Демидовы в царствование Петра 1- часть2

Евгения Грекова 2
               
По мотивам  трилогии «Каменный Пояс» Евгения Александровича Фёдорова (1897-1961),
Исторической трилогии «Руда» Александра Гавриловича Бармина (1899-1987),
«Сказание о старом Урале» - Павел Александрович  фон Ольбрих   (Северный), 1900-12.12.1981   

                Часть 2

                Антуфьевы  -  Демидовы
 
                Версия:
               
      Исторические личности,    термины,  которые  упоминаются в поэме:

     Никита  Демидов:  (05.04. 1656   – 17.11.1725)
 Никита Демидов еще в начале 1702 года прибыл в Москву со своим старшим сыном Акинфием, которому к тому времени было уже 23 года. 10 февраля он ходатайствовал в Сибирском приказе о передаче ему Невьянского завода . Убедившись на испытаниях в достоинствах уральских руд, Демидов решил, что пора действовать более энергично и наверняка.
      Добиваясь передачи ему казенного завода, он обещал снизить стоимость своей продукции вдвое по сравнению с ценами заводов других частных предпринимателей. Одновременно он выговаривал себе право не подчиняться суду верхотурского воеводы – его самого и его работников должны были судить только в Сибирском приказе. Выполнив фиксированные поставки казне, излишки продукции можно было сбывать по договорной цене.
       В результате проявленной им активности вышел царский указ, который положил начало горному царству  Антуфьевых  на Урале, а для самого Никиты означал резкую перемену в жизни.  В царской  грамоте 1703 года на Невьянские заводы  Антуфьевы уже  фигурируют под фамилией Демидовы… Под этой фамилией они и войдут в историю развития металлургических заводов России.
       Перенос основной деятельности Никиты Демидова и его сына Акинфия  на Урал не означал отказа от продолжения заводских работ в Туле и ее окрестностях, но это было действительно рубежное для них обоих событие. С этого времени род Демидовых по-настоящему выходит на всероссийскую историческую арену, а его представители вступают в число активных преобразователей России. При этом и сферы их деятельности, и охваченные ею территории неуклонно расширялись.
       9 января 1703 года вышел царский указ, которым предписывалось «Отдать Верхотурского уезду Аяцкую, Краснопольскую слободы да монастырское Покровское село з деревнями и со всеми крестьяны и з детьми и з братьями и с племянники и землею и со всякими угодьи» передать Демидову для обеспечения заводских работ, а заводчика обязать вносить за крестьян причитающиеся с них подати железом, а крестьянский труд сверх обеспечения податей оплачивать деньгами».
       В 1702 году Демидову были отданы построенные ещё при царе Алексее Михайловиче государственные Верхотурские железные заводы, и предоставлена ещё одна льгота — возможность покупать для работы крепостных крестьян. С поставленным мартовским указом самодержца «обходиться без шведского железа» промышленник справился успешно. Российская металлургия, до этого зависевшая от шведских поставок, теперь обходилась без них. Высококачественная уральская руда и продукция, получаемая из неё «возбуждали зависть иностранцев».
24 мая (4 июня) 1705 года Петр I издал указ, разрешающий Никите Демидову строить металлургические заводы в Кунгурском районе на Урале. Промышленник перевёз туда мастеров из Тулы и Москвы и развернул работы, скупая земли и крепостных крестьян. Демидов был грамотным управленцем: когда речь шла о результате, он не стеснялся нарушать законы и принимал на работу шведских военнопленных, знавших толк в горном деле, переманивал специалистов с казённых предприятий и принимал на работу беглых крестьян. Демидов, ставший одним из богатейших людей России, не скупился на проекты Петра I — так он стал одним из главных помощников Петра в строительстве новой столицы.
      В 1720 году сын кузнеца Демида Антуфьева, государственного крестьянина, Никита,  был возведён в дворянское достоинство. Демидов  Никита   оставил после себя большую промышленную империю. Грамотное использование частных инвестиций в металлургии позволило России в 30-х годах XVIII столетия по масштабам производства железа прочно занять первое место в мире.
      Главным для Никиты Демидова до конца жизни оставалось заводское строительство и производство. С середины 1710-х годов он уже чувствовал себя на Урале достаточно уверенно, чтобы приступить к строительству новых заводов. Первым к Невьянскому добавился пущенный в 1716 году Шуралинский завод, два года спустя была задута домна Быньговского завода, а в 1722 году дали первый металл молотовый Лайский и медеплавильный и доменный Выйский заводы. Выйский завод стал первенцем демидовского медеплавильного производства, так энергично развивавшегося после смерти Никиты его сыном Акинфием. Всего нескольких недель Никита Демидов не дожил до пуска Нижнетагильского завода.
       Никита Демидов прожил долгую по тем временам жизнь: он скончался 17 (28) ноября 1725 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 70-летия. Главным итогом этой жизни стало создание огромного горнозаводского хозяйства, большую часть которого (в том числе все уральские заводы и рудники) унаследовал его старший сын Акинфий.

       В документах отражена в основном та часть жизни Никиты Демидова, которая связана была с его профессиональными занятиями, с производственной деятельностью. Значительно меньше документальных свидетельств о том, из чего состояла его жизнь как частного человека – о его семейных отношениях, дружеских связях и привязанностях, непрофессиональных интересах, то есть обо всем, что позволяет судить о нем как о человеке, без чего портрет его будет неполон.
       В семье Никиты Демидова царили патриархальные отношения. Авторитет главы семьи был непререкаем, его слово по всем домашним, бытовым вопросам было законом для жены, сыновей и всех домочадцев. По свидетельствам тех, кто был с ним знаком, Никита вел аскетичный образ жизни: жить любил в простой избе, был непритязателен в пище, равнодушен к предметам роскоши, одевался скромно. Он был убежденным трезвенником и осуждал пьянство как порок. Сыновей воспитывал в строгости, большое значение придавал трудовому воспитанию. Любимцем его был старший сын Акинфий, на которого он мог положиться во всем и которого еще в 1711 году, выделив хозяйственно младших сыновей и достаточно снабдив их для занятий предпринимательством на свой страх и риск, всю уральскую горнозаводскую часть Никита заранее наговорил на Акинфия и по смерти своей завещал ее именно ему…

        Мортира - артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах. Применялась с XV века.
        Фузеи пехотных полков петровской армии в разные годы: а) 1701 года; b) 1710 года; с) 1717 года; d) 1723 года.   Более легкое и удобное, чем мушкет, это оружие гораздо лучше подходило для масштабного перевооружения армии, которое было затеяно Петром I. Так что первые русские фузеи появились еще до начала Северной войны.
        Палаш - Рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным - до 100 см - клинком, который может иметь двустороннюю, чаще всего - одностороннюю или полуторную заточку, со сложным эфесом.

                Необходимость выхода к Балтике:

        Север Петра интересовал  больше, чем юг. Поэтому вместо овладения южными морями, Азовским и Чёрным, было решено пробиваться к Балтийскому. Для этого нужно было завершить войну с Османской империей. С турками, после переговоров к Карловицах и Константинополе, удалось в июле 1700 года заключить мир. Керчь и выход в Чёрное море получить не удалось. Тем временем Пётр в Москве энергично сколачивал союз против Швеции. У каждого союзника России, Дании и Речи Посполитой, были свои счёты со Швецией.
      19 августа 1700 года Россия официально объявила Швеции войну, вошедшую в историю как «Северная война» и длилась 21 год.

                Мотивация:

       Русское царство при Иване Грозном попыталось вернуть Прибалтику в свою сферу влияния, но война была проиграна. России тогда пришлось вести войну сразу на нескольких фронтах с сильными врагами: Литвой и Польшей (Речь Посполитая), Швецией, Крымским ханством и Турцией. Смута ещё более ослабила русские позиции на северо-западе. Россия 1617 году в Столбове заключила со шведами невыгодный мир. Швеция получила жизненно важную для Москвы территорию от Ладожского озера до Иван-города. Русская держава лишилась Яма, Копорья, Орешка и Корелы. Вражеские крепости глубоко вклинились в Русское государство, Швеция получила стратегический плацдарм для дальнейшей экспансии и оттеснения русских вглубь континента. Москва лишилась выхода в Балтийское море, и теперь её контакты с Западной Европой по этим коммуникациям полностью зависели от шведов.

        Шведский король Густав II Адольф, выступая в риксдаге по случаю заключения Столбовского мира, самодовольно отметил:
       «А теперь этот враг без нашего позволения ни одного судна не спустит в Балтийское море. Большие озёра Ладожское и Пейпус (Чудское), Нарвская область, 30 миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и, Бог даст, русским трудно будет перепрыгнуть через этот ручеек»…

               
                Начало войны:

        Итак, Петр I заключил мир с Турцией и двинулся на Нарву, объявив Швеции войну. Уже с первых дней войны обнаружились серьезные недостатки в военной подготовке и материальном обеспечении русской армии. Осадная артиллерия была устаревшей и не могла разрушить мощные стены Нарвы. Русская армия испытывала перебои в снабжении боеприпасами и продовольствием. Осада Нарвы затянулась.
        Тем временем Карл XII , перебросив свою армию в Прибалтику, пошел на помощь осажденной Нарве. 19 ноября 1700 года Карл XII во главе небольшого войска (около 8.500 человек), появился перед русским лагерем. Русское войско, численно превосходившее отряд Карла по крайней мере в пять раз, растянулось под Нарвой на окружности около семи верст, так что на всех пунктах было слабее неприятеля, получавшего возможность напасть, откуда хочет. Концентрированным ударом шведы прорвали центр обороны русской армии и ворвались в укрепленный лагерь, разрезав русскую армию на две части.   
       Управление войсками было потеряно еще в начале боя, так как большинство офицеров-иностранцев сдались в плен. В результате русские войска понесли значительные потери и, оставив шведам всю артиллерию и большое количество стрелкового оружия и снаряжения, отступили на правый берег Нарвы.

       Из этого поражения Пётр сделал выводы.
Главной задачей Петра стало укрепление, обучение и военное снабжение армии…


…Земля в «Малиновой засеке»
Уж отмежёвана ему.
Он вольных набирал и беглых.
Их поднимали  на рассвете,-
Работали в мороз и пекло
И строили всё по уму.

Но жили впроголодь,  бедняги,
Трудились  через «не могу».
Горбатились, как те коняги;
Питались хуже, чем дворняги;
В землянках жили в полумраке,-
Копали каторжно руду.

А за малейшую провинность
Их крепко драл  кат  заводской,
Без всякой видимой причины.
Он как бездушная машина -
Здоровый, хмурый был детина,-
 И  злобой дикою  больной…


…Никита богател, как в сказке,
Однако   в чванство не впадал
И разъезжал в простой коляске;
С работными - строг без опаски;
Он был царём Петром обласкан,-
В приказ Пушкарский ружья слал.

 …В тени отца рос сын Акинфий,-
Толковый, парень хоть куда.
Уж земли он искал активно,
И вдаль свои он ладит крылья
За Пояс Каменный – призывный:
Там камни, медная руда.

…К войне готовится Россия,
За выход к морю.  Позарез
Ей, территорией массивной,
Без моря быть дитём бессильным;
Та мысль царю невыносима,
И он со шведом  в драку лез.

Вернуть Копорье, Иван-город,
Орешек и Приневский край;
За земли русские он спорит.
Но Карл, как демон, непоборен,-
И гибнут русские с позором,-
В душе Петра гнев и раздрай.

…Под древним русским градом Нарвой
Семь тысяч  полегло солдат.
Он понял: враг силён реально,-
Но  он радеет за державу;
Задачей стало его главной:
Усилить армию.  В набат

Он бьёт уже: по всей России
Объявлен рекрутский набор.
И надо города усилить,
Колокола снять,  пушки вылить…
А шведов надобно  осилить,-
Врагам, судьбе ль наперекор.

Тревожит, что так мало  пушек,
Нехватка чудо -  мастеров;
Заводы все по деревушкам,
А край большой, зимой завьюжен;
Без ружей Карла нам не сдюжить …
Ему б в  помощники орлов…

А тут как раз Антуфьев – мастер,
Ещё и сын Акинфий с ним.
То для Петра  такое счастье:
К поставкам ружей те причастны.
«Чтоб лить   для армии припасы:
За Пояс Каменный  пусти!

Под Тулой жечь леса не можно,
На то есть царский твой указ,-
Лить пушки стало не возможно»!
(А шведы жмут – и то тревожно;
Слова Никиты тем дороже,
Что мудрости являют  глас).

… Верхнетуринские заводы
Царь в  грамоте  им отписал;
Дал много заодно свободы,
Руду, дрова, людей работных…
«В пять  лет расходы отобьёте,-
Но чтоб оружием снабжал!

Мортиры, пушки и фузеи,
И палаши, и тесаки -
Чтоб были лучше, чем у свеев;
Учи людей, чтоб те умели
Ковать и плавить,…и хотели
Царю Московскому служить»!

…Он видит, в  грамоте царёвой
«Демидовыми» их нарёк.
И под фамилиею новой
Пройдёт их род свой путь терновый;
И вырастит  дельцов  толковых;
И - всяк, как мог, Руси помог…

      Продолжение следует: