Бёме

Янис Гриммс
I.
(№ 1 среди философствующих сапожников)

Бёме, сапожник, открыл
                Бытия величайшую тайну:
книгу одну прочитав,
                следом свою сочинил*.

Годы, с запретом писать,
                проведя под домашним арестом,
он по ночам выше звёзд 
                в спарке с Морфеем летал.

*«Mysterium magnum <Великая тайна>, или Комментарий на первую книгу Бытия».


II.
 (Бёме о бездне небытия)

Воображения плод, 
небытие это Dummkluft*,
бездна немыслимая,
несуществующая.

(Contra. – Возражая Бёме)

1.
Если название есть,
названное существует –
пусть как идея, как миф,
чистый от опыта троп.

2.
Чистое небытие –
сны человеков, а также
в нетях божественный сонм
Богу приснившихся снов.

3.
Мыслимое бытие,
то, чем живу я, мыслитель,
суть фантазийный фрагмент
чистого небытия.

4.
Небытие это миф
будущей жизни, post mortem.
Каждый творит его сам,
как абсолютный творец.

*Игра слов: от нем. dumm – глупый и Kluft – бездна.


III.
(Бёме о Боге, с иронией)

Бога желаешь узреть,
а заодно и погреться
подле него? Вот огонь –
только смотри не ожгись!


IV.
(Бёме на оселке единения лютеранства и православия.
Фрагмент хоккуады)

православные
считали Бёме своим
в теологии

единение
более чем странное
с лютеранином

всё равно что
упорного деиста
связать с теистом

не замечая
пропасти которая
их разделяет