Время и место встречи неизменно

Ольга Васильевна Колесникова
Иллюстрация 1. графический портрет В.Высоцкого (автор В.Таиров)

Владимиру Высоцкому посвящается

Вступление.

40 лет без Владимира Высоцкого. Фильмы с
участием Высоцкого, в 60-х – 70-й годах, воссоздают
его неповторимый образ, бешеную энергетику,
загадочную мужественность, неукротимую
страстность и бескрайнее обаяние творца.
Мой выбор из существующей фильмографии
Владимира Высоцкого – семь фильмов, как семь
граней магического кристалла, освещающего наши
воспоминания о нём, спустя четыре десятилетия
после ухода Высоцкого из жизни.
В моей книге семь глав, каждая из которых
восстанавливает отблески того невероятного
времени, мои размышления, как ассоциативный
ряд образов, навеянных дорогими моему сердцу
фильмами. В названии каждой главы зашифрованы
ключевые слова и идеи одного из семи фильмов.
Мои стихотворные послания – воспоминания
созвучны пространственно-временному периоду
воплощения и материализации кинематографического
образа, созданного Владимиром Высоцким во
взаимодействии с режиссёром постановщиком
каждого из семи фильмов.
Январь – новизна и загадочность, мистическая
неизвестность. Моё первое новогоднее стихотворение –
это спрессованная свёртка предполагаемых событий,
свершений, фантасмагорий и новых поэтических
озарений под знаком гармоничного хештега
# 20 * 20 * 40 #.

Явь  января

Бывают дни, несутся дни,
Совсем бесснежные они
В сугроб снежинки не летят,
На бал, в балет они хотят.

Бывают дни, без солнца дни,
Туманны, сумрачны они.
Снегурки – сказочный отряд
В садах, где ветви шелестят.

Бывают дни, приходят дни.
Гирлянды, ёлки – все они
Манят мерцанием и вот
Фантом волшебный – Новый год.

Бывают дни, блистают дни,
Горят бенгальские огни.
Украшен дом, проспект и вот
Подарки Дед Мороз везёт.

Бывают дни, ликуем мы.
Пространства бархатны, длинны.
Гулять всем можно до утра,
Каникулярная пора. Ура, ура.

Год двадцать, двадцать. Супер век.
Средь цифр не виден человек.
Экраны в темноте горят,
Алисы с нами говорят.

Бурлит шампанского поток,
Салют из пробок в потолок.
И так лет сто – весёлый век,
Прекрасно всё. Но где же снег?

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.  «Вертикаль света»
Краткая информация о фильме «Вертикаль»
Стихотворения О. Колесниковой
1.1 Время В.
1.2 Белые миры.
1.3 Безжеланность.
Глава 2.  «Короткие встречи – крутые разлуки»
Краткая информация о фильме «Короткие встречи»
Стихотворения О. Колесниковой
2.1 Встреча.
2.2 Режим октября.
2.3 Фото, видео, мемори.
Глава 3.  «О, стряпуха, о, стряпуха, суперстар, а не
старуха»
Краткая информация о фильме «Стряпуха»
Стихотворения О. Колесниковой
3.1 Экспромт, который не фантазия.
3.2 Метаморфозы.
3.3 Патриотический парафраз.
Глава 4.  «Стрелы Робин Гуда – песни все оттуда»
Краткая информация о фильме «Стрелы Робин Гуда»
Стихотворения О. Колесниковой
4.1 Иллюзорность.
4.2 # 20 * 20 * 40 #.
4.3 Сады зазеркалья.
Глава 5.  «Сказы сказываются, а история делается»
Краткая информация о фильме «Сказ про то, как
царь Пётр арапа женил»
Стихотворения О. Колесниковой
5.1 Фантасмагория.
5.2 Санкт-Петербургские наваждения.
5.3 Бал стихотворений.
Глава 6.  «Маленькие трагедии – мрачные времена»
Краткая информация о фильме «Маленькие трагедии»
Стихотворения О. Колесниковой
6.1 Театр и жизнь.
6.2 Над бездной.
6.3 Молвы старинные туманы.
Глава 7.  «Место встречи неизменно и незабвенно»
Краткая информация о фильме «Место встречи
изменить нельзя»
Стихотворения О. Колесниковой
7.1 Поединок поэта.
7.2 Отчаянные капитаны.
7.3 Вспоминая Высоцкого.
Высоцкий. Послесловие.
Постскриптум.
«Звёзды погонь» (О. Колесникова)
Краткая информация о выставке
художественных работ Валерия Таирова,
посвящённой 60-летию Владимира Высоцкого,
состоявшейся 22 года назад.

Глава 1.  «Вертикаль света»
Краткая информация о фильме «Вертикаль»
«Вертикаль», 1966 год.
Режиссёры: Станислав Говорухин, Борис Дуров.
В ролях: Владимир Высоцкий, Геннадий Воропаев,
Лариса Лужина и др.
Жанр: драма, приключения.
Группа альпинистов готовится к штурму
непокорённой вершины Кавказа – пика Ор-Тау.
Решительно настроенные романтики образуют
сплочённую команду, в которой, естественно,
присутствуют врач и радист. Они то и остаются
в палатке на леднике, ожидая возвращения
четверых товарищей, начавших восхождение.
Грозовой циклон создаёт критическую ситуацию
на перевале. Трагедии удаётся избежать только
благодаря мужеству спасателей и опыту самих
спортсменов.
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Фильм Станислава Говорухина о покорителях
вершин, командный дух на всех один, песнь
бесконечной вертикали мы словно заново узнали.
Неистребимость, неизбежность и, да, лирическая
снежность. От серых будней степень бегства в
заоблачную разрежённость. Дороги, поезда,
перроны и вечная неразрешённость.

1.1  Время В…  (О. Колесникова)

В холодном зале притушен свет,
В паркетном блеске картинный след,
На тонких нитях под потолок
Судьбы фатальной взнесён виток.

В престранных нишах среди колонн,
Чу, слышен, слышен гитары звон.
И что же – это его черты…
В пространстве света среди мечты.

Из мрака к солнцу един поток,
Свободы поиск, любви глоток.
Виденья песен на всех листах,
Волшебен ветер, как кисти взмах.

Кружатся рифмы, железен ритм,
Лицо – идея, фигура – жизнь…
В причудах масок растворены
Сюжеты бешеной глубины.

Возжаждал воли и заплатил,
О, редкость доли крутых светил.
За одержимость, за тембр, за взрыв,
За путь навстречу, за всех своих,

За многомерность, за горький смех…
Всё есть – но что-то не как у всех.
И песнь оттуда, издалека,
Приносит «Времени В…» река.

И вновь на сцене – экран лица,
И нет твореньям его конца,
И действу время пришло опять,
И можно символам дать летать.

И нужно праздновать и грустить,
И образ дальше чертить, лепить,
И под гитару рождать слова,
И длить мгновенья, ведь жизнь – глава.

1.2  Белые миры (О. Колесникова)

Белая комната, божий приют,
Белые двери скрипят да поют.
Белые окна средь белого снега.
Белое солнце сияет средь неба.

Белые простыни, белые дни.
Белые лампы у белой стены.
Белые мысли на белом листе.
Белобезумие в белой мечте.

Белое длится не видно конца.
Белые плоскости – грань у лица.
Белые отсветы средь полутьмы.
Белому миру подарены мы.

Белые руки, несущие крест.
Белые муки всё терпят окрест.
Белые всадники вечно летят.
Белые тропы означить хотят.

Белые лица на темной стене.
Белые кружева ткутся во сне.
Белое сходится в белых цветах.
Белые саваны тонут в летах.

Белые вороны громко кричат.
Белоколонные залы молчат.
Белооконные замки стоят.
Белые девы-колдуньи не спят.

Белые лодки беззвучно плывут.
Белые лилии дико растут.
Белое облако с неба спешит.
Белым туманом всё вдруг утишит.

Белые ангелы будят, звонят.
Белые крылья над миром парят.
Белые, слышите ангельский звон.
Белые, всё это вовсе не сон.

Белые, можно и тут же нельзя.
Белые храмы – туда и стезя.
Белые горы, но это порог.
Белого мира исчерпан уж срок.

Белое, белое, не уходи.
Белые призраки с сердцем в груди.
Белые лебеди бьются об лёд.
Бел этот снег, но и он не спасёт.

Белые вьюги о чём-то поют.
Белые люди пустыней идут.
Белые ветры над миром шумят.
Белый на белом вершится обряд.

Белый беспечный сверкающий диск.
Белые молнии свергнуты вниз.
Белые крепости озарены.
Белые, нет в этом вашей вины.

Белобезмолвие в белом миру…
Белые тени свершили игру.
Белопогибельность в белых очах.
Белое кануло в белых свечах.

1.3  Безжеланность (О. Колесникова)

Игра полутонов и полувзлядов,
Теней летящих шорох и отсвет.
Что может быть так надо и не надо,
Средь сердцевины дней безумья этих лет.

Скользящие в безмерное объятья,
Движенья, жесты, вздрагивания губ…
Кем нам еще попробовать не стать бы,
Когда всё так не сразу и не вдруг.

Нездешние в желаньях и в порывах,
Непризнанные в обуяньи снов.
Мы наполняем царствие счастливых
Энергией из музыки и слов.

Сияет в том пределе несказанность,
Неслыханность возможная зовёт.
И есть там чудо действа – безжеланность,
Ещё есть предполётность и возлёт…

Туда – без ощущенья оболочки,
Вверх по лучу в сверкающий туман,
Оставив здесь осмысленные точки:
Из дней, из лет, из городов и стран.

Глава 2.  «Короткие встречи – крутые разлуки»
Краткая информация о фильме «Короткие встречи»
«Короткие встречи», 1967 год.
Режиссёр: Кира Муратова.
В ролях: Нина Русланова, Владимир Высоцкий,
Кира Муратова и др.
Жанр: мелодрама.
Покинув родное село, Надя вместе с подругой едет
в большой город. Девушка устраивается на работу в
чайную, где знакомится с Максимом – молодым
геологом, человеком незаурядным, талантливым и
образованным. У Максима была любимая женщина,
которая занимала довольно высокий пост в
администрации города. Возник любовный
треугольник.
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Фильм Киры Муратовой о невозможности
решений простых вопросов и сближений, и
поисков, и расставаний на фоне встреч, бесед,
прощаний. Игра скитальцев и бродяг, в руках
гитара, что не так. Все перспективы вновь
туманны, где пятилетки, там и планы.

2.1  Встреча  (О. Колесникова)

Я грезила в пустом вагоне,
летящей к свету электрички.
Перрон. Вы в мраморном проёме –
вы элегантны, как обычно.

Сезон закрыт, но длится вечер,
и ночь в наплывах застывает.
Пустые залы светосвечны,
бывает так – так не бывает.

Уносит время беспощадно
из лета в лето реки песен.
Запечатлённость, неоглядность,
где берег – берег неизвестен.

В воображаемом стремленье
есть вероятностность прорыва
На острова, где вдохновенье
поит неведомая сила.

О, чувствований упоенье
и концентрация желаний,
И предрассветное волненье,
и мимолётности сгораний.

Пересекаясь траекторно,
мы выбираем направленье,
Где исключается повторность,
где торжествует удивленье.

2.2  Режим октября (О. Колесникова)

Я живу в режиме октября,
листья, солнце, изморозь, дожди…
Я спешу запечатлеть тебя
в неуспешнейшем романе о любви.

Файлы заперты, рука крошит лаваш,
тают силы, не о чем молчать.
Но строчит беспечный карандаш,
беспрерывно хочется читать.

За окном из листьев перелёт –
красно-жёлтый, сонный, без борьбы.
Эта осень мне к лицу идёт –
тлен и плен, безмолвие судьбы.

В паутину памяти внедрюсь,
что ищу там – отпечатки снов…
Своей страстности по-прежнему боюсь –
чётких фраз и откровенных слов.

Вновь от образов немеет голова,
дай-то Бог, чтоб не в последний раз.
Я вступаю в дебри октября –
замыслов, идей тащу запас.

За спиной маршрут за пятьдесят –
ситец, лён, узорный ряд шелков.
Всё ветра стихийно разместят
среди рам, оград, дорог, домов.

Рябь залива, жёлтые пески,
верность сосен вечной прямоте…
Я разжала времени тиски,
в строфы всё сложилось на листе.

Планка долга где-то высоко,
рядом только очередь разлук.
Ты не близко и не далеко –
Аладдин без лампы и без мук.

Сказочный правитель октября,
для меня соблазнов больше нет,
Милостей не надо от тебя,
пусть туманы растворят твой след.

Ухожу с улыбкой налегке,
плеч не тянет кожаный рюкзак.
Мне октябрь гадает по руке,
осень подаёт счастливый знак.

2.3  «Фото, видео, мемори» (О. Колесникова)

Картинки нашей жизни в мегабайтах
Струятся бесконечным караваном,
Сияя на экране ноутбука.

Мы накопили мощные архивы,
Снимали вдохновенно и беспечно
Моменты счастья важные для всех.

Как мы гуляли радостной ватагой
По Петербургским по прекрасным паркам.
И все дворцы – музеи были наши.

Как мы играли, пели и читали
Со сцен таких опасных и высоких
Свои стихи и музыку великих.

Красиво за столами собирались
И дружно все бокалы поднимали,
И в текстах тостов прославляли жизнь.

Букеты мы друг другу приносили
Такие нежные и непростые,
Их яркость каждый раз нас озаряла.

А орхидеи – пленницы мечтаний,
Так элегантно о любви шептали,
Такой сиреневой и выдуманной всеми.

Теперь цветы так плавно опадают
И ничего, увы, не изменить.
Как наважденье время исчезает.

Но можно сочинять свои поэзы
О том, что было или, может, будет.
Раздаривая их как бы случайно.

Глава 3.  «О, стряпуха, о, стряпуха, суперстар,
а не старуха»
Краткая информация о фильме «Стряпуха»
«Стряпуха», 1965 год.
Режиссёр: Эдмонд Кеосаян.
В ролях: Светлана Светличная, Людмила Хитяева,
Георгий Юматов, Владимир Высоцкий и др.
Жанр: комедия.
Однажды незадачливый ухажёр – комбайнёр Степан
Казанец, всё-таки получил по голове половником от
молодой вдовы Павлины Хуторной. После
скандальной истории, ставшей известной на весь
район, красивая казачка покинула станицу
Каневскую и устроилась на полевом стане стряпухой.
Авторская ремарка О. Колесниковой.
История земледелов, землелюбов, полевых обычных
станов, трактористов с полустанков, при отсутствии
всех танков, пулемётов, полигонов и прозаиков в
погонах.

3.1  «Экспромт, который не фантазия»  (О. Колесникова)

Я ждала почему-то белых роз,
желала неуёмного восторга.

Я превзошла возможности всех грёз,
постигла я, что ждать придётся долго.

Не вышла я на солнечный закат
и не сказала никому об этом…

Ты был, ты есть, и ты не виноват,
что не постиг безумия поэта.

Стихи–сценарии разыграны средь масс,
раздарены, растворены толпою.

Твой ритм, твой стиль, уверенный твой бас,
в который раз нас разведут с тобою.

От мира я или ни от него –
вот тема для тебя, для размышленья.

Опять не получу я ничего,
да ничего, всего лишь вдохновенье.

3.2  Метаморфозы (О. Колесникова)

Фантастический пейзаж:
берег – ну совсем как наш,
Дуб – как дуб, и цепь на нём,
котик ходит – он учён,

Сказки, песни сочиняет –
как, и где, да что бывает…
В море бочки снарядили,
кораблям винты спилили.

Голова, надувши щёки,
в парус цедит ветр далёкий.
А на берег вдруг не зря –
тридцать три богатыря.

Ну, красавцы, ой лихие –
водолазы молодые.
Обрубили кислород
всем в прозрачной глуби вод.

А русалки ну играть,
пену с искрами взбивать.
Удальцы свинтили шлемы –
кто мы, что мы, где мы, с кем мы?

Объяснений никаких,
сумасшедший ветер стих.
Враз опали паруса,
что за чудо–чудеса?

Берег это иль страна,
чем и как живёт она?
Что ни год там, что ни век –
выживает человек.

Глушь, безлюдье – вдруг дворцы!
там пируют молодцы…
Сколько можно пировать,
честь да меру надо знать!

А девицы – три девицы,
что мечтают во светлице,
В жёны метят все к Салтану,
к трону, к мёду да к дивану.

Воссияет ночь луной,
но не сказочен покой.
Непонятен и конец –
петушок, а не телец,

Золотой над всем сидит,
да далёконько глядит.
Царь указы издаёт,
знать бы – кто по ним живёт?

И на что указы нам,
если вечно пуст карман?
Долго терпствует страна
от светла и до темна.

Много леших тут и там,
бабок-ёжек слышен гам.
Песни странные поют,
чем-то счастие куют,

То гадают, то колдуют,
не воюют – маршируют.
То природу покоряют,
то реформы затевают,

Строят строй, потом меняют,
кое-кто не успевает...
Всё как в давние года,
или нет – всё как всегда!

3.3  Патриотический парафраз  (О. Колесникова)

Звучала музыка вдали,
Как ноты плыли корабли,
На станах заблудились танки.
Россия – это полустанки.

Леса, озёра, степи, горы…
Увы, немыслимы просторы.
Да, не освоены и земли,
Есть города, а где деревни.

Таков вот снежный саундтрек,
Средь льдов и обмелевших рек.
Гремят винтажные салюты,
Где вы – волшебные минуты.

Покой, где радость и смиренье,
Амбиций битвы, наважденья,
Сонаты в мыслях, в храмах пенье –
Озвучат новые стремленья.

И дни для знаковых открытий,
Для удивительных событий,
Для гармоничных просветлений,
Для новых нужных всем решений.

Реальность сбывшихся желаний,
В десятку точных попаданий,
Предвзлётной лёгкости, свободы
Среди чарующей природы.

Звенящей в полдень в ритме счастья,
Грозой, грохочущей в ненастье.
В ней потрясение для чувств,
Истоки мирры всех искусств.

Глава 4.  «Стрелы Робин Гуда – песни все оттуда»
Краткая информация о фильме «Стрелы Робин Гуда»
«Стрелы Робин Гуда», 1975 год.
Режиссёр: Сергей Тарасов.
Композиторы: Владимир Высоцкий, Раймонд Паулс,
Алексей Зубов.
В ролях: Борис Хмельницкий, Регина Разума, Вия
Артмане и др.
Жанр: приключения.
Сюжетную основу фильма составляют несколько
баллад о Робин Гуде – легендарном герое английских
средневековых народных сказаний. Робин Гуд и его
славные стрелки наводили ужас на церковников и
феодалов, на всех тех, кто угнетает народ. Они
появляются везде, где кому-то, ставшему жертвой
произвола, необходима помощь.
Все песни, написанные Владимиром Высоцким для
этого фильма, звучат за кадром в его исполнении.
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Сценарий рыцарских времён разыгран, красочно
решён. Погони, схватки, кони, люди, огонь,
пылающий в сосуде. Исчезло всё, остались песни
 – звенят мечи, любовь – без лести.

4.1  Иллюзорность  (О. Колесникова)

О, иллюзорное прощанье,
сквозь сетку дней и склоны лет,
Других цветов благоуханье,
безумств томительный привет.

О, изменённое пространство,
излом бескрайний у черты,
И череда непостоянства,
и неразбитые мечты…

Как трудно пролетать столетья
и неабсурдность угадать,
Ввергать в прошедшее, где есть я,
неизгладимости печать.

Неразрешимость, непритворность,
сложенье вычитанных слов,
Их размещению покорность,
магическая к ним любовь.

Всё иллюзорность, необратность,
нет для движения основ.
Я пересилю непонятность,
всё, кроме снов, всё, кроме снов…

4.2  # 20 * 20 * 40 #  (О. Колесникова)

Вновь Высоцкий, море песен.
Мир опасно интересен.
Без него опять весна,
Что-то стало не до сна.

Бурно почки набухают,
Свет-цветочки расцветают.
То не сказка, то не сон,
Жив гитарный перезвон.

Это новая земля,
Загрязнённые поля,
Непонятный аромат,
Много в воздухе преград.

Где вы страстные мечты
О пределах красоты.
Там в отсутствии зимы
Резко изменились мы.

Ускоряет время бег,
Где ты прошлогодний снег,
Где позавчерашний смех,
Что сверкал в глазах у всех.

Что не сбудется , пройдёт,
Всё имеет свой черёд.
Горы, степи, города –
Это с нами навсегда.

Это мощный сил расклад,
Жаль не с нами райский сад.
Да и мир без вечных песен
Был бы нам не интересен.

4.3  Сады зазеркалья  (О. Колесникова)

Момент настал нам вспоминать.
Средь льда нетающих зеркал.
Скользить, смотреть и понимать,
Что значит времени обвал.

День затухает, ночь царит,
Всё внесено в реестры снов.
Луна, безмолвье, фонари…
Да, в параллельные миры
уж вход готов.

Что там: границы бытия,
Картины будущих основ.
Героями там ты и я,
И запредельная любовь.

Клубится времени туман,
В 3Д объёмы громоздя.
Там в зазеркалье есть экран,
Висит на небе без гвоздя.

Обманный свет, нечёткий зал,
Кружащий серпантином след.
Всё, что хотел, ты мне сказал,
Я вышла из игры – Поэт.

Жаль не про нас в 3Д сюжет,
Теперь блокбастеры в чести.
Нет, не парад там из планет,
Дано там экшену цвести.

Нас обступают зеркала,
Но как опасно в них смотреть.
Там память прошлого жива,
А в данный миг – нет, не стареть.

Не морщить лоб и не хромать,
Запомнить ритм, идти легко,
Интел и лект грузить, качать,
Как близко всё, как далеко.




продолжение цикла http://stihi.ru/2020/07/29/3583