Балетная легкость Агнии Барто

Поэты Прозаики Приднестровья
БАЛЕТНАЯ ЛЁГКОСТЬ АГНИИ БАРТО

Небольшие секреты самой популярной детской поэтессы

Текст: Екатерина Чернова
Фото: www.aif.ru

«Когда просишь взрослого человека прочесть какое-нибудь стихотворение, — признавалась знакомая ведущая праздников, — большинство цитируют не Пушкина — наше всё, а стихи Агнии Барто».

Детские стихи писали многие; но такая узнаваемость — только у нее. В чем тут секрет? Секрета особого нет. Есть понимание того, что и зачем она делает. Из воспоминаний знакомых поэтессы известно, что она любила проводить время с детьми: внимательно слушала детскую речь, наблюдала за тем, как малыши познают мир.

Как пишут в книжках по детской психологии, Барто «становилась с детьми на один уровень».
Она не использовала уменьшительные словечки, которыми злоупотребляют некоторые детские авторы, а писала просто и уважительно.

При этом — не уходила в условный сказочный антураж, а черпала образы и сюжеты для своих стихов из жизни. В них есть радость, грусть, сопереживание, дружба, взаимопомощь. Есть и проявления отрицательных сторон человеческой натуры — лукавство, лень, жадность. Но показываются они совсем не зло, а с изрядной долей юмора. Так что дети без нарочитого нравоучения, которого они так не любят, усваивают «что такое хорошо и что такое плохо». Этому способствует и еще один прием, используемый поэтессой: она пишет о положительных поступках от первого лица, а о плохих — от третьего. Ее умение видеть в детях хорошее, несмотря на их проказы, подкупает. Читая стихи, понимаешь, что ошибку может совершить каждый, но главное, осознать, что ты сделал плохо и исправить.

Ритмичность стихов Агнии Барто удивительно созвучна просодии, внутреннему ритму русской речи, и поэтому остается в памяти навсегда.
Повзрослев и став родителями, большинство из нас уже своим детям читают все те же любимые с детства стихотворения.

Поэзию Агнии Барто уместно сравнить с балетом: та же внешняя легкость и внутренний ритм. Агния Львовна окончила балетную школу и знала, каким трудом достается эта «легкость», чувствовала музыкальный такт, лежащий в основе танцевальных па.

Через стихи Агнии Львовны успешно решается вечная проблема взаимоотношения старших и младших. Прежде всего — тем, что они учат разговаривать и слушать, учат дружить. Ее стихи никогда не устаревают и сейчас слушаются и читаются так же легко, как и прежде, охватывая значительную часть детства — от раннего дошкольного до младшего школьного возраста. Время становления маленькой личности, время первых шагов, открытий, знакомство с природой, время первых переживаний, обид, радостей, успехов в учебе и неудач. Все эти этапы повторяются из поколения в поколение. Мир неудержимо меняется, но шаги маленького человека в большой мир остаются прежними.

Герои Агнии Барто всегда с нами: мы так же учились прыгать через скакалку, как маленькая Лидочка:

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе!
или, готовясь в первый раз в первый класс, не могли справиться с волнением, как мальчик Петя:

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Мало кому удалось избежать в детском саду или в школе «жадного Егора», «грубиянку Любочку». А порою приходилось повторять вслед за «Вовкой из города Загорска»:

Нужно эти хитрости
Из Андрюши вытрясти!
Поэтому спустя годы мы с легкостью вспоминаем незамысловатые, но такие любимые строчки:

«Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч».

21.04.2016

ИСТОЧНИК: