Полимат Леонардо да Винчи 1452-1519

Оскар Хуторянский
Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и придается праздности и самолюбованию
            - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519)
— итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).


Где основная та черта
Веков от средних к Ренессансу?
Что изменилось и когда?
И почему как будто сразу?

А изменилась психология
И общий взгляд на человека.
И интеллект, его способности
Стало и целью, и успехом.

В Европе в средние века
Религия везде царила:
На человека - должника
Пред богом и во всём винила.

Всю жизнь в поклонах, в нищете
В служению высшей, главной цели:
Души спасения на Земле...
Другие цели не имели.

Но век пятнадцатый настал
И человек - подобие Боже
Решил - Бог интеллект нам дал
Его терять совсем негоже.

"Универсальный человек" -
Понятие главное эпохи.
Художник и философ - всех
Политиков, купцов, вельможей.

Учили греческий, латынь,
Искусство, право, географию,
Природу и животных жизнь,
Архитектуру, математику.

И гуманизма колыбель -
Клан Медичи его начал.
Услышав Ренессанса трель
Каких умов там век настал!

В ИСТОРИИ ПРИМЕРА НЕТ

В истории всей примера нет,
Чтоб мог сравниться с Леонардо:
При жизни он имел успех,
Но был гоним и жил нескладно.

Когда картины он писал -
То рук не пачкал своих в краске,
Но сколько трупов иссекал,
Был не брезглив, не знал он маски. 

Другой художник был одет
В простой забрызганной одежде,
А Леонардо розы цвет
Имел все туники цвет нежный.

Он был красив, он пел, играл,
Имел успех у дам придворных,
Но счастья видимо не знал
И слухи шли о нём проворно.

Не ел он мясо, верил в мир,
Но создавал орудия смерти.
Не верил в Бога, но с картин
Там Вера вам и мне так светит!

Учился мало, знаем мы -
Был незаконно он рождённый.
Ему закрыты все пути -
Четыре класса - в путь готовый.

Не знал он греков, а латынь
Учил когда ему под сорок,
Но мир открытой книгой был -
Он самый первый был учёный!

Им восхищались много лет
Историки, искусств эстеты,
Хирург, учёный, инженер -
Нам изучать его заветы.

Он обогнал тогдашний свет
На сотни лет, а может более.
"Универсальный человек" -
Быть может "счастье" того стоит?


ПЛЕБЕЙ

Патрициям полегче в мире -
У них с пелёнок гладкий путь.
Их мысли не о том, как выжить,
А лишь, где выгодней смекнуть.

У них и связи и ресурсы,
Есть имя, титул и молва...
Им двери открывать не нужно,
Другим закрытые всегда.

Они, рождённые в рубашке,
Произрастали в парнике
И все желания, как в сказке:
Сказал - исполнилось уже!

Да - воспитание, манеры,
Что можно и нельзя сказать...
Но это ли являлось мерой
Чтоб "Человеком" их назвать.

Мы знаем тех, кто шёл труднее
Дорогой полною преград,
Кто достигал всего - умея
Своим умом, не веря в блат.

По мне, дороже те плебеи,
Кто всем патрициям назло,
В любимом деле преуспели,
Пусть в жизни им не так везло. 

Сократ, Христос и Леонардо,
И Ньютон - вышли из низов,
А те, кто выше ихней касты -
Как презирали тех богов!

Считали - "неуч" Леонардо, (1)
Юродивым прослыл Сократ.
Невежеству - снобизма карту
И чванство возрастёт в сто крат.


(1)  "Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь"
         Леонардо да Винчи



ОН БЫЛ ЛЕВШОЙ

Он был левшой и рисовал
Всё левой. Всё, без исключения,
Зеркально справа он писал
(Для шифра - это было мнение).

А правой он подковы гнул,
Красавцем был по мнению многих.
Играл на лире, всё на слух
И пел, на удивление строгих.

С него был бронзовый Давид, (1)
Душою был любой кампании...
Его рисункам нет цены
И меры нет его познаниям.

Был гениальный инженер,
Но лишь проэкты он оставил,
Был архитектор каких нет,
Но не построил даже здания.

Был первым в многих областях,
Нет равного ему и ныне,
Но дома нет, всегда в гостях...
Хоть гений несравненный в мире.

Он - как пример, кем может стать
Тот, кто душой свободен, мыслью,
Тот, кто старается всё знать,
Кому открыты мира смыслы.


(1) Для скульптуры Андреа дель Верроккьо "Давид" - позировал юный Леонардо да Винчи, его ученик.


ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ И ЛЕОНАРДО

Лоренцо был Великолепный,
Из Медичи он вёл свой род,
Он всем гигантов Ренессанса
В Флоренции дал первый ход.

Медичи род небезизвестный -
Две королевы, куча пап,
Для Ренессанса все ж Лор'енцо
Был меценатом и был прав.

Была республикой Флоренция
Ни герцога, ни короля,
И даже Папы все менялись...
Флоренция была одна.

Там каждый гражданин обязан
Служить в правительстве хоть раз
И тот почётен и отважен,
Кто городу хоть что-то даст.

На церковь деньги, на ворота,
На площадь или монумент…
Ведь так красавица сегодня
Флоренция брала успех.

Но политические страсти
Кто за правительства спиной?
"Монтекки с Каппулети" к власти
С ножом, интригой, иль свечой.

Лоренцо правил осторожно
И город спас от многих бед,
Ведь власти Папской всё возможно,
Король французский их сосед.

Но славен он не только этим -
При нём культуры был расцвет
Он Возрождение отметил...
Таких людей уж больше нет.

При нём и при его поддержке
Рос Ботичелли, Рафаэль,
Жил Микеланджело в надежде,
Открыл он Леонардо дверь.

Есть слухи - меценат великий
И величайший из людей
Не очень вроде бы дружили -
Ведь Леонардо - был плебей.

Лоренцо выслал его к Сфорца -
Милана герцогу тогда
Как музыканта.  Смех и только...
Но там взошла его звезда.

Лоренцо сделал больше многих,
Ему лишь Периклит ровня…
Недолго жил, но должен помнить
Его усилия ты, и я.

;
ЛЕОНАРДО ПРИ ДВОРЕ ЛЮДОВИКО СФОРЦА

Был Леонардо при дворе
У герцога Милана - Сфорца   (1)
Со звучным званием - "инженер"
"Художника" чуть выше может. (2)

Но не был вхож в его покой,
Входил чрез боковые врата,
Обедал с челядью простой,
Но была лучше ему плата.   

Его ведь Медичи послал
Как музыканта, как подарок...  (3)
Плебеем гения считал
И в нём всё было не по нраву. 

Что он красив и что силён,
Что обаяние в нём и знания...
Он унижал его во всём
Отбросы слал с стола даяния. (4)

Так что питаться со слугой
Для Леонардо - повышение.
Хотя другого под Луной
Мир не видал со дня творения.

(1) Лодовико (Людовико) Мария Сфорца, Лодовико Моро — герцог Милана из династии Сфорца, талантливый ренессансный деятель.

(2) Леонардо титул при дворе герцога был: Ingenirius Ducalis - инженер герцога, выше, чем художник, но всё ещё ремесленник.  Питался со слугами на кухне.

(3) Леонардо получил только начальное образование, не знал латыни. Медичи не благоволил к нему и послал его в Милан как музыканта, играющего на лютне. 

(4) Служа у Лоренцо Великолепного он получал остатки с барского стола.


 
SFUMATO ЛЕОНАРДО

Великий мастер изобрёл
Приём “Sfumato” знаменитый.
Потратил жизнь.  Его довёл
До мастерства, что глазу скрыто.

В картинах старых мастеров
Есть чётко контуры объектов,
Людей, животных и домов...
Для Леонардо - это "вредно". 

Нет контуров и нет границ,
Они размыты, как бы тают...
Как лёгкой дымкою покрыт -
Так руку гения узнают.

В его картинах нет совсем
Следа мазков, руки тревожной.
Нет отпечатков, хоть ренген
За слоем слой проверил сложно.

Послойно в несколько микрон
Он краску наносил обычно.  (2)
Не знают, как всё видел он?
Без мискроскопов нам привычных.

Слой краски тоньше толщины
Чем волос в десять раз примерно!
Как все слои нанесены?
Не "напылением" наверно.  (3)

Sfumato метод улучшал
Всю жизнь свою.  Его наследие
Поэтому живёт в веках
Он первым был! И был последним!

(1)  Сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.   Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

(2)  Толщина человеческого волоса 100 микрон.  Через сильную линзу можно различить 50 микрон.
Леонардо линз не имел.

(3) Напыление — нанесение тонкого слоя из мелких частиц вещества на поверхность материалов и изделий в защитных или декоративных целях.


МОНА ЛИЗА
 
Как много видели красавиц
Мы на портретах мастеров?
Но не сравниться им по славе
С портретом древним в шесть веков.

Нам дар природой дан с рождения
Все лица встречные читать.
Уметь понять их выражения
И настроение понять.

Враждебно? Дружески настроен?
Печаль иль радость на челе?
Так боевой окраской воин
В поход готовился, к войне.

Прекрасно знают это те,
Кто ищет вашего внимания,
Расположения к себе -
С улыбкой лучше понимание.

Вернёмся к теме - тот портрет
Нас привлекает и нас держит,
Эмоций там живой букет -
Таких, что неподвластны смерти.

Мы реагируем на них,
Под взглядом Лизы чувств не скроешь....
Стоишь пред нею только миг,
Но этот миг так много стоит!

Ее улыбка многозначна
Для каждого своя она -
Одним с иронией печальна,
Другим с насмешкой холодна.

Ее глаза мудры и строги,
В осанке гордость и покой,
Она уже видала многих
И цену знает за собой.

Одних влечет своей загадкой,
Другим гримаса режет глаз,
В ней Леонардо из под краски
Пытливо вглядывается в нас.


КАК ЛЕОНАРДО РИСОВАЛ!

Как Леонардо рисовал!
Карандашом, пером и мелом!
Во всём, что видел - узнавал
Момент, готовый к переменам.

Уродство, как и красоту
Он даром признавал природы.
Их уникальность и игру
Воспринимал, как жизни годы.

Улыбку, плач, гримасу, жест
Он передать мог кратко, точно.
Не шарж, пародия, гротеск...
А только, что заметил очно.
 
Перо он всё ж предпочитал -
Ведь им писать он мог заметки
О том, что он нарисовал
О, как ценны его пометки. 

Он свет и тени изучал
Годами. В оптике был первым.
Он восприятию дань отдал -
Его эскизы фото-верны.
 
И в каждом слышится Вопрос.
И в каждом там Ответ даётся. 
Как мир сегодня не дорос?
Нам сотни лет учить придётся.

;
ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.

 
КАК МНОГО ЛЕОНАРДО ЗНАЛ?

Как много Леонардо знал!
Как много он предвидел,
Когда он Мону рисовал,
И передал, что видел.

Несимметричность двух сторон
Лица!   Он знал и это!
Различны губ углов наклон -
С одной - улыбки нету.

Психологи умны теперь -
Закон обратной связи:
Улыбка - "открывает дверь",
Но в Моне так не скажешь. 

Он знал все мускулы щеки
И нервы, что от мозга....
Латынь конечно не учил,
Но знал - пускай всё сложно.

Он арифметики не знал,
Но знал он перспективу -
Предмет чем дальше, тем он мал
И исчезает с виду. 

Черты предметов не ясны,
Чем дальше расстояние -
Меняет воздух все черты
Ландшафта или здания. 

Но резкость чётче у краёв,
Мутнее середина.
В долинах воздух - он тяжёл,
Чем горы, где, вершины. 

Он восприятие цвета знал
Вблизи и с расстояния. 
Вот так он Мону и писал
И миру нёс те знания. 

Тогда загадка и теперь...
Нам гений Леонардо
Лишь приоткрыл той тайны дверь,
Чтоб показать, "как надо".


ЛЕОНАРДЕСКИ

Кому-то если подражать,
То Леонардо подражайте!
“Леонардески" - так их звать,  (1)
В них стиль его порой узнайте.

Его сфумато лёгкий стиль,
Улыбка с двойственным значением,
Покой и созерцания штиль -
Миндалевидных глаз творение.

Он поощрял учеников.
И кисть прикладывал к полотнам,
Учил их рисовать с основ…
Дарил сюжеты им свободно.

Шли по пятам они за ним,
И в технике порой успели…
В музеях много их картин,
Не Леонардо… но сумели.  (3)

Там техника, но нет души.
Как и на всех других картинах
Они не смотрят изнутри…
Так Леонардо мог единый.


Николай I не поскупился на средства, чтобы выкупить у голландского короля «Флору» Леонардо, а она оказалась работой его ученика Франческо Мельци.

(1) Леонардески — ломбардские художники эпохи Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи миланскогопериода.    Входили в число его учеников, либо просто восприняли его стиль.

(2) Леонардески были разнообразны по своей одаренности, по слабым проблескам оригинальности, по степени своей близости, внутренней или только внешней, к Леонардо. Наиболее интересны из них те, которые попали в орбиту гения в дни первого его приезда в Милан, — Больтраффио, Амброджо да Предис, Франческо Мельци».


ИЗОБРЕТЕНИЯ ЛЕОНАРДО

К изобретениям Леонардо
Неплохо знать бы сопромат
Прокат придумал очень рано,
А также лётный аппарат.

Понятие “функция” не знал он,
Да и никто тогда не знал.
Им Ньютона недоставало,
Но Леонардо рисовал!

Он "геометрию в движении” -
Рисунки лучше чертежей
Использует для этой цели,
Невежд под смехом и врачей.

Ему уже давно за тридцать,
А он к Пачоли, как студент…    (1)
Да и Луке чему учиться
Он гения признал в момент.

Тот - выпускник “начальной школы”,
Не знал латыни и дробей,
Но мозг его был высшей пробы
И высочайшей средь людей.

Его патриции унижали,
Порой смотрели свысока. (2)
Ничтожества, они не знали,
Как их ошибка глубока.  (3)

А Леонардо всё рисует:
Полёт ядра, отскок мяча
Параболически кривую,
Что просчитать тогда нельзя.

Открыл теорию пределов,
Знал интегралов тайный смысл!
За что не брался, что не делал -
Как гений - рисовал он мысль!


(1) Фра Лука Бартоломео де Пачоли  1445 —  1517 — итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии. Крупнейший европейский алгебраист XV в.

(2) «Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь», – писал с горечью Леонардо.

(3) Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не вполне уверен.  А. Эйнштейн


 
ЛЕОНАРДО О ДУШЕ

Что есть душа? Понятие это
Всех волновало и всегда
У каждого свои ответы
Сейчас и в древние века.

Сказал когда-то Леонардо:.
"Не “состояние" душа.
Душа - “процесс" и постоянно
Она в движении жива.

Она меняется со временем,
С погодой, с нашим бытиём.
И даже в нашем настроении
Душа - обратной связью в нём.

Влияет на неё забота,
Уют, приют и глас любви
И все падения и взлёты…
Она ранима, как и мы.

Душе нужны и наши строки -
Они заплаты для неё…
Душа надеется, что кто-то
Её услышит и поймёт.


ИСТОРИЯ ПОШЛА Б ИНАЧЕ

История пошла б иначе,
Когда б записки Леонардо
Вдруг получили бы огласку,
А не пылись в фолиантах.

Отцом науки стал другой бы,
Не Галилей, а Леонардо...
Да и прогресс иных теорий
Был целью для других талантов. 

Хотел конечно Леонардо
Собрать записки, издать книгу,
Но интересно всё. Всё надо
И изучить, рисунок выдать. 

В нём удивительно слились
Учёный, лирик, с инженером.
Нет математики, что же, пусть -
Рисунок-график кончит дело.

Ни геометрией Евклида,
Не быстротой идей Ньютона
Не описать идею жизни
Биологических законов.

Тут нелинейность, топология,
И очень сложные модели...
Но то, что не умели многие
Рисунок Леонардо смеет.

Рисунок - лучше фотографии,
По инженерному надёжен.
По ним приборы Леонардо
И изобрёл и изготовил.

История пошла б иначе,
Умнее были бы намного,
Когда б ценили Леонардо,
Не прерывать его дорогу.



ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ГЕНИЕВ

Есть "латеральное мышление"
Для нестандартных ситуаций.
Так думают обычно гении
На удивление смертной братии.

Нас учат думать “вертикально”-
Простое - к сложному ведёт -
Нельзя мгновенно сделать “сальто”
Без подготовки, может год.

От аксиомы - к теореме
Доказываем каждый шаг…
То логика. Но ей на смену
Есть интуиция, как враг.

Наш мозг устроен не как здание,
Где этаж, ещё этаж…
Он весь в шаблонах, в распознании -
Его работа каждый раз.

Задача - исключить шаблоны,
Свернуть с привычного пути,
Забыть клише.  В сомнении полном
О всём, что скажут “знатоки”.

Всегда ищите объяснения
Альтернативной и простой.
Поверьте в новые идеи,
Где вход и выход есть другой.

Ищите смело аналогий
В других не смежных областях.
Всегда смотрите только в корень -
Причину всех проблем узнав.

Не только боги горшки лепят,
И может гений есть у вас.
Вам “латерально” мыслью светит -
Попробуйте, когда есть час.


;
СПИСОК ИЗОБРЕТЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ, КОТОРЫЕ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В ЕГО ДНЕВНИКАХ И ЗАЧАСТУЮ БЫЛИ ПРИДУМАНЫ МАСТЕРОМ

Как вы сами понимаете, этот список далеко не полон.

1. Автоматическая система зажигания огня с огнивом.
2. «Автомобиль» Леонардо («роботизированная тележка»).
3. Анемоскоп (прибор для определения изменения направления ветра, предшественник барометра, в записных книжках Леонардо нет схемы прибора, только описание).
4. Башмаки для хождения по воде.
5. Барабан механический.
6. Бомбарда с разрывными снарядами.
7. Бомбарда многоствольная.
8. Вентилятор.
9. Вертел механический.
10. Водолазный костюм.
11. Воздушный винт (вертолет).
12. Волочильная установка.
13. Гигантский арбалет.
14. Гигрометр (изобретение Альберти, усовершенствовано).
15. Горизонтальное сверло (для сверления стволов деревьев для изготовления водопроводных труб. Новшество заключалось в возможности регулировать положение бревна так, чтобы его центр совпадал со сверлом).
16. Дрель с двумя рукоятями.
17. Землечерпалка (драга) – для подъема ила со дна канала.
18. Измеритель величины наклона (служит, чтобы направлять летательный аппарат прямо или под наклоном).
19. Измеритель пути, одометр (усовершенствован). Катапульта с лебедкой.
20. Килевидные пушечные ядра (ядро имеет аэродинамический контур и направляющие крылья).
21. Колесцовый замок для аркебузы.
22. Летательный аппарат (орнитоптер вертикальный)
23. Летательный аппарат (орнитоптер горизонтальный).
24. Летательный аппарат (орнитоптер с пружинным приводом).
25. Лестница «телескопическая» (ее можно было удлинять и укорачивать, а также поднимать с помощью специального механизма).
26. Лодка с гребными колесами.
27. Лодка с двойной обшивкой.
28. Лопасти для рубки нападавших (для установки на крепостной стене).
29. Машина для изготовления пружин.
30. Машина для забивки свай.
31. Машина для намотки бобин (Леонардо добавил механизм, чтобы на бобину нить наматывалась равномерно).
32. Машина для насечки напильников.
33. Машина для плетения канатов.
34. Машина для поднятия воды.
35. Машина для подъема груза (машина с возвратно-поступательным движением).
36. Машина для распилки бревен с вертикальной пилой.
37. Машина для резки камней.
38. Машина для сверления бревен для водопровода с горизонтально расположенным сверлом (положение бревна можно было регулировать, чтобы получать отверстие в нужном месте).
39. Машина для шлифовки зеркал.
40. Модель механического крыла (модель имитирует строение и работу крыла птиц).
41. Мортира с механизмом наведения на цель.
42. Мортира вращающаяся для корабля.
43. Многоствольное орудие.
44. Многоствольное орудие в три яруса (органного типа).
45. Мост однопролетный (по предложению Леонардо – через Босфор).
46. Мост с поворотным механизмом.
47. Мост разборный.
48. Наковальня механическая (водяной привод заставлял вращаться вал с кулачковым механизмом, который поднимал и опускал молот).
49. Отражательная печь (для плавки металла).
50. Парашют Леонардо.
51. Паровая пушка (пушка, стреляющая с помощью пара).
52. Переключатель скоростей (на рисунке Леонардо изображены два привода – с коническим колесом и с цилиндрическим), движение передается на зубчатые колеса разного диаметра. Система основана на тех же принципах, что и переключатель скоростей в современных машинах).
53. Перчатки для подводного плавания.
54. Печатный пресс (усовершенствован).
55. Пианола автоматическая.
56. Подводная лодка.
57. Подъемный кран с кольцевой платформой.
58. Поршень в цилиндре.
59. Прибор для измерения скорости ветра – анемометр (изобретение Альберти, Леонардо предложил два варианта конструкции прибора).
60. Прожектор.
61. Разводной ключ.
62. Редуктор.
63. Робот-рыцарь.
64. Сверлильный станок, сверла в котором идут снизу вверх.
65. Сепаратор муки.
66. Серпоносные колесницы (античное изобретение), усовершенствовано.
67. Спасательный круг.
68. Станок печатный (усовершенствован).
69. Танк.
70. Токарный станок с маховиком.
71. Устройство для отталкивания приставных лестниц противника от стены (если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним на стену, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене. Стержень выдвигался наружу при помощи рычага).
72. Центрифуга на несколько пращей.
73. Цепная передача.
74. Шарикоподшипник.
75. Шлюзовые механизмы.
76. Шпиндель пластинчатый. (Шпиндель, который дает возможность машине тянуть, скручивать и наматывать одну нить на три разные катушки.).
77. Экскаватор.
78. Эпициклоидальный колесный механизм.