Сегодня мы поговорим об одной из самых главных Параметров Человека.
Это Характеристика - Интеллект
Интеллект невозможен без Мышления человека. Отсюда и танцуем. Снало рассмотрим виды мышления.
Вставка из сайта vplate.ru
По содержанию
К этой группе относят:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
предметно-действенное;
абстрактно-логическое мышление.
По характеру решаемых задач
Мышление может быть:
теоретическое;
практическое.
По степени рефлексии
Есть такие разновидности:
аналитическое;
интуитивное;
реалистическое;
аутистическое;
эгоцентрическое.
По степени новизны
Может быть:
продуктивное;
репродуктивное, иногда именуемое интровертным.
По степени произвольности
Есть такие виды:
произвольное;
непроизвольное.
В соответствии с личностными особенностями
Разновидности:
мужское;
женское;
позитивное;
негативное;
стратегическое;
идеалистическое;
иррациональное;
рациональное;
аналитическое;
правополушарное и левополушарное;
синтетическое.
По содержанию
Одна из разновидностей богатого выбора, выделяемая психологами, классифицируется по содержанию. К этой группе относят наглядно-действенное, образное, предметно-действенное и абстрактно-логическое мышление.
1. Наглядно-действенное мышление. Индивид, сталкиваясь с непосредственной реальностью, приводит в действие данный тип осмысления. Он делает упор на конкретное восприятие предметов. Такая мыслительная деятельность характерна для раннего детского возраста и начинает развиваться с младенчества. Ребенок, который еще не умеет мыслить, говорить и что-то делать как взрослый, изучает мир с помощью прикосновений к предметам и разных экспериментов с ними. Он пробует мир буквально зубами, грызет их, стучит ими друг о друга, порой ломает. Таким образом, осуществляя наблюдение, производя с вещами определенные манипуляции, маленький человек изучает мир и делает свои первые выводы от полученных впечатлений. Во взрослом состоянии наглядно-действенное сознание характерно для работников производственной сферы.
2. Наглядно-образное мышление. Оно основано на зрительных образах. Начинает развиваться у детей с середины дошкольного возраста, является доминирующим до окончания раннего школьного возраста. Взрослый человек также на протяжении всей жизни постоянно задействует наглядно-образное восприятие. Акцент в данном случае делается на представление различных предметов, явлений, ситуаций, а также на их различные трансформации и преобразования в человеческом воображении.
Абстрактно-логическое мышление. В ходе мыслей подобного характера человек оперирует абстрактными, отвлеченными, неконкретными понятиями. Этот процесс происходит по следующей цепочке: восприятие, понимание, осмысление, обобщение. То есть человек, постигая для себя суть, смысл и значение чего-либо, в итоге создает свое индивидуальное обобщенное и абстрактное мнение относительно предметов, явлений, ситуаций, независимое от остальных членов общества.
Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые веками строили и продолжают строить весь окружающий нас предметный мир. Они придумывают идеи, воплощая их делом в реальность.
Далее.
1. Мужское мышление. Принято считать, что мужчины мыслят логично и прямолинейно, прекрасно оперируют знаковыми моделями и системами, как правило, этот процесс всегда направлен на действие и результат. Мужчины четко разграничивают разум и эмоции. По их мнению, чувства крайне негативно отражаются на превращении мыслей в деловой результат. По одной из версий, так происходит потому, что в мозге мужчин превалирует левополушарный тип восприятия и обработки информации. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, операции с числами, последовательностями и т. д. У женщин же в ходе работы с информацией доминирует правое полушарие мозга. Правополушарное познание наделяет женщин воображением, мечтательностью, эмоциональностью, прекрасной пространственной ориентацией.
2. Женское мышление имеет сходство с интуитивным мышлением. Эмоции у представительниц прекрасного пола всегда на первом месте, поэтому зачастую многие выводы и умозаключения основываются на чувствах и предчувствиях. Порой настроение управляет женщиной, и ход ее мыслей может меняться вместе с переменами в настроении. Это только описание проявляющейся часто тенденции, но психологи не утверждают, что женщины не обладают ни логикой, ни рациональностью. Напротив, в определенных ситуациях женщины проявляют не меньшую, чем у мужчин, способность к анализу, обобщению, планированию и просчету ситуации.
3. Позитивное мышление. Здесь речь идет об оптимизме. Люди с такими чертами разума склонны, даже несмотря на преграды, видеть возможности для достижения своих целей. Таким личностям удается всегда трезво, реалистично, а главное, конструктивно, оценить ситуацию и настроиться на успех.
4. Негативное мышление свойственно пессимистам. Они постоянно недовольны жизнью, беспрестанно жалуются на нее, видят везде и во всем непреодолимые препятствия, тем самым вызывая жалость и сочувствие окружающих.
5. Стратегическое мышление. Если вы склонны создавать далеко идущие планы и при этом давать четкие прогнозы, значит, вы стратег. Строго придерживаться цели, эффективно оценивать путь ее достижения и никогда с него не сворачивать способны люди, обладающие стратегическим видением мира – как правило, это успешные бизнесмены и руководители.
6. Идеалистическое мышление. Идеализированное представление о мире присуще идеалистам. Создавая в своем воображении идеальный вариант мира, они проецируют его на реальность. Как правило, происходит несовпадение, и человек сильно разочаровывается, отказываясь принимать мир таким, какой он есть, несовершенным и неидеальным.
7. Иррациональное мышление. Иррациональные люди думают нелогично, дают неверную оценку явлениям и ситуациям, не могут объяснить, почему они поступают так или иначе, но при всем при этом верят, что делают все правильно и способны увлечь окружающих своей никому непонятной верой. Часто оно свойственно шизоидным расстройствам.
8. Рациональное мышление. Аргументы, факты, знания, умения, логика, разум – это те основы, на которые опирается человек с рациональным интеллектом. Эмоции, чувства, переживания для таких личностей не имеют значения. Они всегда здраво и трезво мыслят, четко и быстро решают поставленные задачи и находят ко всему конструктивный подход.
9. Аналитическое мышление. Человек-аналитик изучает все, что происходит вокруг него не спеша, обдумывая все детально, досконально, всегда устанавливая причины происходящего, так как ни одно явление и ни одна ситуация в его понимании и восприятии мира не могут быть беспричинными.
10. Синтезирующее мышление. Отдельные факты, разрозненные данные, обрывки информации не являются проблемой для человека с подобным умом. Он непременно воссоздаст полную и четкую картину, собрав ее по кусочкам. И такие сложные операции абсолютно его не испугают.
11. Особняком в психологии стоит такое понятие, как бессознательное мышление. Оно подразумевает процесс познания окружающего мира бессознательным сегментом разума. Бессознательное абсолютно неподвластно его обладателю, оно не контролируется и существует как бы само по себе. В нем собирается и хранится абсолютно вся информация, считанная извне на протяжении всей жизни человека. Можно сравнить этот процесс с собиранием деталей конструктора, только это происходит автоматически, независимо от нашего на то желания и концентрации внимания.
Сведения, собранные в подсознании, используются тогда, когда в этом появляется необходимость. Результат работы бессознательного мышления – это неосознанно принятые человеком решения. Мы думаем, что так или иначе поступаем, потому что долго и упорно искали логическое решение в той или иной ситуации, но даже не подозреваем о влиянии на принятие этого решения бессознательного. Подобно обратной стороне луны бессознательное мышление является самой неизученной и самой таинственной областью человеческого разума.
Продуктивное мышление определяет человека как творца. Здесь основную роль исполняет человеческая фантазия, воображение. Именно творческие люди способны на создание совершенно новых идей и небывалых ранее проектов. Они генерируют абсолютно уникальное и оригинальное видение будущих материальных и духовных объектов своего труда. Новые понятия и образы, ни с чем не сравнимые выводы и умозаключения – все это плоды работы творческого сознания.
Репродуктивное мышление – противоположность продуктивного. Данный вид познания базируется исключительно на уже имеющихся в мире готовых решениях, образах, источниках и шаблонах. Полное отсутствие творческого воображения и направленность лишь на воспроизведение полученных ранее знаний характеризует этот тип разума. Стоит отметить, что люди с репродуктивным видом осмысления зачастую имеют черты интровертного характера.
Конец вставки из сайта.
А теперь вставка из другого сайта zaochnik.com:
Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.
Мышление включает в себя следующие виды операций:
Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
Анализ - мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов;
Синтез - процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;
Абстракция - выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
Обобщение (генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:
1-е суждение: все металлы проводят электричество.
2-е суждение: железо - это металл.
Умозаключение: железо проводит электричество.
Словесно - логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
Конец вставки из сайта.
Конечно мой читатель скажет - мол это всё скучно и скажи свою точку зрения.
Для меня мышление делится всего на два типа - это Рациональное и Запутанное.
Но ведь в психологии нет такой классификации и как я тут понимаю - Индивида намеренно вводят в заблуждения. Яркий пример - с шарообразной землёй.
Если человека намеренно Запутывают - дают ему заведомо ХОТЯ БЫ ОДНУ неверную константу - вся жизнь человека уже алогична и нерациональна.
Знаменитое выражение - "Раб Божий". А почему человек - не "Дитя Божье"? Какой смысл молится своему рабовладельцу? Молится нужно своему Отцу и Матери. И человек уже на подсознательном уровне становится рабом Глобальной Системы. Не просто так многократно переписывали историю.
Но вернёмся к ГЛАВНОМУ. Интеллект по факту - это модем, который пропускает огромное количество данных из самых разных источников. Функция Интеллекта в идеале состоит в каталогизации и обработке полученных данных. Резко вспоминаем первый сезон Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербэтчем (кстати - нормальная фамилия) - любые детали на месте преступления он "подписывал" и делал заметки - и всё происходило в особом виртуальном пространстве. Не просто так я делал пожелания посмотреть новый сериал "Не копайся в себе" - девушка-робот включает функцию заметок на каждую увиденную мелочь и вскоре её процессор перегревается и происходит перезагрузка. Ну как бы жирный намёк от сценаристов - мол женщины слишком перегружают свою память излишней информацией. Но суть в том, что информация в принципе не может быть лишней. Представьте Вовчика в 12 лет, который знает то, что сейчас знает Вовчик в 47 лет - каким бы я стал умным к 25 годам. То есть мои рассказы дают возможность развиваться любому человеку любого возраста.
В компьютерных играх-РПГ есть очень смешной момент - чем выше уровень Интеллекта Персонажа - тем выше его способности в магических искусствах и сочинении собственных заклинаний. А на самом деле - так и происходит. Уже три недели подряд Чёрный Колдун не может наложить на меня Кувалду - именно благодаря росту моего Интеллекта. Ну хоть где-то я могу похвастаться, что стал немного умнее.
А на этом пока всё и всем всего хорошего.