Мигранты-мужчины - какие стратегии они выбирают

Оксана Задумина
Начало, часть 1. Эмиграция – о чём они не знали перед отъездом http://stihi.ru/2020/11/10/4258

Уже девять лет я живу в Германии. Первое время мне казалось, что я здесь временно и продолжала держаться по инерции за прежнюю работу, проживая фактически на две страны. Помню, спустя пару месяцев после переезда в Мюнхен, я написала это стихотворение: http://stihi.ru/2012/03/06/863

Не боюсь уже ходить одна,
Страха нет в подземках заблудиться,
Подбираю нужные слова,
Иногда знакомых вижу лица…

По утрам системой лёгкий бег,
Вечерами – лёд большой, прогулки,
Дом, где мы живём, отметил век,
Стариною дышат переулки…

Постоянный есть абонемент
Для бассейна и для финской бани,
Связь доступна, я ловлю момент
И звоню то дочери, то маме.

Из покупок – мой велосипед
И ещё удобные кроссовки,
Не стремлюсь достичь больших побед,
В стороне все модные тусовки…

Проникаю в здешнюю среду,
Антураж меняю радикально,
Карта-схема в сумочке, иду
В неизвестность – план зато детальный.

Как преподавателю мне надо было не только выполнять учебную нагрузку, но и отчитываться о научной работе. В прежние годы я занималась исследованием гендерных проблем, поэтому своё новое исследование решила выполнять в том же ракурсе. Меня интересовало: НАСКОЛЬКО БЛАГОПОЛУЧНО СУМЕЛИ ГРАЖДАНЕ БЫВШЕГО СССР АДАПТИРОВАТЬСЯ В ГЕРМАНИИ? СКАЗАЛИСЬ ЛИ ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ НА СКОРОСТИ АДАПТАЦИИ? КАК ПОВЛИЯЛ ПОЛ МИГРАНТА НА ЕГО УСПЕХИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ РАБОТЫ?

Часть 2.
Исследование показало, что МУЖЧИНЫ стратегию ИНТЕГРАЦИИ используют несколько реже, чем женщины (47,8% мужчин и 54,5% женщин).

Стратегия СЕПАРАЦИИ, хотя является неудачной, зачастую видится мужчинам единственно возможной. Чувствуя по отношению к себе этническую неприязнь, мужчины создают анклавы по национальному признаку в иммигрантских сообществах и ведут себя более отстранённо, чем женщины. Пользуются стратегией сепарации 30,4% мужчин и 23,6% женщин.

Стратегия МАРГИНАЛИЗАЦИИ является вынужденной и встречается у мигрантов в случае, когда связи прошлой жизни утрачены, а новые не возникли (мужчины – 15,2%; женщины – 3,6%). Обычно в такую ловушку попадают поздние переселенцы, которые, вернувшись на историческую родину, остались «русаками». Они испытывают длительную фрустрацию от того, что их ожидания не совпали с реалиями. Алкоголизм и психические расстройства сопутствуют этому состоянию.

Иногда данную стратегию «выбирают» еврейские переселенцы, которые не смогли в Германии профессионально реализоваться. Но религиозная община, контакты с диаспорой помогают им покинуть эту нишу и перейти к иной стратегии. Как пишет Олаф Глёкнер, «евреи весьма избирательно относятся к поиску работы, дольше, чем немецкие переселенцы, остаются без работы и, в конечном итоге, находят более престижную и хорошо оплачиваемую работу».

Стратегию АССИМИЛЯЦИИ мужчины избирают редко (6,5% мужчин и 18,2% женщин). Они вступают в брак, как правило, с соотечественницами, и даже если женятся на немках, то «учат их варить борщ». Мужчины не желают приспосабливаться – в этом стратегии женщин и мужчин существенно отличаются.

Адекватность ожиданий мигрантов от жизни в новой среде прямо влияет на их адаптацию. Чем хуже было на родине, тем более комфортно чувствуют себя мигранты на новом месте. Неудачи, связанные с завышенным порогом ожиданий, приводят к возвращению в страну исхода. Вот отрывок из письма женщины, выезжавшей в Германию по программе поздних переселенцев всей семьёй: бабушка, дедушка, папа, мама, ребёнок.

"Напишу вкратце о нас: мы вернулись домой, в Россию. Честно говоря, решение принималось долго и тяжело. Но к сентябрю нужно было определиться, где дальше учиться ребёнку. Муж вернулся на прежнее место работы, сынульку удалось устроить в свой класс, в свою школу, я считаю, что всё это просто чудо после последних совершенно никчёмных полутора лет нашего существования в Германии. Может быть, в чем-то я не права, но кроме хорошей экологии и богатой природы Баварии, ничего хорошего не вспоминается"(Марина, 43).

Поздние переселенцы первого поколения редко превращаются в полноценных членов немецкого общества. Недостаточный уровень владения немецким языком не позволяет им получить образование, обрывочные сведения о принимающей стране приводят к разочарованию. По мнению опрошенных не для всех мигрантов Германия может стать райским местом.

"Люди, приехавшие в Германию с твердой задачей найти здесь свою потерянную несколько столетий назад родину, добиваются успехов и немалых, т.к. Германия – это страна открытых возможностей. Если человек ставит цель и твердо шаг за шагом идет к ней – то он достигает всего. Если он надеется исключительно на льготы и помощь со стороны государства, мало заботясь о своем личностном и профессиональном росте, то результаты – очень и очень скромные. При этом люди данного "сорта" естественно пытаются оправдать свои неудачи и начинают, конечно же, не с себя. И тогда у них все виноваты: и неправильная система детских садов, и плохие школы, и глупые беамторы в различных ведомствах, и законы слишком строгие, и медицина никуда, и пособия слишком малые, и начальник дурак, и вообще немцы – идиоты"(Алла, 45).

Подводя итог вышесказанному, подчеркнём, что женщины демонстрируют достаточную гибкость и готовность действовать в соответствии с новыми ситуационными требованиями, они скорее идут по пути компромиссов, а значит, выбирают удачные с точки зрения адаптации стратегии – интеграции и ассимиляции. В то время как мужчины оказываются не способными к отказу от уже сформированных потребностей и привычных способов их удовлетворения, а поэтому менее приспособляемыми.

В следующей части работы мы рассмотрим причины такого поведения, укажем на специфическую разницу между мотивацией женщин и мужчин.

Продолжение: "Причины переезда и установки в сфере занятости" http://stihi.ru/2020/11/12/8495.
Читайте, если пропустили: Как я искала работу в Германии или несостоявшаяся эскортница http://stihi.ru/2019/09/23/7201