Приснился сон на самоизоляции

Людмила Векшина
Приснился сон на самоизоляции

Приснился сон, как в Храме института
стою я близ амвона…- почему?,
и отойти нельзя ни на минуту,
хоть объясненья не нашла тому…
и «Часослов» домашний предо мною:
за «Повечерьем» - «Утреня»… - подряд
читаю тексты чудные с любовью,
лишь иногда свой устремляя взгляд
и на алтарь… Врата его закрыты,
нет, «южные» чуть приоткрыты, - те,
из коих с Чашами Святыней Скрытых,
свершавший Литургию в полноте,
с «Прошеньем…» появляется священник…
пока же ни его, ни паствы нет,
молюсь одна, держа свой «поименник»,
а свечи не горят…- проник рассвет
сквозь храмовые окна, помогая
текст разобрать, известный наизусть…
с доверьем к Богу здесь, зачем, - не зная,
душа покойна…, да явилась грусть:
её причина в виде двух девчонок,
шмыгнувших в приоткрытые Врата…
студентки?... - их восторга шепот  звОнок…,
и выпорхнули тут же… - неспроста
душе моей явилось искушенье-
с испуга вмиг проснулась! – «Для чего
Господь Дозволил наблюдать явленье?
на пользу ль вразумленья моего
предупрежденьем? – «Горьких испытаний,
мол, «чаша» не испита до конца…»

На исповедь пора: по невниманью,
знать, чем-то прогневила я Отца…
полдня в раздумьях…, иль ответ банальный:
давно в том храме просто не была,
соскучилась по красоте сакральной…-
вновь побоку домашние дела…-
ложатся «впечатленья» на бумагу…

Благодарю, Господь, Тебя за всё:
за жизнь – и скорбь, и радость, и отвагу
строкой излить смятение своё…
ведь Ты Один Даёшь и смысл, и силы
жить в этом мире, чуждом для меня…
и впредь Даруй возможность до могилы
стоять, молясь любя, а не кляня…
***
Справка.
1.АмвОн - /греч. «край горы» - возвышенный, полукруглый и выдвинутый внутрь храма выступ в середине СОЛЕИ / это возвышение перед иконостасом во всю ширину храм/…, на АМВОН  разрешается восходить только священнослужителям.

2.Часослов – богослужебная книга, предназначенная для использования на КЛИРОСЕ /клирос – место в храме, где находятся чтецы и певчие/
«Повечерие» - служба, совершаемая после вечерней службы. «Повечерие великое» служится в соединении с праздничной утреней Рождества, Богоявления и Благовещения, а также Великим постом.
«Малое повечерие» /по уставу – ежедневное/ совершается в монастырях.
Включать богослужебные тексты в домашнее правило можно строго по благословению священника.

3.Алтарь – восточная возвышенная часть храма, в которой находится ПРЕСТОЛ, отделённый от остальной части храма ИКОНОСТАСОМ.  АЛТАРЬ, являясь областью особенного присутствия Божия, означает НЕБО, то есть место священное, - вход в алтарь разрешается лицам, освященным на служение церкви /то есть священнослужителям и алтарникам, именуемым иначе пономорями/

4. Врата храма: ЦАРСКИЕ, то есть СВЯТЫЕ ВРАТА алтаря. СЕВЕРНЫЕ ВРАТА /двери алтаря/ находятся в иконостасе слева /к северу от Царских врат/, а ЮЖНЫЕ ВРАТА – справа от Царских врат.
ЮЖНЫЕ ВРАТА называются ещё и ДИАКОНСКИМИ ВРАТАМИ, так как с юной стороны алтаря находится Диаконник, то есть Ризница /где хранятся облачения церковнослужителей/
На западной стороне храма, напротив алтаря, находятся двери для входа и выхода их храма, называемые Красными, то есть Церковными

5. Чаша – перевод с греческого слова «Потир», представляет из себя Чашу из благородного металла на высоком подножии, в которой на Литургии СОВЕРШАЕТСЯ ПРЕСУЩЕТСВЛЕНИЕ ВИНА И ХЛЕБА /Святых Просфор/ в ИСТИННЫЕ Кровь и Тело Христовы, и из которой причащаются священнослужители и миряне.
Причастие иначе называется «Святыми Дарами», Святыней, или «Принятием Святых Тайн»
В народе «выражение испить чашу до конца» - в переносном смысле – «без ропота переносить всё - и хорошее, и плохое, что встречается на жизненном пути»

6.С «Прошеньем…» - здесь речь о моменте в ходе Литургии, когда священник выходит с двумя чашами и начинается прошение обычное:
- «Помолимся о великом господине и отце нашем святейшем…»

7. «Поименник» -  просторечие, - книжечка «Поминание» - / специальная для записей имён, продающаяся в церковной лавке /или отдельные списки с именами людей, за кого молится молящийся «за здравие» либо «за упокоение усопших» -  /Справка по книге «Практическая энциклопедия православного христианина», Сатис, Держава, Санкт-Петербург, 2003/
20.09.2020г. Векшина Л.А.