Великий и могучий

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Мне жаль язык златого века
России.  Ведь другого нет.
Чарует он и манит светом
Поэзии тех прошлых лет.

Прошли года, десятилетия…
Читать мы стали между строк
В газетах “Правда” и “Известия” -
Так задавали нам всем урок.

Догадывались по несказанному
И по намёкам лишь идей.
Учились быть повсюду разными -
Что можно думать, что  - не смей

Пришёл свободы век обещанный
Для тех, кто пишет - нет преград.
И грязью пачкают бумагу белую
Площадной бранью, как все хотят.

Век “матовый” - свобода вольная,
Что на заборе - то и в эфир.
И между точек тех бранью полные
Ползут стихи в печальный мир.

А мы учёные читать кроссвордами
И между строк увидеть мысль
Читаем грязные, но не крамольные
Стихи без смысла, сплошной утиль.



СИЛА СЛОВА

Учили нас о силе слова,
О том, что говорим не зря.
Коль доводы у нас толковы,
Настанет новая заря.

Нам говорили - знания - сила!
Чем больше знаешь и умнее,
Тем убедителен и милый
Ты большему числу людей.

Чем дольше я живу, тем вижу,
Что сила - это сила есть.
Всё остальное, (не обижу)
Самообман и само-лесть.

Кто наверху - они умнее,
И видят дальше… Почему?
А потому, что ниже блеют
"Хвалу единому Ему!"



ОБМАНЧИВЫ СЛОВА ПОРОЙ

Слова обманчивы порой,
И покупаемся мы часто
Что смысл вещей совсем другой,
Чем именуют их напрасно.

Газета "Правда", например,
На лжи росла и богатела.
А "правосудие" - всех мер
К всесильным применить не смело.

Зовём "победой" - поражение,
А друга иногда - врагом.
И кибернетику - влечением
И лженаукой - впрямь дурдом.

Найдём причину, что мы правы
И оправдаем ложный шаг
То библией, а то приказом,
Иль запугаем всех подряд.

Слова всё стерпят и притрутся,
Поблекнет их великий смысл...
За "честь" и "совесть" уж не бьются,
"Любовь" не стоит и чернил.

Все чувства матом заменяют...
Я видел и в стихах подчас.
Слова стираются, но знают
Свой тайный смысл и ждут свой час.



МЫСЛЬ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ

Мысль можно выразить словами
Для чувств задача потрудней,
Вы вкус и запах описали бы ?
Искусство все ж порой сильней.

Рисунок, музыка, скульптура,
Актёр на сцене без труда -
И чувства впитаны с культурой
Что трудно словом иногда.

Стихи живут отдельной жизнью -
Слова сплетённые в строфу
Наделены особой силой
Доступной чувству и уму.

И тот кто вяжет рифмы, строки
Создаст собор или вокзал,
Ажурных облаков высоких
Или  плетень, чтоб век стоял.

Порой колодец мудрых мыслей,
Чтоб жажду утолить уму...
Иль лужицей - попробуй выпей,
Козлёнком станешь поутру.


КЛИЧ БИТВЫ

Перед атакой – водку? Вот мура!
Свое отпили мы еще в гражданку.
Поэтому мы не кричим «ура!»,
Со смертью мы играемся в молчанку.
               - В. Высоцкий

Атаки клич! Он не похож
На все привычные нам звуки.
Там страх на ярость перемножь
Животный крик глубинной муки.

Его кричали дикари
Всех континентов, всех окрасок
Чтобы своих узнать смогли
В бою, где всё в крови без масок.

Своих узнать и поддержать,
Страшить врагов своим безумием
И роль мог главную играть
Тот крик в ночи, тем кто проснулись

“Алала!” - древний клич эллинов,
Как дух войны и крик совы, (1)
В Афинах, в Спарте знали имя
И с ним фаланга шла “На вы”. (2)

Был клич евреев - "Ахарай!"
"За мной" - дословно на иврите.
Чтоб подбодрить своих - "Давай"
Там жизнь и смерть с тобой во свите.

“Бар-рр-ра” - как трубный крик слонов
Так легионы рвались в битвы.
Легионер всегда готов -
Рука и гладиус - едины (3)

С звериным рёвом шёл берсерк,  (4)
Был агрессивен до предела,
Его не брал огонь и медь
И крик его решал пол-дела.

Война другая, клич похож,
Присяга та же, слово в слово.
В Гражданку слышалось «Даёшь!»
У красных-белых снова, снова.

Под эти кличи шла братва
С штыком, клинком и автоматом
И их татарское «Ура!»
С татарским же сливалось матом.

«За веру!» с криком,«За царя!»,
«За Сталина!» до хрипа в глотке,
«За Родину!» - умрём не зря,
Шла на штыки за ротой рота.

Но штрафники не славили вождя,
И их молчание громом оглушало.
Там каждый жизнью торговал не зря
“До первой крови” - только лишь начало!


(1) Алала — дух войны в греческой мифологии

(2) От легендарного выражения князя Святослава Игоревича (955—972), который, по словам летописца Нестора, «посылаше къ странамъ глаголя: хочю на вы ити» (посылал в другие земли, говоря: хочу на вас идти).

(3) Гладиус - римский короткий меч

(4) Берсерки были воинами, посвятившими себя Одину – верховному богу скандинавов, к которому отправляются души героев, павших в бою. 



ИДУ НА ВЫ

Предупреждением атаки -
“Иду на вы” - такая весть,
Веление чести или враки?
В боях коварства ведь не счесть. (1)

Бой из засады, резня сонных,
В войне любой обман хорош!
Насилие женщин покорённых…
К чему ж бравада та на грош?

Возможно кодексом был чести,
Что не слыхали от князей.
А может быть с надеждой вместе,
Что откупится враг скорей.

Психологический приём
Без изнурительных походов -
Мол - “Кошелёк давай взаём,
Сейчас, без долгих разговоров”,

И часто было, что платили
И Византия и Белград.
“Иду на вы!” - легенды, были…
Стратеги так не говорят.

В игре “Гардэ!” - другая роль,
Уже атака совершилась -
Ферзь под угрозой и король
Решает жизнь чтобы пролилась.  (2)

Но даже в шахматах “Гардэ”
Не обязательно, поймите.
Нет уважения к тебе,
Когда подсказка - “Посмотрите!”

Предупреждение атаки
Мне не встречалось.  И не зря.
В войне ли, в уличной ли драке
Солдат подставишь и себя.


(1) Иду на вы - От легендарного выражения князя Святослава Игоревича (945—972), который, по словам летописца Нестора, «посылаше къ странамъ глаголя: хочю на вы ити» (посылал в другие земли, говоря: хочу на вас идти).

(2) Гардэ (фр. gardez «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гардэ» не обязательно).


ЛОЗУНГИ

Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества.
             Лозунг на Красной площади 27января 1924 г.

Я помню лозунги с трибун
В четыре слова и не больше,
Чтоб не мутить народный ум
И чтоб запомнилось на дольше.

Владеть толпой - наука есть,
Что демагогией зовётся.
Толпу зажечь, толпу увлечь -
Попроще слогу удаётся.

Так мысль свою, свою скрижаль
Несли пророки всех религий;
Так перед битвой речь держал
Сам Цезарь, Александр Великий.

Итак, "Да здравствует...", "Долой...",
"Доверья нет...", "Вся власть Советам"
Короткий лозунг и простой,
"Мы победим" и "Лучше нету..."

Ещё заметить поспешу,
Что лозунг действует недолго.
И часто, как и анашу
Его втирать бы в мозг народный.

Потом привыкнут все к нему
И притупится их внимание -
Здесь лучше к новому врагу
И с новой кличкой, с пониманием. 

Ничто не ново под луной
И снова лозунги, плакаты...
В четыре слова. И порой
Я вижу - сами виноваты...



ГИМНЫ

Восстановите гимн, и страна скажет: «Не надо зарплаты!»
            Владимир Жириновский

Всегда есть те, кто пишет гимны
Во все былые времена,
И для царя, и для Отчизны
Звучали славные слова.

Наверно были те, кто люду
Доходчиво все объяснял,
О том что было и что будет
В хорошем свете для царя

Наверно были те, кто верил
И все за правду принимал,
И жизнь свою с речами сверив
Он с ними жил и умирал.

Но были те, кто сомневался,
Читая часто между строк,
Кто истину найти старался,
Что в сводках он найти не мог.

Вот те всегда врагами были
Всех бюрократов и царей,
За правду каторгой платили
Своей семьи, своих детей. 

Но если волей провидения
Правдоискателям дать власть
И гимны им тогда напишут,
И толмачей найдется рать. 

Опять вернется время лести
И пропаганда и хвала,
И те, которые все вместе,
И те, которые не за...


ЯРЛЫКИ

У Авраама Линкольна была любимая загадка: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?».
Большинство слушателей говорили, что пять. Тогда Линкольн отвечал:
«Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа».

Мы клеим ярлыки охотно,
Дурак, невежда иль ханжа,
Но забываем беззаботно,
Что кличка часто не права. 

Не все, кто верят - лицемеры.
Не все, кто судит грех - ханжи.
Не все, но всё же есть примеры
Не в бровь, а в глаз оценены. 

Все те примеры - на экране.
Политики любых мастей,
Как проповедники в сутане,
Вещают мудрость для людей. 

Что можно нам, что не годится.
Что можно есть, а что нельзя.
Моральна речь.  Но не стыдится
То делать сам.  Ведь вы - не я. 

В них ханжество наивысшей пробы.
В них лицемерие само.
Политика любой основы
На ханжестве всегда росло. 

Припомним лозунги былые
И те, что слышим изо дня -
Как я желал бы, чтоб иные
Их применяли для себя. 



ДЕМАГОГИЯ

Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества.
           Антуан де Сент-Экзюпери

Известный есть контроль толпы
Он демагогией зовется
И есть приемы, вот они,
Чтоб распознать, если придется:

Все то, что говорит всегда
Все подается в виде факта,
Как будто это - "дважды-два",
Всё ровным голосом, всё с тактом.

Не делает простых усилий
То доказать, что говорит,
Пусть оппонент сломает крылья..
Весь смысл - загнать его в тупик.

Готов всегда сказать сурово:
"Не я сказал это, а вы",
А также: "Все же очень ловко
Ответа избежали вы”.

Для демагога факты - это
Размена мелкая монета,
С апломбом врёт он не моргая,
И доказать вам предлагает.

На довод, что не отвергаем
Он говорит: “Все это знают”,
Или с улыбкой - знай мол наших,
“Ну это мнение только ваше”.

У демагога нет морали,
Нет и стыда в обычном смысле,
Его хоть ”вором” обозвали,
Встряхнется, нос задернет выше.

Он оппонента ярлыками
Обклеит, правдой или ложью,
Как это нам знакомо с вами:
Ведь “Враг Народа”- ярлык тоже.

Теперь, уроки эти зная,
Не дайте на уши повесить
Себе лапшу, распознавая
Кто демагог, кто интересен.



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИМПОТЕНТАМ

Интеллектуальным импотентам
Зачем им логики законы,
Клеймить других обидным сленгом
Вот и дебатов всех каноны. 

Всегда так было, во всем мире
Врагу давалась кличка сразу -
И воевали только “Фрицы”
И воевали лишь “Иваны”.

Откуда в нас вся эта тяга
Покрыть вокруг нас сажей, матом,
Себя самих мы унижаем
Спускаясь ниже, чем приматы.

Я слышал “ватники” есть племя
И есть “бендеровцы” как раса.
Чем больше пьёшь (а пьёшь всё время),
Тем твой ярлык и будет краше.



В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ

Бывали споры у гигантов
И гениев давным давно -
Противника не крыли матом
Но унижали всё равно (1)

Пусть нехорошими словами
Припоминали каждый раз,
Но никогда слова о маме
Не вспоминали, как приказ.

Их обижала инквизиция,
Как Бруно или Галилей,
Давали им отравы выпить -
Сократа вспомнить не посмей.

Бывали их морили голодом -
Вавилов умер так в тюрьме.
Пытали их сибирским в холодом
А многих жизнь ушла в огне.

Все не-арийские коллеги
Оставили германский рай
В других краях могли их встретить,
И часто печи был тот край.

Академические сплетни
Съедят противника живьём.
Не гении такие. Верьте.
По ихним головам идём.


(1) Легенда - Лейбниц выбросил букву (t) из своей фамилии (Leibnitz) в знак протеста против определения времени (t) Ньютоном, как абсолютное, независимое и математически определенное.



ЭПИЛОГ

ВЕК МАТОВЫЙ

„Очень немногие люди в девятнадцатом веке предвидели,
что наступит двадцатый век.“          
              Станислав Ежи Лец польский поэт, философ XX века 1909 - 1966

Литературный век в России
Названием гордым наделён,
Век ренессанса “золотым" был
Ведь Пушкин, Гоголь были в нём.

Был век “железный”, как в угаре
И Достоевский, и Толстой.
Реакция была в ударе -
Победоносцев вёл их в бой.

О век “серебрянный” прекрасный,
Поэтов век и поэтесс.
Затем пришел период “красный” -
Поэтов крови слитой в лес. 

Потом был век воды стоячей -
Цензурой вымаранных строк.
Ну разве бардовская песня,
Для нас как воздуха глоток.

Но как сегодня век назвать нам?
Век демократии, свобод…
Когда всё можно, выражайся
Лишь так, как говорит народ.

Пиши, рифмуй. Про многоточия
И звездочки не позабудь,
Как фиговым листком прикроют
Поэта праведного путь. 

И правда, как сказать точнее,
Как чувства выразить свои?
Век "матовый" еще сильнее,
Когда положен на стихи.