Полимат Леон Батиста Альберти

Оскар Хуторянский
…человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом.
                -  Леон Батиста Альберти (1404-1472) (1)


Леон Альберти - это имя
Возможно помнят знатоки
Искусства. зодчества и ныне,
И эрудиты - чудаки.

До Леонардо жил задолго
И был примером, как никто.
Он знал и сделал очень много,
Ведь Ренессанс пошёл с него

За шесть столетий до сегодня
Он “перспективу” показал
Размеры, светотень в природе
Он с математикой связал.

Писал о шифрах он трактаты,
Дал криптографии толчок.
Создал устройство шифра даты,
Чтоб разгадать никто не смог.

Он математик и картограф,
Философ, скульптор, гуманист.
Писал: -“В гармонии всё дело…”
И “…человек, как чистый лист.”

Он был спортсмен и был священник,
Лингвист, учёный и поэт.
Мог лошадь дикую объездить
И написать экспромт - сонет.

Есть вклад его в литературе,
И в зодчестве оставил след.
Его все знания “тянули” -
Но больше - “что есть человек”?

Как гуманист он ставил выше
Семью, чем общества нужду;
Считал, что каждый Бога слышит
И перед ним одним в долгу.

В мораль он верил, в её силу;
Считал, что мир она спасёт
И “Царство человека” было б…
Но человек кровь льёт и льёт…


(1) Леон Батиста Альберти (1404-1472) - философ, лингвист, криптограф, поэт, архитектор, теоретик архитектуры, теоретик музыки, музыковед, скульптор, писатель, медальер, художник, математик, драматург, органист, учёный, - один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения».

Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг.), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг.), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг.); в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена); в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг.) и Сант Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.); в Риме - палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V.

8-27-2020