Эристика, Софизм, Диалектика, Диалоги

Оскар Хуторянский
Не люблю разговоров специалистов.
Но еще больше – разговоров неспециалистов.
        - Ежи Лец

ЭРИСТИКА

Задача этой науки состоит в том, чтобы учить, как следует защищать собственные суждения и как опровергать суждения противника.
          Артур Шопенгауэр

Искусство спорить, убеждать
“Эристики” название носит.
Но от “софизма”, надо знать
Отличие есть, коль кто-то спросит.  (1)

Эристика даст инструмент
Для убеждений выражения.
Не покривить душой, нет-нет,
А правоте дать отражение.

Как сохранять спокойный тон,
Логично строить аргументы,
И показать, что - пустозвон
Кто против вас есть оппонентом.

Родилась в форме диалога
В древнейших Греции веках.
Всё под влиянием Протагора,
Кто в спорах был большой мастак.

Считали греки - каждый случай
Имеет обе стороны.
И, чтоб понять его получше,
Диалектически смотри..

На спор выносят два суждения
И каждый верит - прав лишь он.
Теперь зависит от умения,
А здесь эристики закон.

Без мата, крика, оскорблений
Вести логично по пути
От аксиомы к теореме,
Чтоб убедились и враги.

Сократ был мастер в этом деле -
Простой он задавал вопрос,
Чтобы ответить все сумели…
Потом и следовал “разнос”.

Он на вопросах и ответах
Ломал основу аргумента.
Всё делал вежливо, без смеха,
Не унижая оппонента.

В вопросе каждом мысль была,
Что требовала мысль в ответе.
Дискуссия там без эмоций шла,
И не нуждалась в комплименте.

Теперь мы знаем объяснение
Эристика, её значения.
Она забыта. И есть мнение
Что сила больше в применении.


(1) Эристика - — искусство спора, диспута и полемики. Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте.


СОФИЗМ

„О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения.“
                —  Протагор

Софизм - искусство красноречия
С единой целью - убедить!
Там есть приемы. Сквозь столетия
Ткалась их паутины нить. 

Предмет не важен, как и тема.
Не важно правда или ложь.
А важно с ловкостью умело
Как довод свой ты повернёшь.

Всегда там в логике пробои,
Но маскирует их софист
И покрывает пеленою
Слов кружевом запутав смысл.

Идея в том, что аргумент
Хоть слабый - сделать самым лучшим
И отстоять его.  Момент
Есть для всего.  Ловите случай.

Терминология - один:
У слов всегда значений много.
Их выбрать - ты и господин,
Для аргумента есть дорога. 

Следи за ударении слов,
От них значение зависит.
Подправь чуть-чуть и ты готов
К тому, что оппонент не мыслит. 

Ищи метафоры вокруг,
Что подтверждают твоё мнение
И аллегорий узкий круг,
Чтоб вызвать у других сомнения.

Включай в дебаты тот вопрос,
Что доказательств не имеет..
Противнику ударом в нос -
Ответ найти он не сумеет. 

Оценку дай его речам
Но выводов своих контракт.
Пусть отрицает их он сам
Тебе сказать лишь их как факт.

Что исказить, что упустить,
Что приукрасить и добавить.
Софисту можно всё простить -
Задачу победить ведь ставит.

Загнать противника в тупик,
Стыда, эмоций зальёт краска
И будь он юный иль старик,
Утонет разум в топи вязкой.

И чем уверенней твой тон,
Чем больше фактов новых, старых...
Тем больше верят, что «мол он
Всё знает и наверно правый».

Искусство древнее - софизм,
Словами замутить сознание
И сквозь забор словесных призм
Вас убедить - его призвание. 

Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

Широко известна работа Аристотеля «О софистических опровержениях», которую некоторые исследователи рассматривают как заключительную (девятую) главу «Топики». В ней он определяет софистику как мнимую мудрость, а не действительную. Софист для него — это тот, кто ищет корысти от мнимой мудрости. Для софистов, по словам Аристотеля, важно скорее казаться исполняющим дело мудрого, чем действительно исполнять его.



ПРОТАГОР (486 до. н. э.- 411 до. н. э.)

“Человек есть мера всех вещей”               
          Протагор   (1)

Софист древнейший и мудрейший   (2)
Был Демокрита ученик.           (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.

Он жил во времена Перила,       (4)
Вот это значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.

Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.

Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал и дань отдал.        (5)

Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…

Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.

Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.

(1) Протагор  (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.  Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия.
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ.

(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.





ДИАЛЕКТИКА

Древнейший греческий философ -
Он диалектику “открыл”,
Возможно слушал Пифагора,
Но сам мыслитель тоже был.  (1)

Законы дальше создал Гегель,
Да, тот, кто Маркса возбудил.
И философский тонкий стебель
Основой логики прослыл.

Законом первым он поставил   
Единство самых разных сил
И их борьбу одним из правил,
Он в этом истину родил.

Закон второй - что не напрасны
Усилия, что иногда
Количество меняет краску
И станет качеством тогда.

И третий - это отрицание
На отрицание само,
Порой само откроет грани
Природы сложной естество.  (2)

Он говорил - “огонь причина”
Начала мира и земли…
Теперь мы знаем - так и было,
Вселенную ведь взрыв родил.

Его известны изречения:
Что “всё течёт, изменено всё”,
“Всё, что различно - есть едино,
Отдельно не живёт ничто”.

Здоровья нету без болезней,
Без правды не бывает лжи,
Есть ночь, но знаем день мы, а
Морозу -жар, молчанию - крик.

Что относительна природа -
Вода для рыб, мы там умрем.
Что хорошо бывает с виду,
У ближе подойдёшь - не то.

Сократ слыхал о нем беспечно,
Платон о нем даже писал...
Философ мрачный был конечно
Для тех, кто хоть немного знал.

Был на заре он философии,
Был одинок - болел, страдал...
А умер так, что стыдно вспомнить
Хоть много, много лет назад. 



(1) Гераклит Эфесский  (544—483 гг. до н. э.)
Он говорил об единстве и борьбе противоположностей.
Понятие впервые появилось у Аристотеля, а законы сформулированы Гегелем.
(2) Законы диалектики по Гегелю:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Переход количества в качество
3. Отрицание отрицания



СОКРАТ

Невелико дело сказать "я знаю, что ничего не знаю", а вот написать об этом и получить гонорар...
                Л. Шебаршин. 

"Я знаю лишь, что я не знаю"
Так говорил Сократ всем просто,
И говорил то приставая
К Афин всем гражданам с вопросом. 

Вопросы разные - о жизни,
О справедливости, о смерти...
Платон его тогда послушал
И в "Диалогах" сделал вечным. 

Бывали случаи в истории
Когда философы вещали
Полны идеями, как море...
Для нас ничто не написали.  

Таков Сократ был и Иисус,
А также Будда, как ни странно. 
Ученики, впитав из уст,
Их мысли разнесли по странам. 

Все что мы знаем о Сократе -
Мы знаем только из Платона,
Еще из греческих комедий
Где был осмеян был до стона...

Да, не ошиблись в те века
Тогда дельфийские пророки,
Признав Сократа без труда
Умнейшим греком той эпохи.  

Сократ себя познать хотел,
Проникнуть в суть вещей старался. 
Печален был его удел -
Он принял яд.  Вопрос остался.  




ДИАЛОГИ ПЛАТОНА

То, что зовётся “диалогом”,
Мы очень редко слышим в жизни.
Он в философии - дорога
Для логикой рождённой мысли.

Хоть появились до Платона
(Индусы знали и шумеры),
Взял для учения за основу,
Его контрасты и примеры,

Из “Диалогов” мы лишь знаем
Сократа мудрого беседы,
Он там герой и узнаваем
По смыслу, глубиной без меры.

Сократ, открытый для насмешек
И поведением и видом,
Хоть был “ферзём" средь прочих “пешек”,
Не отвечал на них обидой.

Его оружие - вопросы,
Ведущие к заветной цели -
В них и ущелья, и откосы,
И рифы, также, как и мели.

Вопросы ставил однозначно,
На них лишь “да” иль “нет” ответом -
Вот вам “ущелье”, где прозрачно
Ведёт одна дорога к свету.

Затем даётся вывод краткий,
Сравнение с жизнью всем известной
И в логике на почве шаткой
Противник на “утёсе” тесном.

Словами мОщена дорога,
А логика ведёт к решению!
Не встретишь в жизни диалога,
И глубины, и уважения. 

С экрана лезут балаболки,
Своей идеей только сыты.
Закрыт их ум для диалога,
И результат - тупик закрытый.


Диалоги Платона — сочинения древнегреческого афинского философа Платона (428/427 до н. э. — 348/347 до н. э.) в форме диалогов между различными историческими и вымышленными персонажами (List of speakers in Plato's dialogues).  Представляют собой значительную часть всех платоновских сочинений — так называемого «платоновского корпуса» (лат. Corpus Platonicum)