Гость. Рассказ

Вера Батурова
О телесности ангелов и душ
Николай, блаженнейший епископ Кизический, сказал: "И я ... принес книгу святого отца нашего Иоанна, епископа Фессалоникского, и прошу прочитать ее".
Святой Собор сказал: "Пусть она будет прочитана".
... "Христианин сказал: что касается ангелов и архангелов, и других святых сил, высших их, - присовокуплю к этому и наши человеческие души, - то Кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными и невидимыми, как говорите это вы, язычники, но только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные ... И мы видим, что многие святые отцы наши держатся этого мнения ... Воистину бестелесно и неописуемо одно только божественное естество, а разумные творение не вполне бестелесны и невидимы, как божественное естество; поэтому они находятся в определенном месте и описуемы. Если же ты находишь выражения, где ангелы или демоны, или души называются бестелесными, то их называли так потому, что они не состоят из смешения четыре вещественных стихий и самые тела их не так грубы и непохожи на те, какими облечены мы. Действительно, сравнительно с нами они бестелесны; но ... не бестелесны вполне, как бестелесно божестенное естество. Итак, мы не грешим, живописно изображая ангелов ..."
Святейший патриарх Тарасий сказал: "... отец показал, что и ангелов следует изображать, потому что они описуемы и являлись многим в человеческом виде".
Святой Собор сказал: "Да, владыка!"
(7-й Вс. Собор, деяние 5-е).
*******************************
Гость./часть|.

Если даже вы не верите в чудеса, то вам всё равно будет интересно узнать до конца. Я из тех, кто обходит муравейник в лесу, не имея никакого желания ткнуть туда палкой. Не мстительна, но с трудом прощаю людей, иногда на это уходят годы. Свято верю, что Бог простит и мне мои грехи. Спасения не ищу в перемене места, но для искренней молитвы нужен настрой и духовная атмосфера. Очередным летним отпуском я отправилась в паломничество, поселившись в скиту рядом с монастырём. Скит необычный, с домовым храмом, в котором стоял алтарь, освящённый Нижегородским епископом. Обряд облачения алтаря, с заложением святых мощей, событие редкое по своей значимости и одновременно торжественное. На первый взгляд, убранство Храма казалось довольно консервативным. Общие тенденции формы и декора не бросались в глаза, тогда как в деталях наблюдалось поразительное разнообразие. Здесь не было чисто золотых предметов со вставками драгоценных камней, мозаик или фресок. Но стараниями устремлённых людей убранство икон стало частью единого праздничного ряда. Все эти образы прошли сложный путь, пока их не собрали вместе. Канон стоял на страже в разработке сюжетной линии и направлял творческую энергию иконописца. Я не могла найти одинаковых икон! Каждый образ неповторим, наполнен индивидуальной художественной красотой и стилем. Казалось, произведения имели что-то от первых дней творения. Словно они только что были Божиими и возникли из ребра. Заслуга священства, трудившегося в поте лица над оформлением алтарного пространства - это  единая художественная стилистика, красота и приложенная любовь.
При церкви проживали: не старый игумен и три монахини, большая часть жизни которых была прожита. Их святые имена знает Бог, а судьба заслуживает отдельного повествования, но уже мало влияет  на монашескую жизнь. Посещение общины стало возможным с благословения схиеромонаха Астраханской епархии отца Наума,в миру Григория Филиппова.Духовник по случаю болезни вышел за штат,осел в селе Дивеево,и в народе слыл прозорливцем. Мне предоставили уютную келью смежную с домовым храмом. Вход располагался под деревянным сводом софита, а дверь открывалась в большое пространство, где проходили почти каждодневные службы по Царскому Чину. В субботний вечер, из Москвы прибыл священник, для проведения совместного богуслужения с отцом настоятелем.Лет пятидесяти с красивым,открытым лицом.Его скромность едва сочеталась с осанкой ренессанса. Благородство образа подчёркивали почти полностью седые, ниспадающие волосы. Голубые глаза выделялись большими запятыми, выдавая усталость и безучастие к суетившимся вокруг него монахиням.Разговор поддерживал без энтузиазма,но излучал ум и доброту. Вынужденная дорога забрала много сил, и он явно хотел уединения.Наконец,коротко воздав благодарение,удалился в келью.
После вечернего чая, я двигалась на цыпочках по общему коридору, где ночью никогда не выключался свет.Пройдя мимо полдюжины комнат, добралась до ночлега,и вошла не закрывая дверь.Лето было жарким и лёгкий сквозняк спасал от духоты. Единственное окно за плотными однотонными шторами,оставалось открыто.Все производило впечатление мини театра,с маленькой сценой и сменой декораций,где благодарный зритель уже ждал появление первой звезды.Сразу легла,бросив привычный взгляд на прозрачную перегородку под потолком,в архитектуре называемой бычьим оком.Ниже висел старый, но хорошо сохранившийся образ Богородицы"Умиление"вышитый жемчугом, при этом форма камней была максимально естественной,природной.Освещённый коридор остался за дверью храма. Мерцание лампады подсвечивало помещение,напоминавшее музейный запасник,из-за хранящихся там церковных предметов.Но без следов ветхости и пыли, что говорило о их частом использовании.Священнические одежды разных цветов,были мастерски пошиты, а отдельные элементы вышивки восхищали утончённостью!Вся атрибутика располагалась в ряд, как подарочная акварель,украшая собой простую комнату.

Часть ||.
Закрыв утомлённые глаза и уже в полной темноте, я не оставляла  Иисусову молитву. Произношу на каждую бусинку по слову. Как бы медленно нанизываю слова. В тишине слышу биение своего сердца, оно сознаёт слова молитвы и начинает сопереживать. Господи, Иисусе Христе,вдох. Помилуй мя, выдох, по времени как вдох."Ум познаёт, а сердце сознаёт." Постепенно ум соединяется с сердцем и Именем Божиим, в котором таинственно Сам Господь пребывает по великой Своей милости. Наступила ночная тишина, постепенно погружая в сон. Но вдруг, сквозь закрытые глаза проступил свет и послышалось   движение в храме. Похоже, кто-то встал на молитву и включил верхнее освещение. Сразу пожалела, что не закрыла плотно дверь, ведь это обстоятельство теперь нарушало мой покой, и возможно привлекло насекомых. В то же время, возростала настороженность ощущений: слух и зрение стали острее, память - фотографичнее. Невольно моему взору предстало удивительное. Перед аналоем, со свечой в руке, почти растворяясь в полумраке, на молитве воздыхал седой священник.
Белая кисть рассекала пространство, отчётливо рисуя в темноте крестное знамение. А рядом, другая фигура, которая сразу тронула аскетичным видом.
Невысокая, стройная, во всём белом. Плотная изнутри и заметно эфирная, полупрозрачная снаружи. Она светилась отражённым светом. Тонкие узкие крылья были сложены за спиной, симметрично и чётко поднимаясь над линией плеч. Неподвижный профиль, со слегка опущенной головой, обрамляли тяжёлые густые волосы. Средней  длины локоны соломенного цвета, - по плотности походили на  матовое золото и обрывались в конце. Они спускались каскадами прямых и выразительных линий, находящих одна на другую. В центре Храма, в шаге от молящегося, стоял Ангел, диссонируя с иконами, как будто сошедший с живописного полотна художника Эль Греко,-
последнего немеркнущего гения  византийского наследия. Двое воспринимались как одно целое. Это было предстояние человека, славословие бескорыстной ангельской молитвой. Тайна, в которую вошли оба, молясь Богу. В этом действии проявлялась непостижимая сила благодати. Свидетельство не природного явления, особенный случай. Душа моя, в этот момент, не испытывала чувства опасности. Созерцая, я не пыталась мыслить логически, а просто приняла,- как чудо. Видение продолжалось мгновение, ровно столько, чтобы оставить тёплый след в душе, навсегда запечатлевшись в сознании.

Часть |||.
Закончилась утренняя благодатная служба.Поздний завтрак передавал эстафету обеду. Наступило время отдыха, связанное с каждодневным посещением источников. Летний зной согревал мир- нетварную церковь Божию.Вереница пеших паломников  устремилась к спасительной воде.
Сюда я пришла с пожилой Аннушкой,доживавшей свои дни и поведением походившей на дитя.
Она давно не окуналась, а лишь понемножку пила родниковую воду. Неизменно сидя на одном и том же месте- рубленной скамейке у стены купальни, под иконой Серафима Саровского. Бог сподобил её монашества в конце жизни,когда она уже не вставала. Заходивших в келью,иногда видела в свете.Только те, кто причастен к святости, признают святых и никто другой.Так,после очередного посетителя могла сказать ...Христос сейчас был здесь.
  На обратном пути я поравнялась с таинственным гостем.Сама природа располагала к умиротворённому разговору. Слушателем оказалась красавица ива, одиноко грустившая на высоком берегу. Косы серебристых  ветвей спускались до самой земли напоминая этим таинственное дерево Эйва.Множество ключей тянулось к изгибу реки, который подчёркивал белый пояс из цветущего  картофеля. Всё вокруг дышало благодатной влагой.
   После радостного обмена впечатлениями от воскресной службы, священник открыл мне вехи своей биографии.За его плечами оказалось семь лет учёбы в духовном вузе и служба в элитном спецназе.Становление малой церкви выпало на трудные девяностые,но он смог создать православную семью.У них с матушкой родилось три сына. Оба события, женитьба  в 1985 году,а затем и хиротония,но спустя годы,состоялись в один день- 17 сентября. До священства, много сил и времени были отданы личной подготовке спортсменов для чемпионатов по стилю дзёсинмон карате.Уже тогда проявился его талант! Дар наставника, который своим примером боевого духа,вдохновлял достойных на победу. Были реальные чемпионы мира по "полицейским играм" и по выше названному стилю. Личность отца Дмитрия, являясь живым отражением части истории России, вызвала уважение и желание узнать больше.
   Всё познаётся в сравнении.Святитель Киприан Карфагенский принял священство в 53 года, а Амвросий Медиоланский за неделю прошёл все стадии становления, когда народ кричал...Амвросия в епископы!
Передо мной был муж, вобравший и сумевший сохранить в себе главное- дар видеть свои грехи и ходить пред Богом на гране отчаяния. Неоднократное
благословение на хиротонию, от известных духовных лиц, было получено ещё в молодые годы!  Архимандрит и духовник Троице Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), прошедший всю войну, сказал дословно:"принимай, но не торопись". Бог говорил событиями жизни, и то, что хиротония состоялась в год кончины отца Кирилла, стало знаком и исполнением благословения. Хочется обратиться к воскресной проповеди самого старца, где он говорил о силе Божия благословения....Кто начинает дело с благословения Божия, тот, конечно, на свои силы не надеется,но ищет покровительства высшего, потому и самого себя, и свое дело предает во власть Божию, что и служит верным залогом его успеха. Что может служить препятствием и остановкой для начатого с благословения Божия? Все враждебное перед силою благословения Божия рассеется, как прах,возметаемый ветром, или как дым перед лицом огня. И напротив: как сомнителен бывает успех в деле, если оно остается только в одних наших руках, без высшего охранения и направления! Сколько бывает случайностей, могущих остановить или испортить наше дело, случайностей, которых предотвратить мы не в силах!Сколько происходит ошибок от собственной нашей недальновидности, сколько препятствий и затруднений встречается от людей и от других причин, от нас не зависящих!Поэтому,естественно,необходимо бывает искать благословения Божия,помощи и покровительства свыше."
 А впереди были военные операции в которых оберегал Бог по молитвам монаха! В повествовании иногда приходится опустить судьбоносные детали в пользу главного. Прошли годы. Экуменисты бесстрашно расчехлили флаги воинствующего безбожия! Вот и наступило время, когда пророческие слова старца, о неизбежной отсрочке, стали понятны тодько в наши дни. Христос призвал воина, в лице отца Дмитрия для служения Его Церкви. В нём был характер подражания, низвержение страстей и лжеучения.Плоды его дел и труда видели люди, понимая, что всё не заканчивается одной земной жизнью и плакали на его проповедях. По воле свыше,рукоположен двумя митрополитами, каждый из которых был моложе его по возрасту.Интеллектуал,имеющий дар слова, отчасти благодаря своей исключительной памяти, отчасти православному духу.Описание которого я доверю святителю Игнатию Брянчанинову.Дабы меня не обвенили как не отличавшим утонченного сладострастия от Божественной благодати."Есть состояние духа,необыкновенно возвышенное,  вполне духовное, а с ним и сердца останавливаются в недоумении пред своим невещественным видением. Человек в восторге молчит всем своим существом.И молчание его превыше и разумнее всякого слова. И высоко парят чистые и святые умы, и предстоят Престолу Божества и видят славу и закрывают лица.В такое состояние приходили иногда и Великие угодники Божии во время своего земного странствования.Оно служило для них предвкушением будущего блаженства,в которых они будут участвовать вместе с Ангелами. Они передали о нём сколько было возможно, всему христианству, назвав такое состояние состоянием удивления, ужаса,исступления.Это состояние высшего благоговения, соединённого со страхом; оно производится живым явлением величия Божия и останавливает все движения ума."
Свидетельство это ценно и полезно для назидания и укрепления  верующих. Господь говорит в Святом Евангелии:"Грядущего ко Мне не изжену вон". Люди созданы по Образу, но Подобие каждый стяжает сам. Как нет одинаково написанных икон, так нет человеческих копий - каждый образ индивидуален, наполнен собственной красотой, каждый имеет душу призывая её к совершенству, любви и вере.И прикладывает усилие Ангел, чтобы поднять её на Небо! Ведь душа - дыхание Божие и должна быть с Отцом. К счастью,
время от времени,людям открывается духовный мир.Где Ангелы не поют для себя, комфортно выплёскивая мысли, а человеческая душа не может быть симулятором.
   Красота, по меткому выражению, находится главным образом в глазу смотрящего.Холодный вечер наблюдал,как тонет день,отчаянно хватаясь за  острова белых облаков. Вспыхнул закат, с упоением разукрашивая небо в оттенки красного киселя, что дарило надежду на тёплый грядущий день.Ещё немного времени и всё вокруг застынет в непроглядном мраке напоминающем чрево кита.Наступало время ночной молитвы,когда струи православного духа устремляются ввысь.Это большие и малые столпы благодатного света, соединяющие многочисленными мостами Землю с Небом.Энергия огня постоянна,благодаря святильникам,до краёв наполненных божественным елеем.Удивительные явления происходили всегда.Так Бог,через них,являет видимым образом своё присутствие,силу и бесконечную Любовь.
Пролетел отпуск.Я с грустью покидала четвёртый-последний удел Богородицы.Такова жизнь; она не имеет удовольствий постоянных,ни скорбей продолжительных.Не тебе принадлежит дорога,но и настоящее также не твое.

              Конец. 

Фото из личного архива автора.