Устройство простой русской избы

Юрий Ильин Сибирь
УСТРОЙСТВО ПРОСТОЙ РУССКОЙ ИЗБЫ

«Руский крестьянин не знает препятствий... Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь обретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще. Он починит вам экипаж, он заменит сломанное колесо срубленным деревом, привязанным одним концом к оси повозки, а другим концом, волочащимся по земле. Если телега ваша окончательно откажется служить, он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой. Если вы захотите переночевать среди леса, он вам в несколько часов сколотит хижину и, устроив вас как можно уютнее и удобнее, завернется в свой тулуп и заснет на пороге импровизированного ночлега, охраняя ваш сон, как верный часовой, или усядется около шалаша под деревом и, мечтательно глядя ввысь, начнет вас развлекать меланхолическими напевами, так гармонирующими с лучшими движениями вашего сердца, ибо врожденная музыкальность является одним из даров этой избранной расы» 
- маркиз Астольф Де Кюстин (1790-1857) - французский писатель, путешественник.

Ни в одном сооружении не шли так рука об руку две архитектурные добродетели - польза и красота, как в руской избе. Её облик и его устройство складывались веками, и традиции здесь были устойчивы. Это не просто устройство дома - это устройство жизни - в чем-то сродни мировоззрению. Недаром жила такая пословица:

"Ищи добра на стороне, А дом люби по старине".

Строить — троить, утраивать, сохранять единство трех миров. Избы начинали строить на новолуние («начало начал»). Была даже присказка: «Без Троицы дом не строится». Чело — фасад, око — окно, уста — устье (печи, например), ноги — фундамент, погреб — могила, погребенье. Это — образ человека. Образ мира — все четыре угла избы: красный, коник, бабий кут, запечный. Диагональ — печь (пиршество огня, средоточие тепла, царство камня) — красный угол. Вертикаль: небо (тот же красный угол), земля (срединное пространство избы, оно неделимое, общее, без перегородок-наделов в упрек нынешней собственности на землю) и подземный мир (печь, подполье, подклет). Матица, держащая свод мира, соединяет в мироздании избы мужское и женское начала: вовне (мужское) и вовнутрь (женское), верх (мужское) и низ (женское). Матица, по сути, шла через печь и скрепляла избу. Она «рожала» и печь, и избу. 

Вся изба пронизана токами вечности, окутана легендами и убаюкана сказками. 

Русская изба – космос. Русы представляли мир в виде трех составляющих: Верхний мир- правь (мир добра, богов, неиссякаемый источник воды- «хлябей небесных»). Средний мир- явь (живой мир людей и животных) Нижний мир- навь (мир тьмы и мертвых) Дом человека представлялся как защита от нечисти и представлял собой модель мироздания.Дом -Космос, средоточие всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в Приморье, Заонежье. Далекий, непонятный, но интуитивно осязаемый, чувствуемый мир Космоса человек приближал к себе образами - уподоблениями, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами. Черпая опору и одновременно защищаясь от невзгод, он ощущал себя частью природы и дом свой - маленькой вселенной.Русский дом со своими огромными крышами - крыльями, укрывающими многие внутренние помещения, летние и зимние с прилегающим двором, похож на корабль. Символом небесной колесницы во вселенском Космосе представлял свой дом крестьянин, сажая на крышу деревянный "конек" - знак солнца, времени. 

Мати-Ца - мощный четырехгранный брус, на который впоследствии и до сих пор укладывают "потолочины". 
Установке матицы - основанию крыши придавалось очень большое значение. В народе говорили: "Худая матка - всему дому смятка". Работа с нею была важным моментом в процессе рождения дома - ею заканчивалась сборка сруба, после чего строительство почти заканчивалось. На укладку матицы собиралась вся деревня на специальный обряд и на "матичное" угощение плотников. 
На матице вырезали "громовой" знак вестью спицами. Его считают знаком Перуна, рода, а по-простому люди говорят - "весь белый свет". 

Оберегом дома и семьи считалась и матица - главный срединный брус потолка. На ней разрешалось писать только знак рода - коловрат. Эту архитектурную деталь в доме связывали с судьбой матери. Существуют приметы: если появилась трещина - мать может заболеть, а если проломилась - жди смерти. Под матицей сватались, здесь же клали умершего.
Интересно, что Космос отождествлялся с Матерью..

Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили их и в глубокой древности. Было сделано величайшее открытие - принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Истина слагалась из реальности восприятия мира, зажигала жизнью вещь-образ, формировала крепкое, величавое единство всех вещей в домашнем и трудовом окружении человека. Главным единством был дом. 

Дом-Космос, средоточение всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший, повседневностный и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в Приморье, Заонежье. Далекий, непонятный, но интуитивно осязаемый, чувствуемый мир Космоса человек приближал к себе образами-уподоблениями, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами. Черпая опору и одновременно защищаясь от невзгод, он ощущал себя частью природы и дом свой маленькой вселенной.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.
Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица».

Избы в сёлах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце - как тёплый светящийся мёд.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Очень большое значение для русов имел выбор места для строительства дома, поэтому существовало много обычаев и обрядов этому посвященных. Не менее важной была и рубка леса для дома. Обряд требовал выполнения многих условий: как войти в лес, как выбирать деревья и рубить их, что сделать, вернувшись домой из леса.

Русский дом со своими огромными крышами-крыльями, укрывающими многие внутренние помещения, летние и зимние с прилегающим двором, похож на корабль. «Символом небесной колесницы во вселенском Космосе» представлял свой дом крестьянин, сажая на крышу деревянный «конек» - знак солнца, времени.
Дом и двор - это особый вид пространства, начало и конец жизни, цепочка обрядов и празднеств.

В древности закладка нового дома начиналась с принесения в жертву Домовому курицы. Долгое время на Руси при строительстве сохранялся ритуал «строительной жертвы», посередине или под «красным» углом делали захоронение коня, быка, козы. Древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома и храмы таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были «благородные» деревья (дубы, ясени, березы) наделенные божественной благодатью. Такая конструкция напоминает представления об организации Космоса, бытовавшее у наших языческих предков. Сходство не случайно. Дерево, растущее внутри дома, было для славян (и не только для них) зримым воплощением Мирового дерева, зиждущего Вселенную: Землю и все 9 небес

В надежде на благополучие начинают строить на новолуние и растущую луну. А так же в период, когда солнце в полной силе - с весеннего до летнего солнцестояния. Чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первого венца бревен клали клочки шерсти, зерно, деньги. 

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - «стульев», которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. При строительстве жилой избы «окладные» бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую для тепла и его даже слегка присыпали землей. С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалось его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос, то есть порядок.

После завершения «избного оклада» - укладки первого венца - начинали сборку дома «на моху», при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низах и высушенным болотным мхом «мок-ришником» - это называлось «взамшить» сруб.

Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нём было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные брёвна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется, что горизонтальные брёвна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая, как чашка. В неё и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток был нужен, чтобы углы не так сильно промерзали зимой и не загнивали от влаги. В конструкции избы всё не случайно, всё со смыслом.
Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец - и вырастает клеть, или сруб.

Основным инструментом служил топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны.

Дома в старину не строили, а рубили без пилы и гвоздей. Топор - главное орудие производства русского плотника, им выполнялись все операции от рубки деревьев и поперечной перерубки бревен до вязки срубов и изготовления разных украшений. Пила стала применяться широко с 19 века, но она разрушала волокна древесины, способствуя большему впитыванию влаги в дерево.

Типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось много. Наиболее распространенными были рубки «в обло» и «в лапу».
Употребляемые более сложные врубки «в крюк», «в замок» и другие называли, например на Украине, немецкими. Немцы настаивали на своем превосходстве: славянские племена с древнейших времен заимствовали у «более просвещенных» германских и способы, и приемы строительства. Русские племена действительно не пренебрегали прогрессивными новшествами. 

Но раскопки показали: в старинном деревянном зодчестве использовались до 50 способов врубки. В том числе и те, что в 19 веке именовались «немецкими».
Покрытие русских деревянных построек было тоже рубленым. В бревенчатые фронтоны торцовых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употребляли тес, настилавшийся в перехлест, или лемех (черепица) - короткие дощечки, способные перекрываться («чешуйчатое обивание»), и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию безгвоздевой («самцовой») кровли жилых домов, все части которой крепились без железа. 

Вход в избу осуществлялся через холодные сени. Вход же в сени с улицы обычно оформлялся большим выразительным крыльцом («крыльца» значит крылья) на одном, двух или четырех столбах, перекрытым высокими шатровыми или двускатными крышами с витыми колонками и резными причелинами. Одни проще, другие пышнее, но все непременно приветливые и уютные. Они словно приглашают в дом. Крыльцо не просто отличало вход, связывало наружное пространство с внутренним, но и было местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно. Оно становилось главным элементом композиции бокового фасада.

Двускатная крыша - шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь. Окна — очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь ж бывает лобовая доска, которая закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей.
А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски -причелины. Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем. Причелины, полотенце лобовая доска обязательно украшались резьбой. Как поразительно красиво и разнообразно это деревянное кружево. Оно напоминает ажур сплетённых лесных ветвей.
Каждая изба украшена с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно увидеть резную круглую розетку. Это символическое изображение солнца. В этих символах отголоски далёких времён, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населённым не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая своё жилище от злых сил, человек изображал магические знаки-обереги на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши. Его так и называют - конёк крыши.

Ты видишь, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Крестьянский дом - это часто не один сруб, а несколько, соединённых под одной крышей. Иногда изба стоит на подклети, которая предохраняет от сырости.

Встречаются избы двух- и трёхэтажные. От таких деревянных строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, неиссякаемо изобретательного, удалого и в то же время степенного, прочного.
В русском народном зодчестве польза и красота, сливаясь в единое целое, соответствующее назначению сооружения, были нераздельны. Красота всегда была важной стороной жилой среды. И это являлось неизменной чертой русского деревянного зодчества. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще обязательно и красивым. Старые постройки радуют глаз красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами: от фантастических птиц, русалок, диковинных цветов до множества солнц.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба", "истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русов - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.

Особое место в доме занимал ПОРОГ, так как под ним в давние времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. Он же - начало и конец в семейно-бытовых обрядах. Считается, что предки берегут дом именно на этой границе, потому существуют обряды и традиции, связанные с просьбой у предков входа в дом. Когда невеста после венчания входила в дом, она обязательно на пороге слегка стучалась каблуком к предкам и спрашивала разрешение войти. В этот момент все присутствующие внимательно смотрели, не споткнётся ли она (то плохой знак). До сих пор сохранилась традиция - на пороге не разговаривать - толку не будет. Если вы пришли за советом или по делу, то на ходу их делать не следует. 

Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи.В старину говорили: "Печь в дому - то же, что алтарь в церкви": в ней хлеб печется. 
К печи на Руси особое отношение. Печь - центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух"- домовой (запечник). 
На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица". "Печь -алтарь" - это в старину говорили, когда еще христианства на Руси не было, т.е. нужно понимать это выражение, как символ.

В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

Русская печь сохраняла свою неизменную форму . Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах (у кого не было бани)парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.

Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.

Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное – представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян, На столе белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

Вся система вентиляции и дымоотвода продумала здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. 

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".

Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. 

Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, , его называют "святым".(Имеет дорелигиозное происхождение. "Святьё"-это умершие предки, ушедшие на тот свет и приобретшие световое тело. Божий угол и печь имеют русский дорелигиозный ведический исток. В Красный угол ставили памятные обереги умерших предков, кумиры, свечи... для почитания и сохранения своего Рода. )Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба — переводины. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним “чистым” полом находился нижний — “черный”. Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.

Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.

Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю — такой дом ассоциировался с гробом. Появился потолок в городских домах уже в XIII-XV веках, а в деревенских — в конце XVII - начале XVIII века. Но и до середины XIX века, при топке “по черному” во многих местах предпочитали потолка не устраивать.

Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна вырубались плотниками уже в поставленном срубе. В проем вставлялась деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница. 

Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно — к покойнику, ночной стук в окно — возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых.

Однако окна, при их “слепоте”, давали мало света. И потому даже в самый солнечный день приходилось освещать избу искусственно. Самым древним устройством для освещения считается камелек — небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10 Х 10 Х 15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки, поленца). Хорошо просушенные лучина и смолье давали яркий и ровный свет. При свете камелька можно было вышивать, вязать и даже читать, сидя за столом в красном углу. Присматривать за камельком ставили малыша, который менял лучину и добавлял смолье. И лишь значительно позже, на рубеже XIX-XX веков, камельком стали называть маленькую кирпичную печку, пристроенную к основной и соединенную с ее дымоходом. На такой печурке (камельке) готовили пищу в жаркое время года или ее дополнительно топили в холода.

Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Для получения тонкой (менее 1 см) длинной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугуном с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором. Надколотое полено затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто или другой сосуд с водой. Такие древние светцы, относящиеся к X веку, были найдены при раскопках в Старой Ладоге. Позже появились светцы, в которых горело несколько лучин одновременно. Они оставались в крестьянском быту вплоть до начала XX века.

По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на гумне. Свечи были сальными и восковыми. При этом восковые свечи использовали в основном в обрядах. Сальными же свечами, появившимися лишь в XVII веке, пользовались в быту.

Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине .

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.


Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором". В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть.

Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Дом снаружи делился на три яруса:

Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол 
( символизирует подземный мир, землю предков )

Каждый ярус украшался по определённым правилам.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома. 
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.

Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).

Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча русских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа.
Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". 

В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV веках. За пол тысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка.

Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.

В прошлом каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще и обязательно красивым.

Вплоть до XX века на строительство шел лес только рубленый, а не пиленый, хотя пила на Руси была известна еще в глубокой древности. Она, однако, не получила большого распространения, ибо давно заметили, что пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые бревна от ударов топора с торцов становились как бы закупоренными. Мастера следили, чтобы помощники не вбивали топор в бревно: это могло сократить жизнь будущего строения.Плотницкая «снасть» не ограничивалась топорами да скобелями. В порядных документах упоминаются тесла, похожие на кирки, но с закругленными лезвиями для выбирания пазов, долота и просеки — ими пробивали отверстия в бревнах, черты для расчерчивания параллельных линий. Бревна на сруб поднимали блоками-векшами, через которые были пропущены шеймы-канаты.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ.
Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли. 

Основу деревянной постройки на Руси составлял "сруб". Это скрепленные ("связанные";-) между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

Срубные дома на Руси строились из хвойного леса, потому что сосна и ель имеют прямой и ровный ствол не требующий больших усилий для конопатки стен и, следовательно, лучше сохраняющий тепло. К тому же, хвойные породы дерева обеспечивают в избе сухость насыщенного смолой воздуха и создают сравнительно лучшие для жизни гигиенические условия. Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий.

В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб мог быть срублен прямо в лесу, ему давали выстояться, высохнуть, а потом перевозили к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора.


Через порог руки не подавать , окна на ночь закрывать , не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме и в целом в Нашей Культуре 
. Дом – микрокосм в макрокосме , свое , противостоящее чужому .

Человек обустраивает жилище , уподобляя его мироустройству , поэтому каждый угол , каждая деталь наполнены смыслом , демонстрируют взаимоотношения Человека с окружающим его МiРОМ .

Дом в народной культуре - средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и предков). Целая система бытовых запретов направлена на то, чтобы удержать счастье и не дать ему покинуть жилище.

Важнейшая символическая функция дома — защитная. Нарисованные или вырезанные на дверях и над окнами серпы и другие металлические предметы, и освященные травы обеспечивали дому надежную защиту . В былинках и сказках человек укрывается в доме от преследующих его врагов, которые не в силах переступить порог. 

Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным локусом, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей. 

Нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога, нахождение на Пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».

С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» В семейных обрядах и, особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания.

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, ”продувающим”; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту. 

Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома. 

Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня – место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения. 

Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.

Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев – принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял. 
На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно – березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира».

Дом, сооруженный руками хозяина или его родителей, воплощает идею семьи и рода, связи предков и потомков. («Чужим умом не скопить дом»). Тесно связан с культом предков образ домового; домовой — в славянской мифологии демонологический персонаж, дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме.

От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к домовому, ранее могли быть связаны со “скотьим богом” Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, “засветившая волосом” (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев домового— ср. Данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах.

Дом противопоставлен окружающему миру, как пространство закрытое — открытому, безопасное — опасному, внутреннее — внешнему. Он дает также определенную модель, позволяющую воспроизводить картину мира: четыре стены дома обращены к четырем сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют трем уровням вселенной (преисподняя — земля — небо). 

Согласно причитаниям и некоторым другим фольклорным текстам, небо с солнцем, луной и звездами, а также ветер и другие стихийные силы находятся как бы непосредственно за окнами. С древних пор окно является не только утилитарным предметом, но и освященным печатью сверхъестественного символом, ведь окно – это как бы переход из мира «внешнего» в мир «внутренний».

Окна – это «глаза» дома; общеизвестная этимология слова «окно» - око (глаз). Как глаза, окна связаны с представлением о свете и тьме, видимом и невидимом. Важнейшие функции окон, как и глаз, воспринимать образы зрительного мира и свет. В окна, как и в глаз, могут проникнуть болезни и смерть, в частности через чужой взгляд. Стук в окно в полночь предвещает смерть; об этом также свидетельствует влетавшая в окно птица.

В мифах и верованиях представителей самых различных культур окно чаще всего выстукает атрибутом действий таких всемогущих и вездесущих персонажей как солнечный и лунный свет, ветер, злые и добрые духи. Все они непременно проникают в жилище человека именно через окно, а не через дверь. Двери, в противоположность окнам, служат для входа существ телесных, из плоти и крови. У народов Сибири функции окна для наблюдения за окружающим миром и, разумеется, защиты жилища, выполнял глаз, нарисованный на дверном пологе.

Через окна не разрешалось плевать, выливать помои и выбрасывать мусор,. Вообще стоять под окном обозначает быть нищим или посланцем Бога. Согласно народным представлениям на небе есть окно, через которое солнце смотрит на землю, ср. в загадке о солнце; "Красная девушка в окошко глядит", «Лучше в окно подать, чем под окном стоять».

Крыша — верхняя часть жилища, ограничивающая «свое», освоенное, внутреннее пространство от «чужого», природного, внешнего. В символическом плане Крыша разделяет верх (небо) и низ (мир людей). Чтобы уберечь дом от молнии, грома, бури, пожара, на Крышу или под Крышу помещали освященные предметы. На Крышу выставляли обрядовые предметы как знаки, оповещающие о важных событиях в жизни семьи: свадебное деревце. Через Крышу как верхнюю границу дома по верованиям славян, выходит из дома душа умирающего, поэтому в случае длительной агонии приподнимали или снимали конек Крыши. На святки девушки перебрасывали через Крышу свою обувь, считая, что перелетевший башмак пророчит замужество.

Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности Ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян. Ворота — объект почитания и защиты. В русских деревнях двустворчатые ворота были в структуре крестьянского двора важным элементом. Через них въезжали на телеге, привозя сено, дрова и другие важные продукты для поддержания дома. Ворота, как и дом, имели свою крышу, а так же засов, игравший роль замка, который нельзя было открыть снаружи. Ворота были фасадные, украшенные орнаментом, и задние которые, как правило, выходили в огород. «А двор без ворот – что без прясел огород». Семантика отказа строится на поговорке «от ворот поворот». 

В свадебном обряде Ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. На Троицу было принято строить Ворота из веток и зелени. Под такими Воротами “кумились” девушки. На свадьбе под зелеными арками - воротам проходили молодые и все участник свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. У русских ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Их обвешивали полотенцами, рыли под ними ров и прогоняли по нему животных.

Дом являлся, как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем. Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги – и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом. 

Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д. До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом ”обживали” оставленные на ночь петух и курица. По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми. Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с ”переселением” домового. Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения: «Хозяин домовой, пусти нас пожить» или: «Хозяин и хозяюшка, Будьте вместе с нами, Дайте жизни хорошей. Нам не ночь ночевать, А век вековать».(3, с. 24, 21) 

Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не кажется заслуживающим внимания, мнится обыденным. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться, словно то не дело рук человеческих - вроде цветка. Есть такие цветы: вроде бы и невзрачные, а присмотришься - верх совершенства. Так же, как цветок, многообразна наша изба, проста, рациональна, ничего лишнего, но все что в ней есть - необходимо, гармонично, красиво. 

В России вот и сейчас тяга к возврату к этому крестьянскому жилью так сильна, что, кто только может, покупает избу. Сами по себе вековые избы с массивными циклоническими бревнами в срубе, посеребренные дыханием времени, достаточно живописны. Это хорошо понимали уже древние зодчие, не допускавшие в своих постройках излишеств в различных резных и выпиловочных украшениях.

Человек был творцом своего жилища, творцом свободным - о чем и свидетельствует обилие и разнообразие планировок - и творил свое на свою личную потребу, в соответствии со своим вкусом. Творил всю жизнь, справедливо считая, что улучшать ее, приукрашать сплачивало все ее насельников, каждый по мере сил участвовал: тесали, вырезали, выпиливали, раскрашивали, узорочьем изукрашали, вышивали, пряли и ткани, кружена плели и вязали - каждый в меру своих талантов, сил и желания - свободно - участвовал в общем деле домостроительства.

Было оно свое, семейное, общее, ни с чьим не одинаковое - гимн красоте, изобретательности, трудолюбия, гармонии. Свободе творчества, индивидуальному вкладу в общее дело. Работа радостная, веселая - человек создает. Крепнет чувство локтя, взаимосвязанности, взаимопомощи. Все это помогает жить, укрепляет эмоциональную стабильность. В результате общего дела и семья держалась крепко, неразрывно. Если уходили - стремились вернуться к неповторимому своему, тятенькой и дедом созданному, не шаблонному, не стандартному. (“На стороне добывай, а дому не покидай”). 

Изба способствовала сплочению, гармонизации индивидуальных усилий и решений, предоставляя каждому свободу выбора точки приложения своих сил, труда, творчества. Что бы ни говорили дурного об избе, надо вдуматься, проникнуться избой и ее влиянием на человека.

«Человек лишь тогда человек, если он душой помнит свою историю. Отруби эту память - и нет человека».

Русские крестьяне и их изба. Цветная хромолитография из серии «Русский костюм», 1880 г.

Вид села между Новгородом и Тверью. Литография из книги "Voyage pittoresque et arch;ologique en Russie", Андре Дюран (Andre Durand), год издания 1839.

Окна – это глаза дома. 

Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом . Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века.

.Солярные знаки размещались на крыше дома и наличниках не только в виде символьного воплощения – флюгера в форме коня, но и в виде реального изображения солнца или его символа.

На фасаде дома часто изображали небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии.

Рядом с символом солнца почти всегдарусы изображали знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного.

Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом.

Изображения оберегающих мир в доме Лады или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).

При закладке нового дома под углы клали в качестве оберегов клочок шерсти, горсть зерна, воск, иногда конскую голову.

Вторым священным местом в избе была матица. На ней вырезали “колесо рода“ - коловрат - в виде круга с шестью лучами и по сторонам его - идеограммы вспаханного поля.

Над дверьми обычно помещался самый распространенный оберег –подкова .

Красный угол завешивали ритуальными полотенцами с вышитыми на них фигурами Макоши, Лады и Лели.

Ставни и наличники

Русы считали, что у дома есть «уязвимые места» - проемы, в которые может проникнуть разные темные силы и нечисть. Необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром.

Наличники - это и украшение дома и его оберег. Именно поэтому наличники окон и ставни украшали обереговой резьбой. Такая резьба не только служила украшением, но и была оберегом за счет размещенных символов. Орнамент резьбы обычно имел следующие мотивы: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Чаще всего для защиты использовали различные солярные символы. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти.

Существует большое разнообразие типов наличников.Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом.

Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек.

Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде "юбки". 
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых "капиталистических" крестьян.

В дореволюционное время очень сильно были развиты различные русские промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области.

Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения.

Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени - двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома - пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в "обло".

Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика.
Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез "червой".

Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области. 

Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности ведических символах, оберегах. 

Село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством.

Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора - "корабельной" рельефной резьбой.

Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. 

Наибольшее количество домов, украшенных "корабельной" резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. 

В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски - так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме "червы". Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом.

Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо "червы" так называемый "небосвод", т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды.

Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с "небосводом" встречаются на территории Палехского, Савинского районов.

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом.

Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. Человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными ведическами символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи»
(Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси).

Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи».

Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное ведической символикой.

Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. 

«Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. 

Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. 

«Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русичи полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни»
(Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). 

Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов.

Система построения декора избяных причелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз.

Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. 

Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов.

Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.


.;На улицах российских городков и сёл, как и повсюду в стране, в последние годы появилось много огромных, зачастую претенциозных, безвкусных дворцов новоявленных богачей. Рядом с ними русские избы кажутся малютками, но именно они радуют глаз и сердце, как тепло сказано об этом в стихах Ольги Фокиной:

Не зря наличники покрашеныЗаветным нежно-голубым.

Вот именно — заветным! 
А дворцы за высоченными заборами, с коваными решётками на окнах отдают тюрьмой, обиталищем современных навей, поклоняющихся своему единственному богу — золотому тельцу.
***
От кудрявых стружек тянет смолью, 
Духовит, как улей, белый сруб. 
Крепкогрудый плотник тешет колья, 
На слова медлителен и скуп. 

Тёпел паз, захватисты кокоры, 
Крутолоб тесовый шоломок. 
Будут рябью писаны подзоры, 
И лудянкой выпестрен конёк. 

По стене, как зернь, пройдут зарубки: 
Сукрест, лапки, крапица, рядки, 
Чтоб избе-молодке в красной шубке 
Явь и сонь мерещились — легки. 

Крепкогруд строитель-тайновидец, 
Перед ним щепа как письмена: 
Запоет резная пава с крылец, 
Брызнет ярь с наличника окна. 

И когда очёсками кудели 
Над избой взлохматится дымок — 
Сказ пойдет о красном древоделе 
По лесам, на запад и восток. 
(Николай Клюев. «Рождество избы»)


Вслед за Клюевым Игорь Грабарь, знаток из знатоков: 

«Подводя итоги всему, что создано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

И З Т О Ч Н И К: m.ok.ru/swetorusye

РУСЬ. Идущие со светом по свету

С Т А Т Ь Я: Устройство простой русской избы

;