Пардес

Михаил Моставлянский
И четверо вошли в чудесный сад
две тысячи (примерно) лет назад.
«Того постигнет страшная беда,
кто, видя мрамор, закричит: "Вода!"»

Так предсказал Акива... Бен-Азай
сомкнул в смертельном сне свои глаза.
Ахер срубил деревья. Бен-Зома,
покинув дивный сад, сошёл с ума.

И лишь Акива, презиравший тлен,
вошёл в тот сад — и вышел просветлен.

Вот так и мы, что волею Небес
приходим в мир, как мудрецы в Пардес.
При виде миражей кричим: "Вода!" —
исчезнем в этом мире без следа.

Кого влекут богатства и дома —
как Бен-Зома, лишаются ума.
Кто сладострастен выше всяких мер,
теряет мир грядущий, как Ахер.

Лишь тот достоин жизнь прожить счастливо,
кто праведен и честен, как Акива.

___________
* Пардес (арам.) — цитрусовый сад. В каббалистической литературе аббревиатура: «Пшат» [простой смысл], «Ремез» [намёк], «Друш» [углублённое толкование], «Сод»[тайный смысл], — означающая четыре уровня постижения Торы.

И оба Талмуда, Вавилонский и Иерусалимский, и «Мидраш-раба», и мидраш «Ялкут Шимони», и «Зоар», и древняя каббалистическая книга «Гейхалот» («Чертоги») содержат рассказ о «четырех, вошедших в Пардес», то есть овладевших Торой во всем ее объеме, в том числе и на уровне "сод". Сам факт этого столь уникального в Устной Торе повторения означает, что здесь содержится какой-то урок, крайне важный для всех евреев в каждом поколении. Какой именно? На этот вопрос в ходе нашей истории по-разному отвечали мудрецы, являвшиеся авторитетами для еврейского народа.

Сообщает Вавилонский Талмуд (Хагига, 14б): «Четверо вошли в Пардес: Бен-Азай, Бен-Зома, Ахер и рабби Акива. Сказал им рабби Акива: “Когда вы достигаете плит чистого мрамора, не говорите: „Вода! Вода!“ — потому что сказано: „…рассказывающий небылицы долго не устоит пред Моими глазами“” (Теилим, 101:7). Бен-Азай глянул — и умер; о нем Писание говорит: “Дорога в глазах Г-спода смерть тех, кто предан Ему” (Теилим, 116:15). Бен-Зома глянул — и повредился (в уме), и о нем Писание говорит: “Мед нашел ты — ешь в меру, а то пресытишься им и его изрыгнешь” (Мишлей, 25:16). Ахер — порубил посадки; рабби Акива (вошел в мире[1]) и вышел в мире».

Какой же урок содержится в рассказе о «четырех, вошедших в Пардес»?

Четыре мудреца — это четыре типа людей, изучающих Тору, и четыре типа самого ее изучения. Бен-Азай, Бен-Зома и Ахер олицетворяют собой те опасности, которые угрожают желающему проникнуть в скрытое, те соблазны, которые подстерегают стремящегося достичь созерцания того, что окутано тайной. И тот, кто пренебрегает этими опасностями и поддается этим соблазнам, не выполняет задание, ради которого его душа спустилась в этот мир и облачилась в материальное тело. Гарантией же благополучия — «входа в Пардес в мире и выхода из него в мире» — служат те качества, которые воплощает рабби Акива. Он уже «вошел (в Пардес) в мире» — не как Бен-Азай, стремившийся лишь к собственному совершенствованию, не как Бен-Зома, разум которого не вынес огромности открывшегося ему знания, не как Элиша, сын Авуи, принявший видимое за действительное и ставший Ахером. Рабби Акива вошел в Пардес с единственным намерением: исполнить волю Всевышнего, установить мир между противоположностями, открыть единство Б-жественного и земного, духовного и материального. Поэтому он и «вышел в мире».

В самом общем плане: тот, кто стремится к Истине и лишь к ней не только в ее теоретическом, и но в материально-конкретном, действенном выражении, кто ставит себе единственную цель — исполнить волю Всевышнего, в чем бы она ни состояла, — способен воспринять сокровенные тайны Торы.

[По материалам веб-сайта "Лехаим"]