Димитриевская родительская суббота

Татьяна Сорогина
Сорогин Геннадий Павлович,заслуженный художник России (1930-2004) «За Землю Русскую! Сбор войск Дмитрия Донского на Куликовом поле». 1983 г.

(Ведомости Оренбургской митрополии , иерей Вадим Татусь
Дмитриус.ру Дмитриевский мужской монастырь г.Оренбурга
01.11.2019)

Ведомости Оренбургской митрополии , иерей Вадим Татусь
В 2019 году Димитриевская суббота приходится на 2 ноября. Русская Православная Церковь в этот день молитвенно вспоминает всех воинов, погибших за веру и Отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную. Предлагаем читателям познакомиться с историей появления и богослужебного становления этого поминального дня.


Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа своей братии двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но в тысячи православных семей пришла горечь утрат, и этот родительский день стал на Руси по сути всеобщим днем поминовения. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех вообще своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.



В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.



В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-ой половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 отктября содержится следующая запись 2-ой половины XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех».

В XVII в. Димитриевская родительская суббота, по всей вероятности еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ Троиц. № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской субботы благоверным князем Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71), но и в этих словах родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилось только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитриевской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»). В стихе описывается видение благоверного князя Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Таким образом, даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А.Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В XIX в. мнение о связи Димитриевской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 г. был издан императорский указ (ЦВед. 1904. №6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.



Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе. Все это – дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.