как мне кажется  И рано, или поздно это придётся признать и центральной, и губернаторской, и местной власти.
 
6

И в то же время очень много чего говорится на самых различных уровнях о патриотическом воспитании и всестороннем образовании подрастающих поколений. Вроде бы всё правильно, здравый смысл присутствует. Только мне вот непонятно, как этого достичь без качественной литературы. И классической, и современной. Как любил говаривать  в своё время Демокрит: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»….
Значит, нужно делать соответствующие выводы и двигаться дальше…
Я не лоббирую интересы исключительно альманаха «Полевые цветы» и почётного Президента МА МПМ, доктора филологических наук, профессора Александра Долина, заслуживающих самого высокого внимания и поддержки на всех уровнях власти. Я болею и за всю нашу российскую литературу… когда журналы влачат жалкое существование, редколлегии работают на голом энтузиазме, некоторым даже презентации проводить негде, все требуют денег; авторы рады даже авторскому экземпляру. А ведь были и лучшие времена, когда даже и гонорары ещё платили. И это не может продолжаться бесконечно долго. Достойная литература должна иметь постоянную государственную поддержку, в том числе, и такими весьма солидными и достойными губернаторскими премиями, как «Наше Подмосковье». Именно в области литературы.  Потенциал у этой премии поистине неисчерпаем, просто нужно им правильно распорядиться, как мне кажется. Вот тогда и можно будет пожинать вполне заслуженные плоды и не беспокоиться за будущее подрастающих поколений…  Разве не так?

3 декабря 2019 г.



Посткриптум:

Проект премии Наше-Подмосковье.рф закрыт. Дорогие друзья!
В 2020 году премия Губернатора Московской области пройдёт в новом формате.
Работа сайта премии и приём заявок начнётся с 14 июня 2020 года.
https://премия-мырядом.рф

Рад был быть услышанным)