Четвёртое измерение... Введение

Елена Зернова
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ВВЕДЕНИЕ

Проблема четвёртого измерения, то есть проблема времени в изобразительном искусстве и архитектуре, несомненно, появилась вместе с самим искусством. Разрешить её пытались тем или иным образом с самой глубокой древности. Стремление возможно более полно с информативной точки зрения и, одновременно, более точно передать на двухмерной плоскости или в объёме существующие в жизни пространственно-временные отношения заставляло художников, с одной стороны, внимательнейшим образом изучать окружающий мир, существующие в нём взаимозависимости, и, с другой стороны, искать способов наиболее полного выражения своих впечатлений в произведениях искусства. Реальная действительность неизменно оказывалась богаче и сложнее тех приёмов, которые художники находили для её воплощения в своих произведениях. Со временем были выработаны внутренне стройные системы творческого отражения реальной действительности как в искусстве в целом, так и в каждом отдельном виде искусства. Но у каждой из этих систем есть основополагающие факторы, глубинные и взаимосвязанные, без учёта которых не могут быть найдены верные пути к пониманию как искусства в целом, так и отдельных его видов.
Такими основополагающими факторами, присущими всем без исключения видам искусства, являются пространственно-временные отношения в их неразрывной взаимосвязи, а также такая категория, как восприятие, без понимания сущности законов которой невозможно рассматривать никакие проблемы искусства. В этой работе я хочу показать, что именно категория времени, а не пространства, которое традиционно ставится во главу угла исследователями и теоретиками искусства, оказывается наиболее важным связующим фактором между всеми видами искусства, что позволяет сравнивать их между собой. Кроме того, категория времени позволяет решать наиболее важные, сущностные вопросы отдельных видов искусства и изучать особенности творчества художников и отдельных произведений искусства.
Внешние, поверхностные различия отдельных видов искусства – литературы, музыки, театра и тому подобные, с одной стороны, и архитектуры, живописи, графики, скульптуры – с другой, позволили некоторым теоретикам искусства разделить их на те, которым присуще четвёртое измерение, или, иначе, которые обладают ярко выраженной протяжённостью во времени, и те, которые такой явной протяжённостью не обладают. Это внешнее, кажущееся различие позволило этой части теоретиков классифицировать, основываясь только на нём, виды искусства как «динамические», «временны'е», и «статические» и отрицать принадлежность категории времени «статическим» видам. Это видится глубоко ошибочным, и возникает необходимость попытаться возможно полнее раскрыть существующие связи всех видов искусства с точки зрения пространственно-временных отношений как наиважнейших для изучения искусства, для его теории и практики.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.