Бабушка-девочка. Рассказ

Элина Малярова
Из воспоминаний моей мамы
 
Как же хорошо, когда у человека есть бабушка! А у меня их целых две: одна - помоложе, а другая старенькая. Это мама моей бабушки и правильно говорить «прабабушка». Но я всё равно называю её «бабушка», «бабуля», а иногда «бабочка» - так ласково. Она очень добрая и я её люблю.
У бабули на лице много складочек – это морщинки.  Когда она улыбается, их становится ещё больше. А какие у бабушки ручки! Кожица на них такая прозрачная, что под ней видны тоненькие выпуклые трубочки – это вены. Если провести по ним пальчиком, то можно заметить, как внутри течёт кровь. А мышцы на руках у бабушки мягкие, как тесто. Я их называю «висюльки», потому что они висят, когда бабуля поднимает руки.
С ней мне интересно! Бабушка рассказывает мне всякие истории, печёт вкусные блинчики и пирожки, а ещё разрешает делать ей разные причёски с цветными заколочками. Получается очень красиво.
Часто я помогаю бабуле по хозяйству: поливаю цветы, протираю пыль, подметаю пол на кухне, и иногда она разрешает мне нарезать ножичком овощи для салата. Конечно,  это сложное и немного опасное занятие, но ведь  этому надо  учиться. А как же ты научишься, если не попробуешь? 
Ещё бабушка умеет вязать на спицах  носочки, варежки, шапочки. Она садится в кресло, надевает очки, берёт в руки спицы и начинает ими быстро-быстро двигать. От клубочка тянется толстая ниточка, которая через некоторое время в бабушкиных руках превращается в тёплый  носочек  или в какую-то другую вещь. Как так?! Прямо настоящее волшебство!
Мне нравится находиться в бабушкиной комнате. Она совсем не похожа на другие комнаты в нашем доме. Здесь столько интересных вещей и у каждой есть своя история. Как хорошо сидеть в старинном кресле-качалке и, закрыв глаза, о чём-нибудь мечтать! Или пить чай, сидя за круглым деревянным столиком с резными ножками, покрытым красивой ажурной скатертью. Эта скатерть досталась бабуле по наследству от её двоюродной бабушки, которая вышла замуж за иностранца и уехала из России в Китай, а потом в Австралию. Это было очень-очень давно. Когда мы пьём чай, обязательно кладём на скатерть салфетки, чтобы не запачкать эту красоту ручной работы. Бабушка ставит на стол вазочку с сахаром, но сахар не рассыпной, а кубиками -  рафинад.  Мы макаем кусочек сахара в горячий чай, сахар становится мягким и его легко можно откусить и запиваем чаем. Это называется «пить чай в прикуску». В чай обязательно добавляем горячее молоко. Бабушка рассказывает, что раньше она любила пить чай из блюдца. Я тоже попробовала.  Это очень вкусно и чай не такой горячий, но, всё же, из чашки как-то привычнее.
В её комнате на комоде стоят красивые статуэтки, музыкальная шкатулочка и большая расписная шкатулка, в которой хранятся украшения – бусы, серьги, клипсы, брошки. Мне нравится наряжаться, надевать эти украшения и танцевать перед зеркалом. Это очень весело!
У стенки, рядом с кроватью стоит большой шкаф и там, на полках за стеклянными дверками, много разных книг. Среди них даже есть «Букварь», по которому училась читать бабушкина дочка - моя вторая бабушка, та, что помоложе. А потом – моя мама. Когда мне было пять лет, я тоже по этой книжке научилась читать. Мне очень нравится этот «Букварь». Я люблю перелистывать его слегка потрёпанные странички с крупными буквами и разглядывать такие милые, уютные картинки. Я знаю, что читать – это очень полезное занятие. Как говорят взрослые, чтение развивает ум и память. А мне кажется, что это просто интересно и порой даже весело. Ведь всякие истории бывают. Хоть я и умею уже хорошо читать сама,  мне очень нравится,  когда вслух читает бабушка. У неё такой приятный родной голос  и  читает она с выражением – прямо заслушаешься.

Однажды бабушка показала мне толстый альбом со старыми фотографиями, который стоял на полке среди книг.
- Посмотри на эту фотографию внимательно. Тебе она никого не напоминает?
Я разглядываю маленькую девочку, одетую в светлое платье с кружевами. Она совсем ещё крошечная, стоит на стульчике. На ножках белые носочки и тряпочные тёмные туфельки. Волосы тоже тёмные с густой ровной чёлкой. У девочки пухленькие щёчки и губки. Она смотрит на меня своими большими, светлыми глазами.
- Напоминает, - говорю я.
- Кого же?
- Бабушка, она мне очень напоминает хорошенькую, такую миленькую куколку.
Бабушка засмеялась.
- Эта девочка – я. Здесь мне чуть больше года.
- Как ты? Эта бабушка-девочка ты?!
Я смотрела то на фотографию, то на бабушку и не могла поверить, что это правда.
- Как же мне хочется взять на ручки эту маленькую девочку и крепко обнять её. Какая же она милая! – сказала я.
- Так в чём же дело? – спросила бабушка, улыбаясь и хитро поглядывая на меня.
Я погладила ладошкой фотографию, а потом крепко-крепко обняла бабулечку, прижавшись к её мягкой, тёплой щеке и мне почему-то хотелось плакать…
Так я и узнала, что много-много лет назад бабушка была маленькой девочкой. Раньше я об этом как-то даже и не думала. Я рассматривала  эти чёрно-белые снимки, где у людей совсем другая одежда, другие причёски и вообще всё какое-то необычное и интересное. Некоторые фотографии были наклеены на толстый картон с красивой рамкой и названием города, где напечатано фото, а на обратной стороне стояла старинная печать и какие-то надписи, рисунки. В общем, всё это очень красиво и совсем не похоже на цветные  фотографии, которые делают сейчас.
- Бабушка, а расскажи мне про эту маленькую девочку, которой ты была когда-то.   И вот что я узнала...

Когда родилась бабушка, мама и папа решили назвать её Юлей. Через два года в семье появилась сестрёнка Зина.  Родители много работали, и управляться с детьми помогали  бабушка с дедушкой. Через некоторое время от болезни умер папа девочек. В те далёкие годы не было столько лекарств, как сейчас, и часто люди умирали от болезней, которые сейчас уже лечат. Это очень печально.
Мама с девочками перешла в дом к своим родителям, и стали они жить все вместе большой, дружной семьёй. Здесь было хорошо и весело. Особенно Юле нравилось играть с Толей – сыном бабушки и дедушки, который только что окончил школу. Анатолий приходился девочкам дядей, но совсем не был похож на дяденьку. Это был молоденький, худощавый, высокий юноша с карими глазами и смешным тёмным чубчиком.
- ЮлАнка, беги скорей ко мне! – так ласково он называл свою племянницу. Он брал Юлю на руки и подбрасывал почти до самого потолка.
- Ещё, ещё разок! – просила она, заливаясь весёлым смехом.
- А теперь на горбушке!
Толя садил её к себе на плечи и с радостным возгласом «и-го-го» бегал вокруг дома.  Как же это было здорово! Тёплый летний ветерок развивал волосы, всё вокруг было залито солнцем, а внизу в зелёной траве мелькали жёлтые одуванчики. Потом вдруг в небе что-то стало грохотать, куда-то пряталось солнце и, откуда ни возьмись, начинался такой сильный ливень!  Совершенно мокрые и счастливые дети забегали домой. Но дождь очень быстро прекращался, снова светило солнце и всё вокруг блестело красотой. Летом такие внезапные ливни случались  часто.
Дедушка смастерил во дворе для внучек качелю. Сестрёнка Зина была ещё мала, а вот Юля каталась на ней с удовольствием.
- Толя, раскатай меня, пожалуйста, - просила она.
Девочка поднимала голову и смотрела на пушистые, белые облака и ей казалось, что они тоже качаются вверх-вниз, вверх-вниз. А в горле приятно щекотало от удовольствия.
Вечером с работы приходила мама, и вся семья собиралась за круглым столом ужинать. Взрослые разговаривали о всяких делах, а потом мама спрашивала, как прошёл день.
-  Девочки у нас молодцы, - говорила бабушка. Зиночка очень хорошо кушала и вела себя спокойно, почти не плакала.
- А Юля?
- А Юлечка помогала Толику поливать грядки, ходила с ним в магазин. В общем, растёт у нас помощница.
После ужина все любили посидеть на скамейке возле дома, наслаждаясь свежим воздухом. Летом дни были длиннее, темнело поздно. Взрослые о чём-то беседовали и щёлкали семечки, которые по осени сами заготавливали. Каждый год в огороде вдоль забора садили подсолнухи. К осени они вырастали выше человеческого роста и были похожи на огромные жёлтые цветы.
- Ну-ка, девчонки, подставляйте ладошки, - говорила бабушка, и все угощали детей очищенными, вкусными зёрнышками.
Летний воздух был наполнен ароматами трав и цветов, стрекотали кузнечики, слышны были голоса соседских ребятишек. Приятно и спокойно было вот так сидеть, говорить о прожитом дне, строить планы на будущее и, любуясь тихим закатом,  мечтать о чём-то своём.
- Ну, всё. Пора ложиться спать. Вон уже и солнышко прячется за лесом, тоже хочет отдохнуть.

Однажды, проснувшись утром, Юля заметила, что в доме что-то не так. Взрослые были чем-то встревожены и произносили какое-то незнакомое слово «война».
- Бабушка, а что это такое - война? – спросила она.
Бабушка так крепко прижала к себе внучку, будто хотела защитить её от чего-то страшного.
- Это большая беда, Юленька. Но ты ничего не бойся, мы же с тобой.
- А зачем она нужна? Ведь нам было без неё так хорошо, - не могла понять девочка.
- Понимаешь, есть такая страна Германия, которой управляет очень злой человек – Гитлер. Он послал свои войска на нашу большую, мирную страну, чтобы забрать  себе нашу землю.
- А что ему мало своей земли?
- Видно мало… Он очень жадный, ненавидит других людей и хочет, чтобы всё вокруг принадлежало ему. Но мы не дадим  это сделать.
Так девочка Юля узнала, что фашистская Германия напала на её Родину – Советский Союз. Многое девочке было непонятно, ведь она была ещё маленькая, ей шёл всего пятый год.
Через несколько дней сражаться с врагом на войну провожали Толю. Мама и бабушка плакали. Даже у дедушки в глазах стояли слёзы. Ведь Толик был их единственным сыном и совсем ещё мальчишкой. Все обнимали, целовали его и желали поскорей вернуться домой живым и невредимым.
- Ну, что, племяшка, давай веди себя хорошо, помогай бабушке и смотри не болей, а я скоро вернусь. Вот только прогоню врага с нашей земли и вернусь, - сказал Толя, взяв Юлю  на руки. Она обхватила своими ручонками его шею и не хотела отпускать.
 - Ну, всё. Пора!
И Толя ушёл на войну.

Дома стало грустно. Мама и дедушка целыми днями пропадали на работе. Бабушка была дома на хозяйстве: варила, стирала, убиралась, следила за девочками. Денег не хватало. По вечерам дедушка постоянно кому-то шил сапоги,  подшивал валенки, делал детские кроватки. Отдыхать ему было совсем некогда, ведь надо было кормить семью. Характер у дедушки был очень мягкий. Он никогда не ругался, даже если внучки  и не слушались. Был он неразговорчив, всё о чём-то думал и, как и все в доме,  ждал писем с фронта от сына.  А их всё не было… 
Время тянулось очень медленно. Почти год  не было вестей с фронта. Наступила весна, заметно потеплело, в саду расцвела сирень. Кое-что удалось посадить  в огороде. Жизнь шла своим чередом. 
- Хозяева, вам письмо! – послышались в открытое окошко долгожданные слова.
Все сразу выскочили на улицу, и почтальон вручила бабушке письмецо. 
«Здравствуйте, Папа, Мама, сестра Евгения и мои маленькие племяшки Юличка и Зиночка. Привет вам всем от вашего дяди, брата и сына с далёкого фронта Отечественной войны. Живёт ваш дядька разведчик пока ничего, помаленьку, чего и вам желаю. Сижу и греюсь на солнышке после сытного обеда и решил написать вам письмецо, в котором спешу сообщить все новости за время моего отсутствия. А то вот уже много месяцев я не знаю, как вы живёте и вообще как здоровье Мамы и всех остальных. Посадили ли вы огород или нет?  Как живут все наши родные и вообще мне в настоящий момент интересно знать все новости нашего края. Открылись ли сады, где танцевали мы под звуки танго? Вообще писать пока нечего. Бьём врага за погибших ребят, да так, чтобы немцам их жизнь стала в десять раз дороже. Будьте здоровы и скажите Юлечке, что если её кто будет обижать, пусть она тому скажет, что скоро с войны вернётся мой дядя разведчик, он всё это дело разведает и тебе будет плохо. Деду с бабой советую получше кормить моих племяшек и не обижать. Пока всё.
20 мая 1942 года
Передайте привет всем родным и знакомым и дайте им мой адрес. Пусть пишут письма, а я помаленьку дам ответ, а то время свободного не имею».
Это письмо с фронта было единственным. Перечитывали его потом всей семьёй много-много раз и сохранили по сей день.
А через месяц в семью пришла похоронка, в которой сообщалось, что Анатолий геройски погиб  в  бою с фашистскими захватчиками под Ленинградом. Это было огромное горе для родителей потерять сына в 19 лет. Юля смотрела на Толин портрет, висевший на стене и ей не верилось, что больше она никогда не увидит этого весёлого, такого молодого и дорогого  человека.
 
Четыре года продолжалась война.  Очень трудными были военные и послевоенные годы. Если бы не дедушка с бабушкой, то девочки бы умерли с голоду. Магазины были пустые. Хлеб давали по карточкам - 200 г на человека, его тогда взвешивали на весах. Легче было летом, когда удавалось вырастить в огороде кое-какие овощи, покушать травку лебеду, плоды черёмухи. Весной сажали картошку, очень мелкую, соответственно и был мелкий урожай. Но бабушке удавалось растянуть её на всю зиму и ещё оставить на посадку.
Мама в ту пору работала на мелькомбинате и вместо денег им давали шелуху.
- А что такое шелуха? - поинтересовалась у бабушки Юля.
- Когда перемалывают зерно, остаются отходы. Это и есть шелуха.
- А её можно кушать?!
- Ещё как можно, - отвечала бабушка, высыпая  мешок шелухи в бочку.
Она заливала её водой, пустая шелуха всплывала, а на дне бочки  оседала мука.
Из этого осадка бабушка варила кисель и пекла блины.
- Какая вкуснота! - радовались внучата, уплетая всё это за ужином.
В зимнее время бабушка с дедушкой ходили с большими самодельными санями за реку собирать хворост. Девочки оставались дома одни. Почти всегда хотелось кушать и вот однажды они решили откусить маленький кусочек от хлеба, полученного на семью по карточкам. Они смотрели на хлеб, от него исходил   необыкновенный аромат.
- Давай откусим только самую капельку! - договорились сестрёнки.
Хлеб был такой вкусный, что девочки не заметили, как обглодали его со всех сторон.
Вечером, перед ужином, бабушка достала хлеб и положила его на стол.
- И кто это сделал?- спросила она.
- Это Зинка обглодала!
- А вот и нет. Это Юлька!
Бабушка посмотрела на сестрёнок, но ругать не стала. А им было стыдно.
Зимой было много снега и дети любили играть в огороде. Они лазали по сугробам, лепили снежки.  Однажды, после прогулки Юля почувствовала себя плохо. В тот год она тяжело заболела. Лечиться было нечем, не было никаких лекарств. Несколько дней девочка  пролежала в кроватке возле печки. У неё был сильный жар и ей казалось, что под одеяло лезут огромные крысы. Она подталкивала одеяло под себя, а крысы всё лезли и лезли. Такого страха Юля не испытывала никогда. Это был кризис,  после которого она начала поправляться.
Через некоторое время Юля попыталась встать с кровати, но за время болезни так ослабла, что ноги не держали её.  Мама с трудом вывела дочку на улицу подышать свежим воздухом, а там было так чудесно — белый снег скрипел под ногами, ярко светило солнце и чувствовалось приближение весны…
Наконец-то закончилась война. Жизнь постепенно стала налаживаться.   Осенью Юля пошла в школу. Мама сшила ей из солдатской гимнастёрки платье и сумочку для книг.
- Какая же ты у нас уже большая! - радовались все, глядя на новую ученицу…

На этом бабушка закончила свой рассказ. Мне очень хотелось узнать, что же было дальше, но она сказала, что уже поздно и пора ложиться спать, пообещав,  что расскажет мне продолжение этой истории завтра.
А я долго не могла заснуть, всё лежала и думала об этой девочке-бабушке, и мне казалось, что теперь я люблю её ещё больше, чем раньше.