Любовь, как опора творческой жизни - эк2

Александр Беличенко
(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,

Здесь - о любви поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) к Софье Андреевне Миллер (в девичестве Бахметева), ставшей ему Музой вдохновения и сотворчества.

          Я помню чудное мгновенье,
          Передо мной явилась ты...
                А. С. Пушкин

          Средь шумного бала, случайно...
          Тебя я увидел...
                А. К. Толстой

Для творчества потребно вдохновение,
Как стимул выразить себя, творить...
Любовь способствует души прозрению,
Желающей таланту Музой быть.

Для Алексея Музой Софья стала.
Она таланту послана судьбой -
Незаурядный ум, ещё немало
Познанья языков, и вкус большой.            1*)

Её влюблённость первая трагична -
Брат гибнет (здесь дуэль за её честь),      2*)
Уходит из семьи (укоры, лично),
Случайный муж нелюбый - всё, что есть.      3*)

Он богатырь былинный, силой, статью,
А также не проявленный талант -
Алёша всё ещё под маменькиной властью,
И холост с ней слезливый великан...         4*) 

Настало пробуждение - "случайно"!
И сразу Алексей творит шедевр -
Ушла в народ романсом "тайна",
Алёша вырос для великих дел!                5*)

Не может богатырь без хрупкой Музы -
Не только, что творить, но даже жить.
Здесь плотской нежности сложились узы,
Но Ей - и творческой опорой быть.           6*)

Не сразу полное сложилось счастье:
Не дал развода муж, и против мать -
Как деревце, поникшее в ненастье,
Она пока обречена страдать.

Но Софья жизнь ему спасла буквально
В Одессе, где свалил Толстого тиф -
Она всё бросила, летит аврально
К нему, где эпидемия не миф.                7*)

Спасла! Теперь любимый будет с нею!
А там - развод и двадцать нежных лет
С талантом, кто любим, её лелеет,
Изведала с кем счастье, не без бед.           8*)

Так Софье мы обязаны содействием
Таланту, где опоры есть нужда,
И тот раскрылся под её воздействием,
Великим стал он с нею навсегда!

Бывает в хрупкой женщине опора
Богатырям, талантам, мужикам.
Она им служит жертвенно, без спора,
И стоит класть любовь к её ногам!

Примечания, с включениями и редакцией автора, взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл.- комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г., и
БВЛ, "Русская поэзия XIX века", стр. 304 и 672.

1*) Софья Андреевна не блистала красотой, но отличалась незаурядным умом, образованностью (знала 6 языков), безошибочным вкусом к искусству, была чрезвычайно музыкальна. За это в неё можно было без ума влюбиться (свидетельство женщины).
2*) За ней ухаживал московский князь, обещал жениться, обольстил и обманул. Брат вступился за честь сестры и был убит.
3*) Когда скандал поутих, душевная рана затянулась, последовал брак с ротмистром Львом Миллером, брак вынужденный, только чтобы уйти из дома, где её считали виновной в гибели брата. Брак и стал неудачным: супруги практически жили порознь.
4*) Граф Алексей Толстой обладал огромной физической силой и богатырским сложением: разгибал подковы, завязывал бантиком серебряную ложку, ударом кулака вгонял в притолоку кованый гвоздь. Настоящий былинный богатырь, но с нежным и румяным лицом!
Сила сочеталась с доверчивостью, непрактичностью и... слезливостью, как с другими бывает лишь в минуты большого возбуждения и апогея любви. А он в этом состоянии пребывал всегда. Своего "мальчика", возрастом за тридцать (33), всё ещё опекала маменька, отчего он и оставался холостым, один раз уже отказавшись в угоду ей от брака.
"Я родился художником, писал он Софье, - но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником". И далее: "Если ты хочешь знать, чтобы я тебе сказал, какое моё настоящее призвание, быть писателем". В нём жил не проявленный в полную силу (пока!) талант!
5*) И вот он вручил на балу-маскараде даме в маске свою визитку, и та официально пригласила в дом нового знакомого. Это была замужняя Софья Андреевна Миллер (Бахметева), любительница античности в быту. Поэт сразу отметил это и послал поклоннице Гомера  записку на французском языке, томик поэта Шенье и стих гекзаметром:
"Пусто в покое моём. Один я сижу у камина..." Это было уже, как объяснение, "чистая правда", в стихах ли, в прозе, как писал в записке Толстой.
6*) "Я ещё ничего не сделал - меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что мог бы сделать что-нибудь хорошее, - лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, и теперь я его нашёл... Это ты" - в письме Софье, уехавшей от преследований мужа в родовое поместье, на Пензенщину. "Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать" - силач, скручивающий винтом кочергу,  просит помощи у хрупкой женщины, ставшей ему любимой женщиной и сотворческой Музой. Продуктивность Толстого после знакомства с Софьей Андреевной стремительно возросла - Муза интересовалась его творчеством весьма активно. Как и знаменитые композиторы, написавшие музыку на многие стихи поэта.
7*) В феврале 1856 года, в разгар Крымской (Восточной) войны майор Толстой командовал в Одессе ротой. И очень серьёзно заболел тифом, о чём известили даже царя Александра II, так как Толстой имел чин церемониймейстера Двора Его Величества. Любимая женщина приехала сразу же, как узнала о тифе, презрев опасность, бросившись, очертя голову, в самое пекло эпидемии, чтобы самой ухаживать за лежащим в тифозном бреду человеком, который официально был ей никем.
8*) Наконец, муж дал развод. Они стали законными супругами не только перед Богом, как ранее, но и перед людьми. Шли годы, но чувство не ослабевало. Поехав на лечение от тяжёлой болезни в Дрезден, он писал оттуда:
"...Не могу лечь, не сказав тебе то, что я говорю тебе уже 20 лет, - что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад . Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять...". Он, давно разменявший шестой десяток, грузный, больной, терзаемый приступами удушья, писал ей от любящего сердца: "Пусть лучше я после тебя умру, потому что я не хочу, чтобы тебе было тяжело после меня...".
Она пережила его на 20 лет, и все 20 лет её ждало местечко рядом с ним в специально изготовленном в Париже по её заказу металлическом саркофаге.