Важно задать правильный тон!

Галина Храбрая
Галина Храбрая

«ВАЖНО ЗАДАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ТОН!»

Этим вы обратите внимание на себя! Если его не задать, вам незачем тогда
и приходить, а коли уж вы пришли – нанесли, так сказать, «визит вежливости»,
то извольте потрудиться, и задать соответствующий тон своему поведению!

Нужно ли к этому готовиться заранее? Разумеется! А как же! Непременно
и обязательно! Вся ваша жизнь была, есть и будет к этому подготовкой.

Нарабатывайте опыт! В жизни всё пригодится, всё в пользу пойдёт. И, как только
тон будет задан вашему поведению, ищите место, где его можно будет реализовать,
то есть, публично обнародовать, помня, что повсюду живут Божьи люди,
кем бы они ни были, иначе, можно попросту помереть со скуки:

Церковь, религиозная община, любое детское учреждение, трудовая колония, тюрьма,
психлечебница, больница, линейная амбулатория, домоуправление, выставочный зал,
научный лекторий, домашний кружок рукоделия, дом престарелых, клуб ветеранов,
театр-студия киноактёра, пионерский лагерь, ансамбль песни и пляски,
самодеятельный народный хор, кафе, ресторан, и прочие другие места…

Помните, живые люди есть везде, прежде всего надо думать о них, а ни о том,
кем они были ранее, и чем занимаются теперь: «всё течёт, всё меняется»,
надеюсь, к лучшему!

Можно просто выйти на двор, взяв гармошку, и пройтись пальчиками по кнопочкам!
Народ сам вывалит наружу, и в мороз, и в зной, и стужу… всё хорошо, кроме дождя,
его стоит переждать!

Я лично, гуляя в городском лесу со своей собакой, видя, как соседская ребятня,
смущаясь, наблюдает за мной, пытаясь понять, что я там пишу в блокноте, решила
задать тон, организовав сбор мусора и битых стёкол после первомайских банкетов
«на траве».

Сделать это было вовсе не трудно: при очередной нашей встрече, я, вдруг резко
наклоняясь к своей собаке, громко заойкала, осматривая лапку домашнему питомцу,
досадуя, что в неё врезался бутылочный осколок.

Детвору особо уговаривать-то не пришлось, достаточно было «театральных действий»,
к которым меня сызмальства приучила родная мать!

Помните всегда, важно, придти и задать тон! Причём, сразу!
 
Войдя в дом, быстро отыщите глазами, что у людей не так?
Мама моя, видя, какая была у меня «храмовая чистота» в квартире,
отводила назад будильник, говоря при этом строго, со значимостью:

— Э-э, дочь моя, негоже, когда часы бегут вперёд! Зачем ты жить торопишься?

Если же часы у нас отставали хотя бы на полминутки, она также подлетала с порога
к будильнику и подводила стрелки вперёд:

— Плестись, «еле-еле — душа в теле», нельзя, доченька,
«надо идти всегда в ногу со временем», так-то!

Подмигивая многозначительно, или заговорщицки прищуривая один глаз,
мама задавала тон окружению, высвечивая происходящее событие,
а далее, уже по её сценарию, продолжалась остальная беседа,
где находчивая женщина могла сказать всё, с чем она приехала
или пришла, и ей ни в чём не было отказа!

Так, работая кладовщиком, мама выбивала в снабжении КРУПНОГО столичного
авиазавода спецоборудование, детали и нужное снаряжение, которое пригождалось
при научных испытаниях, как в зоне военно-режимного предприятия, так и в цеху.
У мамы всегда было под рукой всё необходимое, оттого что она умела вовремя
задать нужный тон, примирив хронических врагов, поначалу, создав им общий интерес
на одном поле деятельности!

Люди, как правило, утопают в предвзятостях, а посему их надо уметь примирять.
Мы обязаны приучать себя к деликатной уживчивости, что возможно лишь, при наличии
полного отсутствия и желания, кого бы то ни было унижать или критиковать.

А началось всё с моего раннего детства! Откуда моей маме было знать, что она
родит цыганёнка? Папа ей о своём происхождении ничего не рассказал. Но, и такое
«большеглазое чудо», кстати, успешно развивается, ежели ему постоянно задавать
нужный тон, главное, вовремя

Мама знала об этом, потому рано начала водить меня по театрам, ибо театр – есть,
прежде всего, искусная классика, потом уже всё остальное, а поскольку мама была
молода и очень игрива, то за ней волочились толпы поклонников, буквально не давая
проходу. С огромным трудом мне удавалось едва протиснуться сквозь ряды партера,
где сплошь и рядом стояли полонники, даря цветы не актрисам, а ей, и это хорошо!
Мне гораздо нагляднее было впитывать схему, по которой умпешно, на протяжении
многих столетий, работали заправские ухажоры, где на фоне залихватской позиции,
всячески отмечая и поощряя женскую красоту, одаривать её с избытком внимания,
и подобострастия, аплодисментами и предельным почтением.

Папа мой устал бороться, драться и «набивать себе кулаки», по той простой причине
он вынужден был отказаться от походов в театр, занявшись постройкой летней дачки
для себя, где он мог отсыпаться после ночных смен, поцеживать пивко, ставя его
возле дивана на уровень протянутой руки, и курить прямо в постели «Приму»,
роняя пепел на край одеяла, частенько его прожигая. Одно из таких долго ешё
хранилось у нас, прожжённое в разных местах.

Когда мама поняла, что отсутствие защитника в роли Мавра, ей было на руку,
смекалистая женщина, стала разыгрывать для меня перед усатыми толпами юнцов,
из себя, то гранд даму, то курсистку, то министершу, то избалованную дочку
профессора, короче, все роли, которые только могла тогда изобразить,
чтобы её не арестовали, или не забрали в милицию за «развращение малолеток».

Никто из них не мог понять, кто она и зачем это делает? Мама просто задавала тон!

Я смотрела во все свои цыганские очи на это завораживающее, «выходящее, из ряда
вон действие», и не узнавала своей матери, продорлжая любить её до самозабвения.
Ни разу, ни единой «реплики из зала» от меня в сторону её потуг и стараний,
не последовало, но моя неугомонная мать, решила вовсе «не останавливаться
на достигнутом», она продолжала выполнять свои действия «боевого искусства»,
к чему впоследствии, приучила и меня:

— Тон задашь, его никто уже не перехватит! Главное, не мешкать и ворон не ловить!

Пока мама спрашивала саму себя, неужто, она родила неумёху и дикарку, я молчала,
продолжая наматывать на ус все мамины актерские позиции «женской самообороны».
Память моя оказалась способной к этому промыслу… у цыганок, знаете, она какая?

Шли годы, я росла, развивалась, взрослела, округлялась, а мама, продолжала свою
версию мини показов, её было ни остановить, только они становились всё более
сложными. Однажды, наглядное воспитание дочери возымело огромный успех на одном
из моих «дней рождения», куда мама созвала девочек. День рождения мой выпадал
всегда в период осенних каникул, то бишь, на 5 ноября, что было крайне удобно.

Там были не только мои одноклассницы – ученицы начальных классов. Перед ними
мама разыгрывала, примерно, то же самое, что можно было увидеть в постановке
«Фиалка Монмартра», а также в других, сказочно богатых на женские образы,
классических опереттах.

Мама прекрасно понимала, что их родители, ни за что на свете, никогда не отвезут
своих угловатых дочерей, ни в один из театров столицы, а значит, те не увидят
и не постигнут ничего из того, что сделает их духовно богаче, умнее и красивее,
главное, женственнее! И когда подойдёт время девичества, они уже ничего не смогут
изобразить из себя, время будет бесповоротно упущено, поэтому смотреть во все
глаза и впитывать им надлежит прямо сейчас, или же никогда!

Естественно, всё это дошло до широкого круга общественности, если быть точной,
то аж до директора нашей сельской школы, но, имея дочку – круглую отличницу,
для мамы это был лишь очередной плюс: всё вскоре утихомирилось…

Закончилась вся эта фантасмагория, когда я окончательно повзрослела,
и на меня обратили серьёзное внимание педагоги старших классов,
приезжающие к нам из столицы в сельскую школу-восьмилетку преподавать.

Маму вызвала к себе в кабинет для беседы завуч, строго объявив, прямо с порога,
чтобы та, наконец, обратила внимание на свою уникальную дочь:

— Галя ваша, особенно, сильна в литературе, — сказала она торжественно,
будто сам Пушкин ей позвонил, и велел сообщить об этом. Затем она добавила
многозначительно, что из меня получится бы очень хороший преподаватель,
что я рождена стать «прирождённым учителем»!

Это были вилы в бок! Мама только и ждала подъёма волны, дабы нурнуть под неё.

Не долго думая, в ответ она предложила им, на будущий год непременно включить её
в состав родительского комитета, в результате чего, она собрала бы с родителей
нужную сумму денег, купила билеты и отвезла старшие классы в театр, где,
можно было бы увидеть, как надо развивать и культурно воспитывать дочерей:

— А вы думали, втихаря от родителей, куря болгарские сигареты «Золотое Руно»
на нашей автобусной остановке, такие девочки, как Галя получаются? Там они тоже,
не спорю, проходят некое становление «особой роли». Поэтому я предлагаю, возить
детей целыми классами во все лучшие театры Москвы! Не в Кино водить ребят
на массовые просмотры, ни в Цирк возить, и ни в Зоопарк, а регулярно посещать
Его Величество Театр, следя за афишей, чтобы они без запинки, знали наизусть,
что где идёт! Весь репертуар строится годами, его особо не меняют. Театр не кино,
его они успешно и в сельском клубе посмотрят, цирка у них дома и так вполне
хватает, а вот театр — это совсем другое!

Там идёт постоянная смена декораций, актёрам нужно переодеваться по многу раз,
гримироваться, мучительно долго входя в роль! Далее, ночами напролёт учить
монологи, помнить и знать наизусть не только саму пьессу, но и реплики других
актёров, оттачивать мимику, жесты, уметь делать поклоны, мастерски держать
осанку, а в конце представления, выжатым как лимон, с видом победителя,
вновь и вновь под бурные аплодистменты, многажды «выходить на поклон»!

Также, что весьма ни маловажно, надо будет научиться сдерживать свои желания,
уметь терпеть, чего бы то ни стоило. Не шастать между рядами, не сморкаться,
не плеваться, не чихать, громко не разговаривать, вот видите, сколько всего
ещё не хватает для школьников – ваших учеников, а там, в театре им всё это
ненавязчиво преподадут! Наглядное пособие посредством театрального искусства
было изобретено, именно для такого рода воспитательных целей, где воистину
совместно открывают свой внутренний мир молодой юноша и молодая девушка.

Не тяните резину, прошу вас, не тратьте времени даром, знайте,
упущенных возможностей не вернуть! На этом, позвольте откланяться…

Жаль, что многого я так и не увидела! Остаётся надежда на генетику,
которая вписала в магнитную книгу жизни всю нужную грамоту,
и когда придёт ответственное время, пожелтевшие страницы её
помогут мне считать, как нужно правильно повести себя в той, или иной ситуации:

Дело было в Анапе, где я репетировала с детьми свой спектакль об Иисусе Христе.
Дети есть дети, сами понимаете: море, солнце, отсутствие родителей – всё это
возымело результат «отбивания от рук» в виду излишней свободы и потери власти
над собой и над временем.

Дети – участники спектакля, опоздав на репетицию, пришли позднее назначенного
срока, и топтались у порога с ноги на ногу, не зная, как поступить.

Даже не обнюхивая их, как это демонстративно, смеясь, делала моя мама,
можно было с уверенностью предположить, что они не только хлебнули поначалу
холодного кваску, затем «пивка для рывка» и креплёного винца слегонца,
но и покурили, крепко затянувшись не раз, не два и не три.

Я, подойдя вплотную к «сгустку актёров нового поколения», шепнула, почти
не отворяя рта, едва шевеля ноздрями, стараясь, не набирать в лёгкие воздуха:

— Ну, что, покурим? У кого «сигареты есть»? Дайте-ка мне одну!
— Да, нет, что вы, мы же на репетицию к вам пришли…

— А почему тогда в обуви стоите, не разуваетесь? Мы репетируем балет босиком!
Михалыч с 5 утра восемь вёдер воды на гору поднял, вымыв весь холл, чтобы вы
 сейчас тут пылью не дышали!
— Хотите вы сами вымоем в следующий раз?

— Хочу! Только тогда вы не актёры будете, а уборщики. Актёр ничем не должен быть
занят, кроме того, как входить в образ, иначе это будет ни театр, а туфта.
Вы-то сами, кем себя считаете? Но это уже второй вопрос, если вы мне на первый
не сумеете ответить, второй будет не рентабелен…
— Да, какие мы Актёры? Так, от нечего делать сюда пришли!

— Про между делом, значит, я правильно вас поняла? Тогда я, с вашего позволения,
кто буду? Автор? Или гримёр? Может, костюмер? На вас надевают костюмы те, что я
притащила из Москвы! Мне ведь сюда специально путёвку в Союзе Молодёжи выдали!

Тут я не выдержала, слёзы градом выкатились у меня из глаз…

— Не надо, не плачьте, сыграем мы вашего БОГА, не переживайте,
мы же видим, не маленькие, как сильно вы ЕГО любите…

Вот! Оказывается, я им не нужна была ни курящая, ни матерящаяся, ни общающаяся
с ними «за пани брата», как это делали некоторые вожатые, достигая и добиваясь
для себя «дешёвого авторитета». 

Мне надлежало, помня детство, стоять, ждать, продолжая СИЛЬНО ЛЮБИТЬ СВОЕГО БОГА,
создав теперь уже для НЕГО свой «театр», куда, так часто в молодости возила меня
моя родная мать.

Представьте себе картину: сидит индусский ребятёнок – наполовину почти цыганёнок,
и с печальным видом философа смотрит большущими глазами на торжествующий мир.

Рядом с ним постоянно пребывает молодая женщина, веселей которой, нет, пожалуй,
никого на всём белом свете. Она пытается, всеми возможными способами, рассмешить
свою грустную задумчивую дочку с помощью щекотки, юмора, смешной мимикрии,
имитации детских голосов героев из мультфильмов и прочими доступными методами,
но всё бесполезно, дочь её крайне скупа на улыбки, смех и болтовню ни о чём:

— Как же ты будешь задавать тон окружению, если постоянно грустна?
— Когда это произойдёт, мама, я сообщу тебе, и приглашу на это посмотреть…

Однажды, приехав в свою Перхушковскую Покровскую церковь и подойдя к Распятию,
я не удержалась и заплакала. Ко мне тотчас подбежали старушки, спросив, не умер
ли кто?
— Умер! — отвечаю я, высушив слёзы платком.
— Кто, мать померла? Или муж…

— В своём ли вы уме? Кто же по этой причине, голосит прилюдно, да ещё в Божьем
храме, привлекая внимание? По родным и близким плачут обычно у себя дома.
— Тогда, чего ты стоишь у Распятия, и слёзы вытираешь красивым платочком?

— Вот именно, у Распятия! По Христу плачу, по Сыну Божьему скорблю! Церковь-то
чья? — Христова! Ну, какие вам ещё ответы нужны? Можно, теперь я задам вопрос?
Скажите, вы зачем сюда пришли?
 — У меня сын болеет, а у неё мать ещё хоть и жива, но старенькая совсем,
мы пришли помолиться, попросить за них!

— А они сами, почему за себя не молятся? К недугующим будет лучше «на дом»
священника пригласить! Я слышала, батюшка Михаил, каждый день в больнице всех
прихожанок посещает, исповедь да причастие им приносит, прямо с просфорой в руку
немощную благословение Божье кладёт. Вы сами, что в приходе сим делаете?
Какой тон задаёте прихожанам? Глядя на вас, что им может в голову втемяшиться?
— Ой! Мы не думали про это!

— Тогда, постойте, минуту уделите, не суетитесь, не бегайте от одного подсвечника
к другому, поплачьте со мной о Христе Спасе. Отцу Его Небесному будет приятно
видеть, что вы о Сыне Его не забываете. ОН тогда САМ вашим детям поможет,
это же обратная реакция, как вы этого не понимаете? Прости меня Господи! Аминь.

Везде надобно задавать тон, а в Храме Божьем и подавно!

* Х *
http://stihi.ru/2020/09/30/4974
«Успейте чувствами заполнить мир!»