В лиловом сумраке

Надя Ораевская
В ЛИЛОВОМ СУМРАКЕ 



ОТ АВТОРА

Я не ставила целью вдаваться в обстоятельства сложной жизни Александра Блока. Здесь отдаётся дань женщинам, которым выпало счастье стать музами гения. Кто бы знал и помнил их имена, если бы они очарованием, умом, притягательностью не вызвали вдохновение великого поэта, чья жизнь пришлась на период трагического и неповторимого Серебряного века?  Поистине, драгоценна любовная лирика Александра Блока, и навеки вписаны в историю русской поэзии имена тех, кого любил поэт, кому посвятил бессмертные строки.
 
Известно, что Блок часто видел всё в лиловом, (фиолетовом, сиреневом) цвете, и не случайно его с юности манили картины художника Врубеля. Часто встречается в блоковской поэзии таинственный и разноликий сумрак: то «вечереющий», то «неизвестный», а вот он уже «мутно-голубой»…  Приглашаю читателя настроиться на лирическую волну, окунуться в загадочный лиловый сумрак и полюбоваться вместе со мной вечными цветами – музами Александра Блока.

Надежда Ораевская


             В ЛИЛОВОМ СУМРАКЕ
Поэма о музах поэта Александра Блока

1.
СОЮЗ ПТЕНЦА И ЗРЕЛОЙ РОЗЫ

Иль первой страсти юный гений
Ещё с душой не разлучен,
И ты навеки обручен
Той давней, незабвенной тени?
Александр БЛОК (из цикла «Через двенадцать лет»)

Через двенадцать лет «на воды»
Вернулся Блок; за эти годы
Воды немало утекло…
Как чувство первое цвело!
Слиянье тел, сердец биенье
И мыслей жадных помраченье…
И снова плоти торжество.
Но… время рушит «божество»…
Ах, полно… полно, не вчера ли
Она и он в любовь играли,
И кудри верного пажа
Рукой ласкала госпожа?
Блок торопил безумный вечер, –
Коварны дамские духи!
Он –  в ожиданье бурной встречи,
К Оксане* все его стихи!
В её заглядывал окно…
О, как пьянило то вино –
Вино взросления! Хмелея,
Мужал и делался смелее.
Ещё ни слова о лиловом, –
Как начинающий актёр,
Сам расставлял любви шатёр,
Юн, синеокой зацелован…
Что ж, опыт жизни – только опыт.
Случайной встречи голос в шёпот
Сначала робко превращён,
Потом и смолк… и прекращён
Союз птенца и зрелой розы.
К чему сомнительные слёзы?
……………………………….
Но вдруг… теперь… через двенадцать…
Курортный вечер оживал,
К воспоминаньям берег звал…
Вам, К.М.С., букет оваций!

*Ксения Михайловна Садовская (1859 – 1925)  – летом 1897 г. шестнадцатилетний Александр Блок (1880 – 1921)
 на немецком курорте Бад-Наугейм «на водах» познакомился с очень красивой зрелой дамой  Ксенией Михайловной Садовской, (К.М.С.), ставшей его первой любовью, синеокой «Оксаной». Садовской посвящен ряд стихотворений 1897— 1900 г.г., с воспоминаниями о ней связан стихотворный цикл 1909—1910 г.г. «Через двенадцать лет» — «одна из драгоценностей любовной лирики Блока», по словам исследователя его творчества. Поразительно, но Ксения Михайловна, по-видимому, ничего не знала не только о стихах, посвященных ей, но и вообще о том, что Блок поэт. Уже в двадцатые годы, неизлечимо больная, от лечившего её врача — почитателя поэзии — она случайно узнала, кого выпало ей полюбить и кто воспел её в своих стихах.
2.
ВЕРБЕНА КРАСНАЯ В РУКАХ

 Стана ее не коснулся рукою,
 Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок…
Александр БЛОК

Блок скачет в Боблово к соседям,
Решив пробыть там полчаса.
Кокеток юных голоса
Его встречают: «Едет! Едет!»
Июньский сад кипит сиренью.
Конь грациозный сбавил ход,
И статный всадник лёгкой тенью
Скользнул вглубь сада от ворот.
Здоровьем пышущая Люба**
У приоткрытого окна
Стоит… Предчувствия полна,
Выходит к гостю, как голуба:
Мадонны лик, и строгость блузы,
И плавных линий силуэт…
Предназначенье главной Музы
Сей час назначил ей поэт:
Чиста, невинна, незлобива,
Среди подруг не так игрива,
И в ней сокрыта новизна, –
Так, в снеге мартовском весна
Ещё как будто не проснулась,
Но, в дрёме, счастьем улыбнулась.
Блок позабыл и всё, и вся,
Одну Любовь превознеся!

Впервые сблизились на сцене,
(Объединил двоих Шекспир).
В игре вставали на колени,
В игре –  скрещение рапир,
В игре… А в жизни по-иному:
Блок сознавал, что он Поэт,
На Вечной Женственности*** свет
Он шёл, к её стремился Дому.



** Любовь Дмитриевна Менделеева (1881 – 1939) – жена Александра Александровича Блока, дочь знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и Анны Ивановны Менделеевой (урождённой Поповой). Свадьба Любы Менделеевой с поэтом состоялась в 1903 году, венчались в церкви Михаила – Архангела в селе Тараканово, которое находится между Боблово (имение Менделеева) и Шахматово (имение Бекетовых-Блока). Любовь Дмитриевна известна как «Прекрасная Дама» Александра Блока.

*** Вечная Женственность – это символический образ из заключительных строк «Фауста» И.В. Гёте («Вечная женственность влечёт нас вверх»); трансцендентная сила, любовно поднимающая человека в область вечной творческой жизни. Образ Вечной Женственности Александр Блок нашёл в поэзии русского  философа, публициста, переводчика и поэта Владимира Соловьёва (1853 – 1900).
В Любе Менделеевой Блок  увидел воплощение идеальной неземной женщины; он  отделял Вечную Любовь и стремление к идеалу от недолговечной  любви к обыкновенной привлекательной женщине.

Нет-нет, мелькнёт Оксаны тень;
От растворяющейся тени
Земной любви ступает гений
К любви нездешней, в новый день.
Блок сквозь магическую призму
Глядит на деву, вдохновлён;
Поэт подвластен магнетизму, –
Он в Образ Женщины влюблён.
А что ж она?.. Не для забавы
У Любы – любушки-любавы
Вербена**** красная в руках.
Надежд румянец на щеках…
Растенье пахнет сладко, тонко,
Сияет солнце в синеве…
Вдруг, тельце мёртвого щеглёнка
Она увидела в траве.
Добра примета не сулила.
Тревоги юной не к лицу.
С надеждой девушка молила
О том, чтоб он повёл к венцу.

Мотив загадочного лета
Пропет, пожух  духмяный луг.
Заворожённого поэта
Влечёт свеченьем Петербург.
Там, на Васильевском, случайно
Увидел Любу;
Блок за ней
Идёт, как призрак, тихо, тайно,
След в след за Дамою своей.
Не избежать им новой встречи:
Собор Казанский, долгий взгляд,
И оплывающие свечи
В лиловом сумраке горят.



**** Вербена – травянистое дикорастущее душистое растение, разводимое как декоративное. Название Вербена староримского происхождения, «Verbum» в переводе с латыни означает «слово». Кроме этого считают, что название  происходит от Veneris vena – вена Венеры. Венок из веточек вербены символизирует счастливый, наполненный любовью брак.
 
Блок с Менделеевой повенчан.
Но слишком странен был союз:
Она как Женщина из женщин,
Она – главнейшая из муз.
Муж по ночам жену не гладит,
Не оскверняя Женский дух,
К супруге плотский жар потух…
Всё чаще Любу лихорадит.
Ей не понять его решенье:
Обожествил, короновал.
А как же рода продолженье?
Не жизнь, а грустный карнавал!
Блок не подходит к Любе близко.
Та на гастролях… переписка…
Угодно было их судьбе:
Всяк предоставлен сам себе.

Союз покажется нам драмой.
Но высший жребий жить в веках,
В умах, в сердцах Прекрасной Дамой,
Являться в блоковских строках.

3.
ПОЭТ И НОЧНАЯ ФИАЛКА

Мой лиловый цветок,
Что зову я – Ночною  Фиалкой…
Александр БЛОК (Из поэмы «Ночная Фиалка»)


Шумит ресторан у вокзала, *****
Окно в паровозных парах,
Колышется дымная зала
На пьяных гудящих волнах.
К мужчинам подходят блудницы,
Идёт незатейливый торг,
Горят похотливые лица
Господ, выражая восторг.
Болото людское, тоскливо,
Лучу не проникнуть в окно.
Усталый бродяга лениво
Дешёвое цедит вино.
Бутылку – до дна, и другую
Открыл, и – стакан до краёв.
Он думал: «О чём я тоскую,
И в чём назначенье моё?
Куда б с головою зарыться?
Как тошно на пагубном дне!..
Забыться, забыться, забыться
В объятиях падшей,  в вине!»

Вдруг, штора лилового цвета
Качнулась, зажглись огоньки,
И юная женщина где-то
Кому-то кричит: «Озерки-и-и…»
Так, верно, кричит одалиска
На ложе вовремя утех.
Далёкое кажется близким,
И таинством кажется грех.
Пусть тайна останется тайной,
Пусть явь облачается в сон,
Их  встреча не стала случайной:
Влюблён… беспробудно влюблён…
О, как невозможно, как жалко
Губить нежно-синий цветок!
Поэт и Ночная Фиалка,
И гул ускользающих строк… 


***** А.А. Блока  называли бродягой, скитальцем; он проделывал большой путь пешком, уходя за город в любимые места порой на целый день. Одно из таких мест Озерки, где поэт часто сиживал  в привокзальном  ресторанчике, пил  вино, наблюдал  за происходящим, где явилась ему таинственная Незнакомка.
 
 
4.
СИНЕ-СНЕЖНАЯ ЛИЛИЯ

В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придёшь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять…
Александр БЛОК (Из цикла «Фаина»)

Позади ресторация,
На мосту тишина.
И, как вьюжная Грация,
Возникает Она – 

Томноокая, стройная,
Бесподобно легка,
Кисти Гойи достойная, ******
Утончённа рука…

Так откуда Вы, нежная,
Как живая звезда?
А с небес зАметь снежная,
И вокруг ни следа.

У Петровского острова –
Сновиденье в снегах.
Ностальгически-острые
Притяженье и страх…

Натали! Ах, Наталия! *******
Так похожа на ту…
Не тебя ли… вчера ли я…
Повстречал на мосту?

Бесполезны усилия
Наважденье унять.
Сине-снежная лилия
Так умеет пленять!

Как из Врубеля вышла ты,
Красота, на поклон!
Шёлком помыслы вышиты,
Блок захвачен в полон.

Сердце требует нового,
От любви не уйти
И от света лилового
На закатном  пути.

******Франсиско Гойя (1746 –1828) – испанский художник и гравёр, яркий мастер изобразительного искусства времён эпохи романтизма.

******* Волохова Наталия Николаевна (1878 – 1966) – актриса театра В.Ф.Комиссаржевской, мемуаристка. Адресат стихотворных циклов А.Блока «Фаина», «Снежная маска», «Земля в снегу».
Упомянутые в эпиграфе нильские лилии – это  лиловые цветы, которые любила актриса. Поэт познакомился с Волоховой во время подготовки пьесы «Балаганчик» в 1906 г. Известно, что Блок часто видел всё в лиловом (фиолетовом, сиреневом) цвете. Лучшее изображение всех этих цветовых оттенков – у художника М.А.Врубеля (1856-1910), живописью которого поэт увлекался с юности.
 
5.
ВЕК СКОРОТЕЧЕН ВЕШНЕГО ТЮЛЬПАНА

Всё помнит о весле вздыхающем
Моё блаженное плечо…
Александр БЛОК

Вновь первые тюльпаны расцвели.
Весна.
Начало нового романа.
Она и он. Вдвоём от всех вдали…
Век скоротечен вешнего тюльпана,
И всё же, всё ж… рассвет на островах…
О, взгляд мужчины, пылкий и манящий!
И ей казалось, нет на свете слаще
Слов и улыбки на его губах.

Под лёгкой лодкой невская вода,
С весла свисает замшевая тина,
Блок тихо произносит: «Валентина…»********
Она  –  себе не веря: «Никогда…
Возможно ли?..»
Возможно.
Не уснуть,
Ведь явь на взморье – радости мгновенье,
Для вечных строк одно прикосновенье…
Ах, только б вдохновенье не спугнуть!

Да, он женат, и замужем она –
Поэт и сумасшедшая весна!..

Потом остыла память страстных губ,
Седой январь в снега упрятал краски.
Сзывал гостеприимный Сологуб*********
На карнавал, и закружились маски…
Там стройный Некто в чёрном домино
Заметил Даму в пепельной вуали,
Они друг друга тотчас же узнали
И вместе пили терпкое вино.

Блок в сумраке на матовом листке
Писал, уйдя от сутолоки бальной,
Ей посвящение…
Листок в её руке,
В руке её счастливой и печальной.

******** Валентина Андреевна Щеголева (Богуславская) (1878-1931) – драматическая актриса, жена историка и пушкиниста П.Е.Щеголева, писала стихи, оставила воспоминания о Блоке. Знакомство поэта  и Щеголевой состоялось  в Театре В.Ф.Комиссаржевской, где играла Валентина Андреевна. Александр Блок посвятил ей три стихотворения: «Всё помнит о весле вздыхающем…» (1908) «Чёрный ворон в сумраке снежном…» и «Знаю я твоё льстивое имя…» (1910)
 Поездка на Невское взморье, на острова, состоялась весной 1908 г.

********** Маскарад у поэта Ф.К. Сологуба (1863-1927) происходил  3 января 1909 г.
 
6.
ЦЫГАНКОЙ БРОШЕННЫЙ ЦВЕТОК


Я – не мальчик, я много любил и много влюблялся.
Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне,
не Вы бросили, но я поймал…
Из письма Александра Блока  Л. А. Андреевой-Дельмас**********

О, женщина! О, голос! О, томленье,
Возникшее на пике зрелых лет!
Клокочущее сердца обновленье
В который раз испытывал Поэт.

Любовь пришла, не поздно и не рано,
В минуты неизбежных перемен, –
Волнующе-глубокое сопрано
Влекущей в омут радости Кармен.

Блок мысленно сжимал в руке горячей
Хозе цыганкой брошенный цветок.
Настигла страсть, как жгучая удача.
Струится поэтический поток.

Окно Дельмас манило светом страстным,
Как будто там, за мартовским стеклом,
Испанская цыганка в платье красном
На картах ворожила за столом.

Мечтал обнять… нет, сжать её в объятьях,
От пылкого блаженства умирать,
И видеть с плеч сползающее платье,
Огонь волос её перебирать…

Блок шёл домой, и в мареве лиловом
Видение скользило в вышине,
И каждый шаг пульсирующим словом
И рифмой отзывался в тишине.





********** Любовь Александровна Андреева-ДельмАс (1884 – 1969) – оперная актриса (меццо-сопрано). В 1912 году в Петербурге возник новый театр – Музыкальная драма в помещении Большого зала консерватории (существовал до 1919). Основатель и худ. рук. - режиссёр И. М. Лапицкий, где певица в сезоне 1913-14 г.г. блистала в опере Бизе «Кармен» (партия Карменситы). Блок познакомился с певицей в 1914 году и в марте этого года за две недели написал цикл стихов «Кармен», который посвятил Л.А.Андреевой-Дельмас.
 
7.
ЛИЛОВЫЙ КЛЕВЕР

Он говорил о конце рода, о справедливом возмездии,
 о том, что у него никогда не будет ребёнка.
Я спросила:
–  А был?
–  Был, в Польше.
Она была простой девушкой, осталась беременной,
но я её потерял…
Из  воспоминаний об Александре Блоке Н.А.Павлович***********

Блок умирал… из губ шершавых
Ползли невнятные слова:
Упоминание Варшавы
В них угадать едва-едва
Смогла жена.
В часы ухода
Метался, яростно жалел,
Что прервалась цепочка рода,
Что много в жизни не успел…

Мерещились – лиловый клевер,
Простая девушка и ночь.
Поэт и верил и не верил,
Что где-то сын его иль дочь.
Скорее – сын…
Но всё напрасно:
Сильней… сильнее давит грудь.
В последний миг он молвил ясно:
«Хочу под клевером уснуть».

Сжат подбородок полотенцем,
Иконка в мертвенных руках…
Святая Женщина с Младенцем
Встречают Блока в облаках.

*********** Надежда Александровна Павлович (1895 – 1980) – поэтесса, была знакома со многими выдающимися литературными и религиозными деятелями своего времени, в том числе с А.Блоком, автор поэтических  и прозаических воспоминаний о Блоке, всю жизнь хранила память о поэте, способствовала открытию Музея-квартиры А.Блока в Ленинграде. (Скончалась за несколько месяцев до его открытия). Блок рассказал Павлович о простой девушке и ребёнке в октябре 1920 года. Встрече с той девушкой поэт посвятил проникновенные предсмертные строки в незаконченных набросках «Возмездия»:

«…Простая девушка пред ним.
Как называть тебя? – Мария.
Откуда родом ты? – С Карпат».

«Мария, нежная Мария,
Мне жизнь постыла и пуста!
Зачем змеятся молодые
И нежные твои уста?..

Она с улыбкой открывает
Ему объятия свои,
И всё, что было, отступает
И исчезает (в забытьи)».
 

P.S.

Скончался он в 10 часов утра, в воскресенье 7 августа 1921 года – в присутствии матери и жены… В то время, когда его бездыханное тело опустилось на подушки, раздались торжественные и отчётливые звуки благовеста…

Из воспоминаний тёти поэта по материнской линии М. А. Бекетовой


ЛюбИм безмерно, так же – одинок.
Но дар поэта – это божий дар.
Как всякий грешный, грешен был и Блок,
И за ударом следовал удар.

Прости, Господь, поэту все грехи,
Спаси же души муз и их певца!
Блок написал нетленные стихи,
Познав шипы тернового венца.

Надежда Ораевская.
Санкт-Петербург  (Поэма дополнена и завершена 10 сентября 2020 года)
 
О поэме Надежды Ораевской «В лиловом сумраке»

Ораевской удалось рассказать об увлечениях поэта очень разного типа – от юношеской влюблённости в К.М.Садовскую и символического возвышения Любови Дмитриевны Менделеевой, ставшей женой А.Блока, до глубокой любви к Наталии Волоховой и опьяняющей страсти к Любови Андреевой-Дельмас. При этом Надежда Ораевская, описывая столь различные формы любви, проявила сдержанность и чувство меры, не впадая в ненужную детализацию. Мне хочется отметить также большое трудолюбие автора поэмы, сказавшееся в разысканиях в области мемуаристики, посвящённой Блоку. Итоги своего изучения биографии поэта она отразила в постраничных комментариях и пояснениях, где даны справки о датах жизни возлюбленных поэта, обстоятельствах их встреч, запечатлении их в блоковских стихах. Ораевской удалось даже найти малоизвестные сведения о простой «варшавской» девушке и ребёнке поэта, о чём он признался в беседе с Н.Павлович. Трудолюбие автора проявилось также в отделке своих стихов, их ритмики и рифмовки.

Е.С.Роговер
01.12.2015