Как воет белуга

Михаил Перов -Репнин
Однажды, одна, вероятно, несколько нервозная дама, почему-то, именующая себя психологом, упрекнула в одиозном отношении к женскому творчеству. Полагаем, прочитав какую-то из моих многочисленных рецензий или, вырвав фразу из общего контекста из рецензии, решила представить в соответствующем свете еще одного, скажем так, "несносного критикана" добропорядочных поэтесс. Видимо,  даме-психологу очень хотелось написать нечто обидное, но обязательно интеллигентное. Что ж, каждый, как известно, "пишет как он слышит". Но, право слово - напрасен сей труд. Конечно, как нормальный человек, я тоже могу обижаться. Но, простите, обижаться на несерьезные и, даже в чем-то, неуравновешенные эмоциональные "дацзыбао" женщин, именующих себя психологами, напрасная трата времени и энергии. И, тем не менее, я все же задумался. Действительно ли так не справедлив к женскому творческому началу? Прочитав еще раз некоторые из своих рецензий и статей, посвященных произведениям, написанных женщинами, еще раз убедился, что среди них большое количество материалов, которые носят самые, что ни на есть, положительные отзывы. Можно было бы и закрыть тему, но что-то заставило "пройтись" по безмерным просторам "стихиры". И вот неожиданно натолкнулся на одно весьма интересное произведение. Сразу отметим, не с точки зрения поэтического совершенства, а, как показалось, с попыткой отражения женской доли литературным, в данном случае, поэтизированным способом. Произведение называется "Одиночество вдвоем". Авторство принадлежит Ольге Солдатенковой.

Тоскливым холодом наполнен дом.
Как страшно одиночество вдвоем.
Давно не чувствую твоей руки.
По комнатам гуляют сквозняки.
Под куполом ночной тиши
В плену друг друга плачут две души.
Уже не больно,просто все равно...
Рассвет холодный постучит в окно.
Я спящей притворюсь,а ты уйдешь
Поспешно,без зонта,забыв про дождь...

Как-то в одной, то ли книге или статье, прочел: А вы когда-нибудь слышали, как плачет или как воет белуга? Ну, в силу географических ситуаций - не приходилось. Но интернет, как бы, должен был бы решить и эту проблему. Но, как выяснилось - белуги не воют. Это всего, лишь, вариант этимологического выражения. Правда, имеющий свою глубокую историю и сравнительный образ женского начала. Предвижу вопрос: А к чему Вы про белугу? Нет-нет.. успокойтесь, никакой пародии. Скорее - сравнение.
Как указывают некоторые словари, русский народный песенный фольклор насчитывает более 500 тысяч старинных песен. Причем, как утверждается, более 80% его исполнительского содержания носит женский характер. Женские страдания... Боль, разлука, потеря любимого - вот неполный перечень женских "плачей", "белужьих ревений". Да, женская тоска - это одна из самых ярких явлений, действительной остротой отраженная в нашей русской культуре: литературе, театре, кино...
Но современный колорит фольклора, если можно так выразиться, дополняется еще одним, новым, хотя известен, кажется, уже ни одно десятилетие, но также, имеющим женские глубинные начала, как в "Одиночество вдвоем". И автор верно озаглавил свое произведение.
Действительно, если применять все те качественные и психологические правила, которыми наполнены многие старинные русские песни, то и здесь, правда, в некотором урбанизированном виде, сохраняется их, скажем так, "страдательное женское содержание". Мы не будем с современных позиций глубоко анализировать преемственность автора к форме, традициям или каких-либо иным требованиям поэтических построений. Это хлеб филологов, пусть они и занимаются этим. Хотя, в защиту автора можем сказать, например, песня "Возле моста трава росла" в каждой деревне исполнялась по своему. Хотя и расстояние между ними могло быть не более версты. Таков творческий уклад: смотреть на "жизненные" вопросы несколько по своему. И автор, видимо, тоже придерживается этих взглядов. Ну, согласитесь, мало ли понаписано про эти самые "одиночества", да еще и "вдвоем"? А вот поди ж ты...
Нет, я соглашусь в чем-то с теми ретивыми авторами, что пытаются доказывать о невозможности чтения подобных произведений со сцены. Но пусть и критики согласятся, что весь русский фольклор сочинялся не для исполнения на эстраде. Глубокие зимние ночи, пурга воет, ветер свистит... А в низкой, покосившейся избе мать, наклонившись над люлькой, поет тихим голосом о... Красном солнышке.
И вот представьте себе, что и сейчас та же стужа за окном, ветер тот же, а молодая мама тихо и грустно поет своему "солнышку" песенку над кроваткой:

Тоскливым холодом наполнен дом.
Как страшно одиночество вдвоем.

Вы еще не услышали? Жаль...
Но я теперь знаю, как плачет белуга... Если спросят - отвечу...

PS.
Актерами театра "Партер" произведена постановка произведения О. Солдатенковой.
Посмотреть и прослушать ее можно по адресу:
https://youtu.be/Eqbr7hdJs9o