Архитектурные пропорции древнерусского дома

Юрий Ильин Сибирь
Архитектурные пропорции древнерусского дома

И З Т О Ч Н И К: сайт kelohouse.ru


Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела . Методы пропорционирования, выработанные в деревянном зодчестве и определявшиеся способом ведения работ, позднее перешли и в каменную архитектуру. Разметка плана будущей постройки производилась на земле с помощью мерного шнура путем выкладывания («окладывания») нижнего венца сруба — «оклада» .

Квадратная клеть, являвшаяся главным элементом почти любой постройки, требовала проверки правильности прямых углов равенством диагоналей квадрата. Таким образом, отношение стороны квадрата к его диагонали — это основа древнерусского пропорционирования. Диагональ квадрата обладала еще одним важным свойством: став стороной нового квадрата, описанного вокруг меньшего, она позволяла получать без вычислений удвоенную площадь. Соотношение диагонали и сто¬роны квадрата стало принципом сопряжения русских мер: мерной маховой сажени — стороны квадрата (176,4 см) и великой косой сажени — его диагонали (249,5 см). И остальные применявшиеся в строительстве меры длины — малая пядь (19 см), нога (27 см), локость (38 см), большой локоть (54 см), стопа шага (76 см), сажень-локоть (108 см), простая сажень (152,7 см) и косая (казенная) сажень (216 см) — относились друг к другу, как сторона к диагонали квадрата. На этой же закономерности был основан и мерный плотничий наугольник.

Нельзя не отметить, что древнерусские меры длины позволяли при строительстве все время ощущать размеры человека, чего нельзя сказать о современном проектировании, оперирующем абстрактным метром. Плановые размеры постройки становились в дальнейшем модулем для пропорционирования вертикальных ее размеров, что подтверждается анализом многих памятников деревянного зодчества. Все горизонтальные и вертикальные размеры построек основаны на соотношениях простой и косой саженей. Такая взаимосвязь горизонтальных и вертикальных размеров будущей постройки позволяла зодчим-плотникам заранее рассчитать размеры и количество требующихся для строительства бревен и точно определить площади всех помещений.

Таким образом, система пропорционирования, выработанная в русском деревянном зодчестве,— это результат тесной гармонической взаимосвязи размеров сооружений с характером построения архитектурной формы. Но никакая, даже самая гибкая, система пропорционирования не может заменить художественную интуицию зодчего, его индивидуальный «почерк». Недаром в порядных — своеобразных письменных заданиях-договорах на строительство, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками какого-либо села),— нередко указывалось: «…а строить высотою, как мера и красота скажет». Проверка и правка задуманного проводились на месте в ходе строительства и иногда приводили к изменению первоначального авторского замысла. Такая тесная связь проектирования с процессом строительства в народном деревянном зодчестве, несомненно, способствовала достижению блестящих результатов.

Ансамблевой общности жилых, хозяйственных и культовых построек селений способствовало единство строительного материала. Средняя длина и диаметр бревен задавали вертикальный и горизонтальный ритм и модуль всем постройкам.

Помимо общего пропорционирования основных размеров построек, описанного выше, в русском деревянном зодчестве широко применялась гибкая система пропорций, основанная на принципе геометрического подобия фасадов дома и его деталей. В основе этой системы — свойство нашего зрения, позволяющее распознавать различные удаленные от наблюдателя или же неодинаковые по величине объекты, обладающие сходной структурой (композицией), подобие элементов которой способствует его запоминанию. Не нужно думать, что мастера, входившие в плотницкие артели, при возведении построек и компоновке фасадов занимались какими-либо сложными математическими подсчетами. Современные математические расчеты гармонизации и пропорционирования построек древнерусского зодчества лишь убедительно подтверждают и доказывают высокоразвитую художественную интуицию народных зодчих, выработанную в процессе длительного отбора наиболее совершенных композиционных принципов и приемов. Большой строительный опыт плотницких артелей, рубивших постройки в селениях европейской части Русского Севера, подтверждается сравнением этих построек с домами в Западной и Восточной Сибири, возведенными уже без участия опытных плотницких артелей и значительно менее совершенных композиционно. Применение принципа геометрического подобия приводило к ощущению единства замысла, цельности и, в конечном счете, ансамблевости каждого селения. При повторении типа дома и его традиционного декора неизменно торжествовал важнейший принцип народного зодчества — неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов, что, несомненно, было подсказано самой природой

Эти уроки заслуживают пристального внимания, ибо проверка результатов современного проектирования домов показала отсутствие какой-либо системы гармонизации как основы единства вновь создаваемых строений. Полная же повторяемость типовых построек никогда не рождала ансамбля.