Санкт-Петербургские наваждения. Главы 6 и 7

Ольга Васильевна Колесникова
  предыдущие главы http://stihi.ru/2020/10/24/7386

ГЛАВА 6  ОБОЛЬЩЕНИЯ  САДОВ

Так бывает нечасто – озаренье и весть…
Ирреальное счастье всё же там, а не здесь.
Вряд ли есть постоянство на краю пустоты,
Но лишь в этом пространстве обитают мечты.
О. В. Колесникова

6.1  ЛЕТНИЙ  САД   (О. В. Колесникова)

Аллеи тюльпанны, картинны,
из жестов и слов паутины,
а взгляды то томны, то тинны,
магичны, обманны, срединны.

Всё розовость здесь и зелёность,
тениста аллейная чёрность,
безмерна в саду упоённость,
невинность и неразрешённость.

Ночная волшебность и белость,
чарующа близость несмелость,
подробная лета незрелость,
о, заданность и неумелость.

Трактатны фигур силуэты,
ритмичны их форм многоцветы,
прелестны столистные светы
и трели, что птахами спеты.

Неспешно идём по аллеям,
всю новь ощущений лелеем,
возможно, расставшись с музеем,
откроем из снов галерею.

Вместив из фантазий полотна
в прозрачно-небесные окна,
под купол внесём мы полёт на
кометах зовущих, залётных.

Несбывное, тая, сверкает,
реалии вмиг затмевает,
и что-то тот, кто уповает,
находит и не забывает.

В аллеи, в аллеи, на круги
спешите, друзья и подруги,
иззябнув от каменной скуки,
согреем уставшие руки.

6.2  ЦАРСКОЕ  СЕЛО   (О. В. Колесникова)

Дождь дожидался у дворца,
дремал в жасминовом дурмане.
Он был похож на мудреца
в ажурном радужном тюрбане.

Плотин игрушечная стать
в прудах заросших отражалась.
Здесь время может запоздать,
но встреча в парке состоялась.

Журчал кувшиновый фонтан,
светились бронзовые плечи…
Прелестница, и им, и нам
ты стала лучшего предтечей.

Мы отражались в зеркалах,
тонули в царской позолоте.
Здесь бала музыка была,
теперь всё воск – стена полотен.

Стремителен слепящий свет,
деревьев влажных совершенство.
Мы пережили дождь, иль нет,
среди душистого блаженства?

Средь камероновых камней,
холодных бань и бюстов важных
Карета катится, коней
копыта цокают… Бумажных

Посланий сложены листы
в истлевших корешках сафьяна.
Кто нынче я, и здесь ли ты,
какие главы из романа

Мы сочинили под дождём,
в июньский вист сыгравшим лихо.
Кто нам помог? Куда плывём?
Сияет белое… Всё тихо.

6.3  ПАВЛОВСКИЙ  ПАРК
(О. В. Колесникова)
Это было похоже на осень и сон…
Мы в аллеях, размытых бродячим дождём.

Где следы от театра, моста и пруда,
Те, что нас увлекают в своё никуда.

Невесомый Вокзал и Фонтан, что снесён,
Воскрешают обвал знаменитых имён.

Здесь когда-то оркестр садовый звучал,
Эти арки манили в сияющий зал…

А из люстры иль лиры мерцающий свет
Освещал галереи, что были – и нет.

Книг старинных листы отпускаем в полёт,
Воссоздав из фантазий платформы оплот.

К первой, к ней, по прямой, через Тярлево шли
Поезда Петербурга средь русской земли…

Так не строили больше железных дорог,
Чтобы мчали на волю, в Курзал и в восторг.

А в кругу поворотном время крутит кино,
Заказные сюжеты о минувшем давно.

Это было не с нами или с нами без нас,
Запредельная память растревожит не раз.

Отгорело, отпели и скрипки и медь…
Декорациям парка нельзя не стареть.

Где вы, тени экрана, нот истлевших листы,
Средь мгновений обмана из мелодий мечты.

6.4  СЕСТРОРЕЦКИЙ  КУРОРТ
(О. В. Колесникова)
Рубли золотые звенели –
сверкали, казалось, везде,
Круги оставляя
на сестринской быстрой воде.

Преддверье рассвета,
средь тонких не зимних ветвей,
Мерцали сонеты,
которых не спел соловей.

В бескрайнем заливе
дремали последние льды,
В их блеске тонули
осколки холодной слюды.

На миг остановка –
наклон, поворот головы.
Из прошлого соткан
узор настоящей канвы.

Мы здесь побывали,
а там, всё что есть, навсегда,
На странном причале
готовы к отплытью суда.

Откосы и сосны –
вокруг никого ни души…
Теченье всё сносит,
коричневость пир свой вершит.

Изогнуты корни,
над ними не зелень, а дым,
Такой прошлогодний,
сегодня он нам, он двоим.

Вот-вот – и начнётся
блестящей листвы водопад.
Согревшись, проснётся бурлящий,
звенящий азарт.

Не летние лица – сверканье,
сиянье и блеск.
Хотите открытий –
по скользким иголкам и вверх.

Туда, из ненастья,
из хмурых сырых холодов,
Где видимость счастья
из всё прорицающих снов.

6.5  ЗЕЛЕНОГОРСК
(О. В. Колесникова)
Мы пели под дождём,
под сломанным зонтом.
Смеялись под дождём,
в безлужье шли потом.

Туда, где белый храм,
кресты и купола.
И расступалась мгла,
сирень ещё цвела.

И плыл листвы дурман,
пустынно зелен град.
Среди стволов дома
кирпичные стоят.

А дальше, дальше парк,
мерцающий залив.
Сейчас и навсегда
овеществлялся миф.

О том, чего здесь нет,
о том, что вместе ждём.
Ведь память – это след
не смытый всем дождём.

6.6  ОСЕНЬ В КВАДРАТЕ
(О. В. Колесникова)
А сегодня настала осень –
среди солнц беспощадного лета,
Среди яблок, упавших наземь,
и холодных мгновений рассвета.

В ощущеньях игры растворяясь,
в переходах из жёлтого света,
Я мерцаньем листвы наслаждаюсь
и не знаю, прошло ль моё лето.

Это лето волшебных скитаний
и престранных судьбы повторений,
Встреч нежданных, недолгих прощаний
и отпущенных в ночь озарений.

То медлительность страстного пенья,
беспокойная взрывчатость красок,
Бесконечность ритмичных рождений,
буйство тем и изменчивость масок,

Ощущений небесная тяжесть
и восторгов опасность, гремучесть.
Я хочу, чтобы осени сладость
стала песней из летних созвучий.

6.7  РЕПИНО.  ПОСТСКРИПТУМ
(О. В. Колесникова)
Пенаты, усадьба, дорожки,
под самое небо зелёные тёмные ели.
Беседка, источник, экскурсия – здесь
жил и творил Илья Ефимович Репин.

Пенаты и мы, как путники,
потерявшие свои отражения и тени.
Возникли здесь, лет тридцать спустя,
в какой-то совершенно забытой степени.

А вокруг те же старые дачи,
их хранят серенады деревянных оград.
Всё так же стоят загадочные,
но теперь всеми покинутые и заколоченные.

Теснит их великолепьем
современный стеклянно-бетонный ряд,
Дорогих домов просторных,
пустынных, отчуждённо прочных.

Лишь бухта ослепительна и
переливами света по-прежнему радует.
Как жаль, что золото пляжа
суетливо за годы затоптано.

Иглы остры и обворожительны,
а шишки, как падали, так и падают,
На мокрый песок, где в прибое
бесследно исчезают следы паломников.

Репино, мы идём к тебе,
ах, какие роскошные памяти просеки.
На них мы юные, стройные,
романтичные и тёмноволосые.

Что же слышим оттуда –
классическое многоголосие…
Но ответов, увы, как не было,
так и нет на заданные нами вопросы.

Так останемся здесь, постоим
у воды и неба на завораживающей грани,
Растворимся среди тропок, берёз
и сосен в этой прохладнейшей нирване,

Помолчим у изображений, оставленных
навсегда в идеальной смолистой раме,
И поймём, наконец, как всемогуща
заброшенность и почему она опять с нами.

6.8  ДЕБАРКАДЕР   (О. В. Колесникова)

А не пойти ли нам на дебаркадер,
И выпить спирта, хлебом заедая.
Нам лето бабье шепчет свои сказки,
Что жизнь была и, в общем, неплохая.

А не пойти ли нам на дебаркадер,
Всего, что есть, не много и не мало.
Мы навсегда у осени в объятьях…
Возможно, этого-то нам и не хватало.

А не пойти ли нам на дебаркадер,
Там золота и зелени обвалы,
Там шум воды, расцветшей фонарями,
Там песнь дождя, пронзая, зазвучала.

А не пойти ли нам на дебаркадер,
Мгновений краткость сердцем ощущая.
Мы странники, и этому мы рады…
В даль нас дорога манит, убегая.

А не пойти ли нам на дебаркадер,
Рискуя вдруг в былое окунуться.
Всё вспоминаем, друг на друга глядя,
Как хорошо, когда вокруг смеются.

А не пойти ли нам на дебаркадер,
Воспрянув духом, как в былые годы…
Мы ничего так просто не теряем,
Мы опьянели от сырой свободы.

А не пойти ли нам на дебаркадер…

ГЛАВА 7  МЕТАФИЗИКА И МЕТАМОРФОЗЫ

В этом мире странном мы почти не знаем.
Что же с нами станет – завтра не вчера.
Кажется реальность нам подчас обманом,
Предвкушаем что–то, но идёт игра.
О. В. Колесникова

7.1  МЕТАМОРФОЗЫ   (О. В. Колесникова)

Фантастический пейзаж:
берег – ну совсем как наш.
Дуб, как дуб, и цепь на нём,
котик ходит, он учён.

Сказки, песни сочиняет –
как, и где, да что бывает…
В море бочки снарядили,
кораблям винты спилили.

Голова, надувши щёки,
в парус цедит ветр далёкий.
А на берег вдруг не зря –
тридцать три богатыря.

Ну красавцы, ой лихие,
водолазы молодые…
Обрубили кислород им
в прозрачной глуби вод.

А русалки ну играть,
пену с искрами взбивать.
Удальцы свинтили шлемы –
кто мы, что мы, где мы, с кем мы?

Объяснений никаких,
сумасшедший ветер стих.
Враз опали паруса,
что за чудо-чудеса?

Берег это иль страна,
чем и как живёт она?
Что ни год там, что ни век –
выживает человек.

Глушь, безлюдье – вдруг дворцы,
там пируют молодцы…
Сколько можно пировать,
честь да меру надо знать!

А девицы – три девицы,
что мечтают во светлице,
В жёны метят все к Салтану,
к трону, к мёду да к дивану.

Воссияет ночь луной,
но не сказочен покой.
Непонятен и конец –
петушок, а не телец,

Золотой над всем сидит
да далёконько глядит.
Царь указы издаёт,
знать бы – кто по ним живёт?

И на что указы нам,
если вечно пуст карман?
Долго терпствует страна
от светла и до темна.

Много леших тут и там,
бабок-ёжек слышен гам.
Песни странные поют,
чем-то счастие куют.

То гадают, то колдуют,
не воюют – маршируют.
То природу покоряют,
то реформы затевают.

Строят строй, потом меняют,
кое-кто не успевает…
Всё, как в давние года,
или нет – всё как всегда!

7.2  МИХАИЛ  КОЛЕСНИКОВ
(О. В. Колесникова)
Механика своё взяла…
Исхожены круги земли.
Характер строг, как и дела,
А мысли и мечты несли –
И благостность и пик добра,
Летящим дням уж нет числа.

Ковал ты, круто разогрев,
Особой истины портрет.
Легко заданья выполнял,
Есть у тебя на всё ответ.
Спокойно выстроив маршрут,
Не возводя кумиров в ранг,
Искал лишь свой единый путь,
Корректно кинув бумеранг…
Освобожденья длись момент,
В судьбе своей ты – президент.

7.3  БОРИС  ПОЛОСКИН
(О. В. Колесникова)
Бунтарь,
Охотник, голова.
Речей и звонких песен лёт,
И верится твоим словам,
Стремителен ты в каждый год.

Певец,
Орлиный разворот,
Леса и горы полюбя,
Оставил многих за столом,
Свершенья штурма для тебя.
Крепки земные узелки,
Им свет да абрис очага,
Неизмеримый пой, греби,
твой точен глаз, верна рука

7.4  БАРДАРМЕЙСКАЯ   (О. В. Колесникова)
Александру Генкину
Зимний день, вчерашний сон,
кто-то там ещё влюблён.
кто-то бредит, кто-то пишет,
про приход весны не слышит.

Был не наш такой один
странно-мудрый Валентин,
но прошёл его черёд –
Саша диск свой издаёт.

Не один он там живёт,
он в компании поёт,
Бардармейцы ну лихие,
с переливом, удалые.

Под оваций перелёт
Ген-компания поёт,
рукоплещет зал буруня,
забывая скуку будней.

Норов бардов крут – не шар,
чем гасить в душе пожар?
ну а творческий экстаз –
это с нами аль без нас?

Есть порывы жуть благие,
но без песен никакие.
лишь гитара нам верна
до прозрачнейшего дна.

Повод есть бокал поднять,
диск ведь вам не ать иль ять,
мощность песни испытаем,
в рамках сцены обыграем.

А в антрактах будем жить,
да автографы дарить,
ай да Сашина рука –
всем нужна, для дам крепка!

7.5  МИХАИЛ ЗАВЬЯЛОВ  (О. В. Колесникова)

Медицина, даль, моря,
Истинно всё и не зря.
Хвалебных отзывов гора,
А в латке суп из топора.
Или будешь, или нет –
Лучше враз найти ответ.

Знаки истин и судьбы,
А на деле мир борьбы.
ВЬюги света и снегов,
Явственна гора томов.
Любишь принцип, так до дна,
Ось проблем всегда одна.
Вознеси её и будь!

P.S. Хирургия – тяжкий путь.

7.6  МИХАИЛ  ГАНТВАРГ   (О. В. Колесникова)

Меланхолическая нежность струн,
Идеальность во взмахе смычка.
Хаотичный испарился гул,
Азартны душа и рука!
И множатся темы, как лес,
Летящий на землю с небес.

Гармонии прошлых веков,
Аллюзии новых времён
Несут обольщения снов,
Творений, великих имён.
Возможно музыку объять,
Активно сжигая себя,
Роскошно играть и играть,
Грустить о заветном, любя.

7.7  НАМ  XXX  ЛЕТ   (О. В. Колесникова)
Валерию Суслову
Невдалеке от невских волн
ЦНИИ СМ стоит, как чёлн.
Растёт, мужает каждый год,
ведь у него заказчик – флот!

Там – якоря, тут – паруса…
морские всюду чудеса!
Маячат окна, светят ярко,
СМ, СМ – поёт флюгарка.

Стабилен мудрый коллектив
считает, чертит – всё в актив.
Позиционно процветает,
парк электронно оснащает.

С восьми работу на-гора,
барьер, вертушка – ну дела!
Всё наше – в качество труда,
единый ум – не ерунда!

Размерный ритм не просто так,
элизиум – он ведь в мечтах.
А в планах – вплыть всем в новый век,
есть парадиз СМ-ковчег!

Где евространно блещут залы,
идеями пестрят журналы.
Системность в деле не проста,
де-факто конкурент всегда.

О, океан технопроблем,
работать есть над чем нам всем.
Пока живёт Нева-река,
тут судоходство – на века!

7.8  ТАИРЛЕЙНОЕ   (О. В. Колесникова)
Валерию Таирову
Стоял художник у окошка,
а на него глядела кошка…
Художник ждал толпу друзей
на шестьдесят, на юбилей.

О чём же думал юбиляр,
года в морях, они все в дар:
Шторма и штиль, и якоря,
о, разноцветные моря!

Он вспоминает «Малахит»,
там ряд картин его висит.
Он там чертил, читал и пел,
всегда, везде он в гуще дел.

Ему сияет и «Рубин»,
он стал и там необходим.
А время точечно летит,
наш юбиляр в «Восток» спешит.

Ракета авторов несёт:
в ЛИТО виток, опять полёт.
Собранья, чтенья, ожиданья,
с судьбой извечные свиданья.

Наш автор странник и спортсмен,
его влекут и мяч и стенд.
А в прошлом Севера поля,
игра – и каждый раз с нуля.

Теперь он стал В. Вориат,
среди прозаиков-ребят.
Он иронично нам поёт,
как стая кошечек живёт.

Вот так у своего окошка
ему сказать могла бы кошка.
И с этой кошкой вместе я,
Вам «Гроссо – мяу» Юбиляр!

7.9  ЛАВКА  ПИСАТЕЛЕЙ   (О. В. Колесникова)

Ленинград лучезарен легендой,
Авангардные ассы активны,
Власть советов владеет Вселенной,
Коронованы классики книги!
Актуальны аккорды азартов.

Происходит пространственный поиск,
Ирреальны лишь искорки истин,
Совокупность стратегий всё сносит.
Абсолютны авансов активы,
Транспарантны тарифы теорий …
Ежедневно, всегда, ежечасно,
Лавка – лучик всего Лукоморья,
Есть при нём и Фонтанка, и Невски
Й, и Союзов писательских море!

Р.S. Скоро век Вам – достойнейший возраст.
Вновь рождаются истины в споре.


КОММЕНТАРИИ
Стихотворения «Увертюра–арютреву»,
«Фантазия на французскую тему», «Осенняя
соната», «Чио-чио-сан–48», «Воспоминание
о будущем», «Сильфида», «Кокетка» (Были
и небыли), «Тень», «Дебаркадер» были впервые опубликованы в авторском сборнике «Это
должно быть!» (ISBN5-86141-007-0),
издательство «Сирин», 1997 год.
Стихотворения «Интермеццо», «Времена
жизни», «Берега», «Черёмуховый фейерверк»,
Балкон», «Коломбина» (Странная осень),
«Монастырь души», «Летний сад», «Царское
село» (Июньский вист), «Сестрорецкий курорт» (Курорт), «Зеленогорск», «Павловский парк» (Павловск), «Осень в квадрате» были впервые опубликованы в авторском сборнике «Белые
миры» (ISBN5-8452-0168-3), издательство
«Лицей», 1998 год.
Стихотворения «Ноктюрн сирени», «Адажио
белой ночи», «Мелодия воды», «Санкт-Петербургские наваждения», «Ода новому году», «Городской романс», «Преображение», «Тайна», «Путешествие с Пилигримом», «Маскарад по-петербургски», «Казанова», «Собеседование»,
«Дни ночей», «Да здравствует несбывшееся!», «Таирлейное» были впервые опубликованы в альманахах «Рог Борея» литературного собрания «Соратники» за №№ 12, 15, 17, 18, 20,
выпущенных в 2001–2003 годах, главный редактор Александр Михайлов, издательство «БИП».
Стихотворения «Храм и сад», «Фонтанный
сон», «Круг странствий», «Иллюзорность» были впервые опубликованы в альманахе «Тебе Петербург» Всемирного клуба петербуржцев,
выпуск 7 за 2003 год, автор-составитель и
редактор альманаха Анатолий Башмаков, издательство «Аграф».
Стихотворения: «Петербургский гном»,
«Портрет», «Поединок поэта», «Звёзды погонь», «Метаморфозы», «Нам ХХХ лет» были впервые
опубликованы в многотиражке «Пролетарская
трибуна», главный редактор Галина Пинигина,
в 1999 – 2003 годах.
Эпиграфы к каждой главе нового
поэтического сборника взяты из стихотворений: «Встреча», «Белые миры», «К Натали»,
«Обманное лето», «Город», «Я пришла»,
«Странный мир», опубликованных в упомянутых выше книгах «Это должно быть!» и «Белые миры».
Цикл стихотворений «Обольщения садов»
впервые исполнялся на литературно-музыкальном
собрании, посвящённом юбилею «Общества
любителей Павловска», которое возглавляла
Елена Юрченко, в 2000 году.
Цикл стихотворений «Вероятность весны»
впервые исполнялся в рамках устного выпуска
альманаха «Автограф времени» Всемирного клуба петербуржцев в 2002 году.
Стихотворения из циклов «Белый шум зимы»
и «Обманное лето», а также стихотворения из
сборников «Это должно быть» и «Белые миры»
звучали в авторском исполнении на «Радио
России» в программах о нашем городе и горожанах, которые вели радиожурналисты Елена Морозова и Михаил Ершов в 1997–2006 годах.
Циклы стихотворений «Музыкальные
акценты» и «Мерцание осени», а также стихотворения из сборника «Белые миры»
были исполнены в Центре культурных программ Российской национальной библиотеки при
активном содействии ведущего сотрудника РНБ Елены Строгановой в 1998 – 2006 годах.
Интернет издание сборника стихотворений
«Санкт-Петербургские наваждения» подготовлено к публикации при активной помощи и содействии моей семьи: Михаила, Таисии, Екатерины и Елены
Колесниковых (художественное и техническое редактирование, компьютерный набор текста).
Бумажное издание сборника стихотворений
«Санкт-Петербургские наваждения» (ISBN5-98223-
031-6) вышло в свет в 2006 г. в издательстве «Знак»
г. Санкт-Петербург, за счет средств автора.
Контрольные экземпляры книг: «Это должно
быть!», «Белые миры» и «Санкт-Петербургские
наваждения» представлены в фондах Российской национальной библиотеки, в Городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского, а также в
районных библиотеках города.