Четвёртое измерение... Часть II. 3

Елена Зернова
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II

III. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ (ВИЗАНТИЯ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. ДРЕВНЯЯ РУСЬ).

Но рухнул стройный, завершённый, живущий по законам всеобщей гармонии мир, распахнулась Вселенная во всей её грандиозности, во всём её величии, и человек предстал не центром мироздания, а малой его частичкой, подчинённой могучим, неведомым силам. Земное время не то, чтобы исчезает, оно просто не принимается в расчёт. Время, огромный, мощный поток, устремилось вспять, навстречу человеку, этому Божескому созданию, несущему в себе частицу Божественного Духа и стремящемуся туда, в пугающие и влекущие высоты Высшего, Духовного мира, чьим слабым отражением является этот земной, телесный, а потому низший мир.
Космическое мышление средневекового человека поставило его перед подавляющим величием мира, величием Бога. Как жить перед лицом этого безмерного времени, сверкающего золотыми фонами икон, настенных росписей и мозаик; подавляющего мощными стенами романских соборов и монастырей; звенящего в заоблачных высотах стрельчатыми сводами готических соборов? Только дух, только божественный дух, заключённый в этом малом, слабом, греховном теле, сможет устоять перед таким величием. И средневековый человек верил, что Бог – суровый и беспощадный, милосердный и прощающий, помогает выстоять тому, кто имеет мужество, кто стремится к совершенству, кто понимает и любит красоту мироздания. Именно поэтому Время в образе Божественных Сил, какими их представлял себе человек средневековья, шло навстречу ему из глубины пространства. И тогда человек с благоговением мог созерцать и, созерцая, познавать эти заключающие в себе наивысшую гармонию лики Времени на византийских мозаиках; преклоняться перед суровым величием романского собора, слыша тяжёлую, могучую поступь Времени вечного; мог воспарить духом в соборе готическом к сияющим, Божественным вершинам навстречу светлому потоку Времени летящего; или отозваться душой в унисон ясному, чистому звону ритмов древнерусского храма. А встанет человек перед иконой – и устремится к нему чудесный, беспредельный мир. Оттуда, из неведомых глубин пространства, словно силы небесные, сойдутся к нему, как к точке схода, нити обратной перспективы.
Сооружая храм, человек средневековья создавал на земле модель мироздания, и оно представало перед ним в таких формах и размерах, которые он мог осмыслить. И в этом тоже ясно прослеживается направленность времени извне, из необозримой, бесконечной и вечной беспредельности на человека, то есть, как уже было сказано, появляется ощущение времени, текущего вспять, при космизме мышления средневекового человека, при общей направленности человека к мирозданию.
Здесь проявляется необыкновенная сложность взаимоотношений человека и вселенной, идеального и реального. С одной стороны, себя и весь земной мир человек умалял перед величием мироздания, и в этом смысле бесспорна направленность движения от человека вовне, от идеального к реальному. С другой стороны, человек одухотворял, обожествлял, делал идеальным внешний мир, и тогда идеальное и реальное как бы менялись местами. Но тогда и в этом случае движение времени оставалось, по сути, тем же, то есть от идеального к реальному. Именно потому и возникает ощущение текущего вспять времени, что двигаясь извне на человека, оно на самом деле сохраняет ту же направленность, что и при том, когда движется от человека вовне. Поэтому с полным правом можно утверждать, что взаимоположение сущностей в средние века противоположно их взаимоположению во времена античной Греции, направленность вовнутрь меняется на направленность вовне.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.