По конкурсу - Белый стих

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/10/15/4108 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/11/20/4037 - Итоги конкурса

На конкурс "Белый стих" было представлено 31 произведение. Эта форма в наше время считается редкой - в современной европейской поэзии стихи разделяются  рифмой. Большинство стихов, которые мы читаем, это рифмованные произведения. В древности было не так: античная поэзия еще не знала рифм, а когда в эпоху Возрождения стали создаваться жанры, подражающие античным, то в них начал использоваться нерифмованный (или белый) стих. Белым стихом написаны многие сказания и русские былины, а также  авторские стилизации под них.

 Здесь термин "стилизация" - ключевое слово: когда мы принимаем решение написать что-то белым стихом, то чаще всего это связано с желанием  сделать стилизацию какой-то формы, которая при написании ее без рифм, отмечающих концы стихов, создаст ОЩУЩЕНИЕ определенной эпохи, времени, места. Таким образом, белый стих помогает автору создавать художественный образ времени или помогает раскрывать тему стихов.

Просто так, без особой надобности отказываться от использования рифм, на мой взгляд, неразумно. Рифма формируют мелодию стихов, делает стихи не только  текстом, но и музыкой слов, дает поэтическому произведению авторскую визитную карточку, показывая умение поэта подобрать точное и адекватное слово для поддержания рифм. Писать стихи без рифм, когда можно с рифмами, это то же самое, что есть руками, когда рядом лежит ложка, а если уж мы все равно зачем-то "едим руками", то значит для этого есть весомая причина: либо этого требует какая-та особенность содержания, либо мы делаем стилизацию ушедшей формы.

Все прочие идеи писать без рифм обычно работают не в нашу пользу: стихи,  беспричинно не срифмованные или срифмованные местами (что не лучше) почти всегда создают в читателе интуитивное ощущение их недоработки - то ли неумения, то ли лени автора. Содержание их может нам нравиться, язык их может быть поэтичен, богат и красив, но... будь они  с рифмами - было бы еще лучше! А если автор к тому же не только от рифм без весомого повода отказался, но и заодно от правил записи теста в русском языке (лепит текст без деления на предложения и без заглавных букв в их начале, без запятых и без точек, не говоря уже об отсутствии других знаков препинания), то лично мне (про других не знаю!) от этого плакать хочется. Если такого автора, часто способного как великолепно сочинять, так  и грамотно записывать, спросить, чего же такого хорошего он добился  этими отказами от доступных и установленных средств и норм, то он едва ли сможет что-нибудь внятно и убедительно объяснить. Разве что: "я решил попробовать и этот вид стиха" или "таково было конкурсное задание". Но это - детский лепет. Настоящие стихи - это совсем не то, что нам спущено по заданию или то, что написано игры ради, это - дар свыше, который нам грешно использовать для мелкого и суетного.

Поскольку я не люблю белых стихов, то судить этот конкурс помогла мне команда судей, которая (возможно даже чисто интуитивно) смогла из множества хороших стихов отобрать в качестве самых лучших именно те, где отсутствие рифм было либо НАСУЩНЫМ (стилизация) либо оправданным особенностью содержания (например, имитацией речи ребенка). Просто одно только неиспользование рифм никакие стихи  не сделают лучше тех, что такие же по качеству, но срифмованные.

Еще одна проблема отбора стихов в шорт лист (ох, и люблю я своим членам жюри разные проблемы создавать! Как только они меня терпят, бедные!) - это указанное в конкурсе требование, чтобы предлагаемые стихи в обязательном порядке относились к силлабо-тонической системе стихосложения. А так как все мы в большинстве своем теорию читать не любим ("чукча не читатель, чукча - писатель!"), то нам ни старые статьи, уже когда-то написанные на просторах странички ТМА, не нужны, ни изданный мною СПЕЦИАЛЬНО для участников конкурсов и читателей ТМА учебник по стихосложению ("Стихосложение для Чайников"), который я всем настоятельно советую приобрести и постоянно пользоваться - не интересен. Мол, сами с усами.  Пишем, как дышим, и нам любая теория - только в тягость.  Но я думаю, что такая установка - ошибка. Кое-что из теории может даже самому ленивому Чайнику пригодиться для написания его собственных стихов и  для их улучшения.

Часть произведений, которые я приняла на данный конкурс, не относилась к силлабо-тонической системе, а была детищем другой - тонической системы (дольники, тактовики, акцентные стихи). Попался даже верлибр - без стоп, без рифм и вообще без внутренней мелодии. Случались и другие казусы - предлагались стихи с рифмой, пусть и со слабенькой... Всяко разно мне предлагалось, а я (вредная!) все это принимала, потому что,  если совсем не создавать участникам и судьям повода и нужды самим думать и  анализировать, то и полезного навыка не приобретёшь!

Повторять здесь, в этой статье,  азы теории по системам стихосложения и по другим терминам, относящимся к нашему конкурсному заданию, как я это в течение многих лет всегда делала на всех моих конкурсах, в этом не буду. Кто хочет учиться, подсказки, где найти нужное, вам даны. А здесь мы рассмотрим те стихи, что были отобраны нашими судьями. Если кому-то мои комментарии (скорее, ощущения от стихов) покажутся наивными или ошибочными, пожалуйста, не сердитесь на меня: белые стихи - это не та область, где я себя чувствую себя мастером, даю только мои личные впечатления, которые вас ни к чему не обязывают. 


  1.   РАССТАВАНЬЕ - МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ. АНДРИС САЙНИО

На жизненном пути
Встречается нам множество людей,
Которые, однажды промелькнув,
Уходят навсегда,
В твоей душе оставив лишь мимолетный след,
Так быстро, что и не успеть подумать,
Что расставанье – это маленькая смерть.
010001
0100010001
0100010001
010001
0101010000101
01000001010
000101010001
Пройдя неблизкий путь,
и бросив другу лучшему небрежное «пока»,
Прощаешься и думаешь: «До  завтра».
А оглянувшись через много лет,
Вдруг понимаешь: «Это навсегда».
Ведь расставанье – это маленькая смерть.

Покинув отчий дом и наспех
Поцеловав отца и мать,
Надеешься вернуться через год,
Ну может через два, не замечая,
Что времени река не замерзает,
И годы утекают навсегда,
И слишком поздно вдруг ты понимаешь,
Что расставанье – это маленькая смерть.

С любимым человеком рядом,
Погрязнув в повседневных буднях,
Сказать слова не успеваешь, важней которых не бывает,
Надеясь, что сумеешь завтра.
И ежедневно торопясь
К делам бессмысленным вернуться,
Ты безрассудно забываешь,
Что расставанье – это маленькая смерть.

А в час, когда назначено судьбою,
На поезд жизни опоздав навечно,
Его огни напрасно догоняя,
Увидишь вдруг в последнее мгновенье
Знакомое лицо. Оно растает,
Как будто этим нам напоминая,
Что расставанье – это маленькая смерть.

Интересные раздумья, которые легко можно отнести к себе: "Погрязнув в повседневных буднях, сказать слова не успеваешь, важней которых не бывает, надеясь, что сумеешь завтра". Это силлабо-тонические стихи, написанные в метре ямба, но с хаотично меняющимся числом стоп в каждом стихе. По содержанию глубоко, хотя и жаль, что автором обыграна чужая  и слишком известная цитата из И. Резника.

2. ТЫ И МОРЕ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД   

Вряд ли есть что-нибудь на свете,
Чтоб сравнить его можно было
С голубым беспокойным чудом,
С этой сказкой, похожей на правду.
 
Я с рождения морем бредил,
Я мечтал о нём днём и ночью,
Видел добрым его и сердитым,
Изумрудным видел и чёрным.
 
Если было мне очень грустно
И хотелось лечь и забыться,
Представлял я себя плывущим
По волнам голубой прохлады:
 
Надо мною качалось солнце
Нестерпимо лимонного цвета,
И морской ветерок, ласкаясь,
Целовал мне лицо и плечи...
 
Ну, а ты... Ты всего лишь девчонка,
Любишь бегать и любишь смеяться,
А меня ты не очень любишь,
Для тебя просто я мальчишка.
 
Ты совсем не похожа на море  –
Ни глазами и не улыбкой,
Ни походкой лесной колдуньи,
Ни любовью к цветам и травам.
 
Отчего ж от тебя порою
Я бываю пьян, как от моря?
 
Твои губы, как волны морские,
Поднимают меня и качают,
То бросая в бездну немую,
То опять на лету хватая...
1010010010
0010010010
001010010
001001010
Я не знаю, как будет дальше.
Может быть, мы не будем вместе,
И наверно не будем вместе  –
Я пришёл к тебе слишком поздно.
 
Но одно лишь я точно знаю:
Если будет мне в жизни трудно,
Если сердце сожмёт печалью
И захочется лечь и исчезнуть,
 
Я представлю себя плывущим
По волнам твоих губ мятежных,
Под лучами глаз твоих жарких,
На ветру твоего дыханья...
 
И я знаю – бо'льшего счастья
Мне судьба послать не сумеет.

Эмоциональные стихи о море и о любви, которые всех нас делают плывущими по "...волнам твоих губ мятежных, под лучами глаз твоих жарких, на ветру твоего дыханья...". Но это, к сожалению, тоническая система - дольник с подвижным безударным слогом. Номинировать их было нельзя. Кстати, именно дольник звучит более естественно в варианте без рифм, хотя, будь эти стихи с рифмой, они бы ничего существенно не потеряли, а может быть даже выиграли...

3. КИТАЙСКИЙ НАТЮРМОРТ. МИЛА АНДАНТЕ
                Вэйци, «беседа рук» - китайские шашки, в японском варианте «го».

Она забыла веер и ушла.
Гармошка разрисованной бумаги
В её руках игриво не порхнёт.

И некому налить зелёный чай,
Холодный чайник, медь позеленела,
Давно он пуст. А чашечка одна,

Ей пары нет. Сухой цветок поник
И потемнел печально, безнадёжно.
Уже не вспомнить тонкий аромат…

Небрежно бросив камешки вэйци,*
Беседу рук** зачем-то мы прервали.
Она забыла веер и ушла…

Одна из самых убедительных (по перевесу числа набранных очков) побед из множества прошедших конкурсов ТМА. Все 9 судей отобрали эти стихи в шорт лист, что неудивительно:  именно здесь отсутствие рифм более, чем уместно, потому что это красивая стилизация под восточную  поэзию (японский сонет, танка, хокку...), хотя и выполнено в западноевропейской манере. В стихах есть метр (5-и стопный ямб), то есть, это силлабо-тоника, а вовсе не силлабическая система, какой обычно пишут стихи на Востоке, но зато строфа из нерифмованных трехстиший очень напоминает форму нескольких хокку. Форме стихов соответствует их содержание, тоже напоминающее хокку. При этом сразу понятно, что писал эти стихи европеец: в настоящем хокку почти нет глаголов, там мир дан в настоящем времени, в одном застывшем мгновении и раскрыт через несколько значимых предметов, а смысл описанного достигается медитацией читающего. А здесь точно так, как это делается в европейской поэзии, изложен  порядок действий. К счастью, автор свои"три копейки" с выводами в стихи не вставил, предоставив читателю самому размышлять над картинкой. Очень интересная работа, стилизация, удачно объединившая в себе два разных вида поэзии - восточную и западную.

4. ПЕРЕЛЕСКОМ, ЛЕСОМ, ПОЛЕМ... СЕРГЕЙ СУВОРОВ 60 

Перелеском, лесом, полем -
Так длинна была доро'га,
Дорога' была деревня
С НЕЗАВИДНОЙ БАБЬЕЙ ДОЛЕЙ.

Скороходом был неважным
И меня со всей поклажей,
Мать тащила, не роптала,
Мал был я, устать успели...

НОЕТ СЕРДЦЕ ОТ ВОЛНЕНЬЯ:
Вот он дом, уже так близко...
Низко тучи опустились,
Лился дождик за рекою.

Добрались, совсем стемнело,
Керосин заправлен в лампу,
Самовар шумит игриво,
Кот о ноги трётся с лаской.

За полно'чь велась беседа
И соседка с нами вместе,
Замесила тесто мама -
За окном уже рассвет.

Поутру растопим печку:
От неё добром повеет.
Под окном калина красна,
Пироги на славу выйдут...

Будут ПРАЗДНИЧНЫ обеды,
К образам поставим свечку,
И пойдём на речку дружно -
БУДЕТ ВЕЧНОСТЬ НАМ СВЕТИТЬ.

Перелеском, лесом, полем
Больно уж худа доро'га,
Дорога' была деревня...

Могу предположить (только предположить!), что автор здесь отказался от рифм ради создания образа персонажа, он - ребенок, от лица которого ведется рассказ: "Скороходом был неважным и меня со всей поклажей мать тащила, не роптала, мал был я, устать успели... "Но над стилем речи  я бы еще поработала, ибо в тексте то и дело попадаются обороты, не свойственные ребенку или не соответствующие обстановке. например: "незавидна бабья доля" - вряд ли мысль ребенка. Есть сомнения, что "от волненья" сердце  именно "ноет", а не "трепещет". В последних трех строфах лексика вообще становится фольклорной  и частушечной, что плохо согласуется с "ноющим сердцем" и с обшим настроением начала стихов. Не удачны краткая  форма прилагательного "будут ПРАЗДНИЧНЫ обеды" и  устойчивая фраза "калина красна". Напрягла нелогичность фразы:"пойдём на речку дружно - будет вечность нам светить" (???), да и  реплика про вечность - совсем не ребячья.

5. ПРЕСЫТИЛСЯ. ВОРОНКОВ СЕРГЕЙ

Пресытился... Ушедшие друзья,
желанье проезжающих остаться,
желанье прорастающих рубить
свои же корни, вечные попытки
(успешные) пристроиться к корням
загубленных собою же деревьев,
убогость мысли, громкость голосов
(чем меньше содержания, тем громче),
судилища, без знания законов,
без рассуждений, даже без понятий,
попытки написать, не прочитав
единой строчки, встать на пьедестале
уже при жизни, как убогий карлик
тянуться к звёздам, вспархивая ростом
за счёт аплодисментов дураков,
сочувствующих, мимо проходящих
и задержавшихся, навеки покорённых
фальшивым откровением глупца...

Стихи - внутренний монолог, стихи - размышления, написанные почти в одно единственное бесконечно длящееся  предложение. Здесь белый стих уместен - он как ничто другое помогает передать  состояние персонажа, его внутреннее смятение, его неудовлетворенность окружающими людьми и миром. К сожалению, нет ни одной фразы о неудовлетворенности и претензиях к самому себе - это  очень характерная примета (и беда) современных  поэтических монологов. Еще век назад такие темы писались совсем иначе - претензии начинали с себя, а далее - раскаяние и сожаления. Тогда еще люди жили с Богом в душе не только на словах...

6. ДЫХАНЬЕ НОВОГО. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

В аллеях мёртвых и безжизненных
сажают клёны и акации,
кладут асфальт зернистым панцирем
на месте старого, разбитого –
так будто беды похоронены
и стёрты намертво из памяти.

Цветами, детскими площадками
дворы домов преображаются…
Уже во всём дыханье нового,
во всём черты оздоровления.
Страна ВЫХОДИТ из депрессии,
ПОЛНА НАДЕЖД, КИПЯ ИДЕЯМИ.          синтаксис
Мир созидается и строится.

Мечта зовёт, И РУКИ ЧЕШУТСЯ
СТАТЬ ЧАСТЬЮ этого движения –
по мере сил, хоть просто винтиком,
но быть полезной, нужной, значимой.
Настало время строить здания,
мосты, сады и отношения.
ПРИШЛО – МОТКИ СУДЬБЫ РАСПУТЫВАТЬ,
УЗЛЫ – ДОРОЖНЫМИ РАЗВЯЗКАМИ.

Тема богатая, содержание стихов нравится, но... казалось бы отказ от рифм мог бы развязать автору руки, чтобы  строить предложения более естественным способом - без вынужденных инверсий, с внятным согласованием слов и логикой переходов. Но, как видим из этого примера, дополнительная свобода автору не всегда помогает,  лексика стихов здесь спутана и сбивчива, как в устной речи, хотя тема совсем не требует "разговорного стиля" - стихи о радости преображения мира, "о выходе из депрессии" - тут бы литературную возвышенную лексику с тропами использовать... Белый стих с его свободой от рифм, автору не помог, а что он дал читателю? Тоже ничего. Остается ощущение недоработки - ни строф, ни рифм, а просто ликующий поток  почти единственной мысли о том, что "руки чешутся созидать..." 

8. РАСПУТИЦА. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА 

РАЗНОЦВЕТНОЮ радостной РАДУГОЙ,                плеоназм
Акварелью АТЛАСНОЮ алою,
Светит СОЛНЦЕ СВЕЧОЮ СТОКРАТНОЮ,
Пестротой поливая пиритовой.
Утомлённые УДАЛЬЮ УТРЕННЕЙ,
Тени танго танцуют таинственно.
ИЗЛИВАЕТСЯ ИСТОВО иволга,
Цветомузыку ЦАРСТВЕННО ЦОКАЯ.
АПРИОРНО-АЖУРНАЯ аура.

В конкурсах ТМА  за игру в подборе слов, за трудности в создании формы акро дополнительные очки не начисляются, о чем автор был предупрежден "на входе". Акростихи писать сложно, но эта сложность не отменяет никаких других требований к поэтическому тексту - ни правильного синтаксиса предложений, ни уместного подбора слов, ни наличия логики изложения, ни поэтического язык Не отменяется и требование  наличия мысли (содержания) в стихотворении. Здесь, кроме выполненного игрового задания,  ничего нет, все служит только цели начать предложение с заданной буквы, а все слова с каждого стиха  отобрать с этой же самой буквы. Белый стих для данной задачи - это спасение, это лишний элемент свободы для автора. А какая польза от него для читателя? Никакой. Если читатель привык вдумываться в смысл каждого предложения и строить в уме картинку (о чем стихи?), то он сразу понимает - перед ним набор фраз ни о чем, где все правила игры автором соблюдены, а ни живой реальной  картинки, ни содержания нет.

9. ЗВОН ВОЛШЕБНЫХ НАКОВАЛЕН. БЕККИ СКВИРРЕЛ

            Звон волшебных наковален –
            Шпоры для сапог сверхбыстрых,
            Для дубов златые цепи
            И ключи любых размеров.

            Ты хотела ключ от сердца?
            Так заказывай, не бойся.
            Не понадобится – будет
            Бесполезным сувениром.

            Там, где плачет вечерами
            Ангел с крылышком отбитым,
            Там, где высохшая роза
            Обнимает дно бокала –

            Положи его. Однажды...
            И увидишь: так – бывает.

Особо придраться не к чему - чувствуется достаточный уровень культуры и профессионализма у автора стихов - речь легкая, выразительная, решенная в одном стиле. Тема "сказочная" она, для жанра  "стихов для детей", где отсутствие рифм (в таинственном мире сказки) может остаться не замеченным маленьким слушателем яркого текста. Придает ли отсутствие рифм что-то дополнительно хорошее этим стихам? Не знаю. Неплохо, но мне бы и рифмы здесь совсем не помешали...
Кто сможет мне доказать, что здесь без рифм явно лучше, чем с ними - попытайтесь...

10. ПЛИНИЙ - ТРАЯНУ.. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ
Подражание Вергилию

Ум растревожили помыслы мрачных тревог и сомнений –
Так что решил обратиться к тебе, повелитель дражайший!
Мыслей разорванный круг всякий раз возвращается к сути,
Что проникает в вопрос бытия – как душа, сокровенный.

Снова терзают вопросы: дозволь мне излить беспокойство,
Мой Император, посредник святой меж землёй и богами!
Сердце в смятенье: где правда, а где – злочестивые козни
Строят преграду свершенью надежд на вселенское счастье?

Вера отцов растворилась в потёмках блуждающих истин,
Добрые нравы промчались позёмкой в тени Эпикура*:
Радость небесных исканий сменилась влечением плоти
Стадно-безликой толпы, вожделеющей хлеба и зрелищ…

Злато державы позорно растаскано алчным сенатом,
Тонущим в блеске дворцов, обрамляющих живопись Понта.
Радостным кличем встречает народ похотливых кумиров,
Вечного Града отринув красу, но земного – взыскуя…

Лишь обречённо потупит свой взор пробуждённая совесть –
И возликует в дурмане веселья на пиршестве Вакха.
Лики богов на мерцанье каменьев златых разменявши,
Млеет безумная плоть, проникая в пространство Аида.

Малые чада, рождаясь в разгуле безудержной страсти,
Снедью прогорклой питают сердца, распалённые гневом:
Злобу тая, попирают цинично наследие предков,
В поисках славы корыстью и выгодой жизнь утверждая.

Сенью закона прикрыть ли, владыка, Империи гибель,
Или в сердца опустевшие сеять любовь и отвагу?
Если стоит ещё Рим – ограждают великие боги
Нас от падения в бездну растления сердца и духа…

Очень грамотная стилизация  стихотворных античных форм . Выбрана длинная строка очень чистого 6 -и стопного дактиля, с укороченной последней стопой (стопой хорея),
10010010010010010
10010010010010010
Это белые стихи, использование которых здесь абсолютно уместно. Стихи держат как целое чистота их ритма и многостопность - отсутствие рифм между стихами почти не чувствуется. Содержание тоже соответствует выбранной форме: лексика стихов архаичная, а содержание является аллегорией нашей современности. Никаких претензий к исполнению.

11. АНОМАЛЬНОЕ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА

Жжёт октябрь ЯСНО-ЯРКО,
Расплавляя небо, землю,
Проливая, как из лейки
Струйки солнечных лучей.

Небо синее бескрайно
И безоблачно ИЮЛЬСКИ,           по июльски
ТИХО, ВЕТРЕНО ПОРОЮ,        ?
Но, без капельки дождя.

Звёзды  тёмными ночами
Хороводы водят. В полночь
Их затмит своей красою
ПОЛНООКАЯ луна.                полнолицая?

День и ночь ИДУТ ПО КРУГУ.   ?
Лист почти сошёл с деревьев.
Двадцать семь в тени в октябрь:
Может мир сошёл с ума?

Язык, подбор слов, мне кажется не совсем удачен, я бы еще подумала о выборе слов. К тому же  совсем не поняла, ради чего здесь автор отказался от рифмовки? Пейзажная зарисовка, написанная современной лексикой, короткие катрены 4-х стопным ямбом просто требуют хоть какого-то украшения текста хотя бы интересными созвучиями концов стихов. Что хорошего здесь добавил еще и отказ от рифм? Это как желание носить грубое платье из небеленого полотна вместо того же платья, но по современному скроенного и декорированного вышивкой. Содержание тоже, а душа не поет...

12. ОДИНОКИЙ ЦВЕТОК ЗЕМЛЯНИКИ.ТАТЬЯНА ШАДУЯ

Одинокий цветок земляники на обочине вечной дороги,
Той лесной, неприметной, что к новому храму ведёт.
Храм ещё без креста. На краю – на камнях, на песке,
Там, где небо и воды с ветрами играют незримо   
И печально-протяжные, длинные песни поют.
001 001 001 0 001 001 001 0                сбивка
001 001 001 001 001
+01 001 001 001 001
+01 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
Там, где остров закончился и в бесконечное плаванье можно…
Затуманились краски заката и розовой стаей
Облака проплывают, скрывая вечернего солнца лучи.
Там в седой тишине растворяюсь.
+01 001 000 001 001 001 0
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001 001
001 001 001 0
Что же держит меня от того, чтоб на лодке уйти?
В даль, в свободное плаванье, за горизонт или выше...
Одинокий цветок земляники на обочине старой дороги,
Словно веры крупица – ещё не потеряна в зарослях трав и кустов.
Одинокий цветок земляники… К нему возвращаюсь.

Стихи написаны небезупречным (со сбивками) анапестом без рифм, где число стоп в стихах почти не урегулировано, и эта хаотичность меня немного смущает. И на полноценный вольный стих не тянет, и на привычную нам силлабо-тонику - тоже. Зачем нужна была эта - еще одна дополнительная свобода - от числа стоп? Что она дала стихам, если была сделана сознательно, а не по недосмотру? А что важного дал белый стих? Разве отсутствие рифм что-то прибавило к восприятию содержания? Я не знаю ответов на эти вопросы. А содержание мне нравится.

Любая дополнительная свобода, любой отказ от гармонии всегда должен что-то давать взамен этой отброшенной гармонии, иначе он работает только в минус.

13. РАЗЛУЧНИЦА ОСЕНЬ. НИНА ЦУРИКОВА

По дорожкам неслышно подкралась                ПЕРЕНОС
Осень к дому незваною гостьей.
Были ставни ЕЩЁ нараспашку
И от яблонь шёл запах медовый.
Зароптали деревья: не ждали,
К листопаду ЕЩЁ не готовы...

МОё летнее счастье уснуло,                РУ
Улыбаясь во сне, и не веря...
По губам поцелуи скользили -
Это память вскипала волною.
...Ты, проснувшись, заметишь, что осень.
Как внезапно!.. Не хочется верить -
Лето в снах ЕЩЁ греет, ласкает,              РУ
А уж осень готовит разлуку...

Тема стихов богатая - можно интересно ее сделать, но язык не проработан: есть распад ударений, слишком много слов "еще". В первой паре строк неудачное решение разнести подлежащие и сказуемое в разные строки (конец строки предполагает паузу при чтении). К тому же и здесь автор не убедил меня, что отказ от рифм что-то прибавил его стихам. Скорее лишил...

14. ТАМ. ВИКТОР КОСОЛАПОВСКИЙ 

Я сижу в уютном доме,
за окном шумят деревья.
Ветер с грустью завывает
В Водосточную трубу.                смыкание согласных

В изумрудах темень неба
чуть прикрыта облаками,
их пасёт в ночи Нефела,
собирая ТУЧНОСТЬ в дождь.

Виснет месяц однорогий,
как большая запятая –
будто я её когда-то
В Важной фразе потерял.                смыкание согласных

В чёрных заводях вселенной,
может, есть на всё ответы...
там, где судьбы, жерновами
перемолотые в пыль

там, НАВЕРНО, вперемешку                лучше "наверноЕ"
в запрессованных столетьях
и хранится в толстой книге
вся грамматика души.

"Виснет месяц однорогий, как большая запятая", "в чёрных заводях вселенной",  "там, где судьбы, жерновами перемолотые в пыль" - мне нравится образность строк,  много находок по части использования тропов. Но есть и недочеты. "Тучность" - это полнота, а не то место, где много туч! На смыкание согласных желательно обратить внимание (это не большой грех, но лучше его избегать).

15. РОЗА И КРЕСТ. ГОЛЬГЕРТС

               Структура бытия
               озвучена. Что ближе мне – не знаю.
               Должно быть роза: столько лепестков
               НА ПРОСТЫНЬ сбросить может только роза...          на  простынЮ
               В тени креста, упавшая росой
               прохлада оказалась слишком влажной,
               но это к лучшему, чем если бы
               засохший колос целовал колючку.
               Осталось вспомнить, где я нахожусь,
               кто предо мной? Опрятная квартира,
               диван из плюша, бельевой набор,
               запас воды, какая-то посуда
               и в спирали время... Знаю, лишь одно:               
               все имена цветочные похожи,
               когда воздержан долго или пульс,
               сбиваясь, бешено стучит; тактильность
               губ, опущенных ресниц дрожанье,
               голосовые связки глушат звук...
               Не помню я кто вызывал такси
               и сколько раз любил тебя – не помню.

               Прости меня, мой эгоизм прости.
               Никто не знает свидимся ли снова.
               Я и тогда был глупо сдержан,
               а теперь вдали я и подавно сух.
               Когда б не южный крест, мы жили вместе,
               но может быть и верно: без меня
               ты от страстей избавлена до срока
               и сны твои спокойны... без креста.

"В тени креста, упавшая росой прохлада оказалась слишком влажной, но это к лучшему, чем если бы засохший колос целовал колючку". Вся лексика стихов решена в едином высоком стиле, прекрасное владение речью и точность выбора слов. В стихах  есть четкий метр - ямб, это силлабо-тоника. Успеху стихотворения помешала только синтаксическая ошибка согласования слова (на что? на простынЮ). Насущен ли здесь сознательный отказ от рифм? Скажем так: он здесь допустим. Стихи монолог, стихи размышления о себе и своих ошибках, где важно не столько звучание, сколько честность содержания, где нет нужды в украшательстве речи, более того, она может стать помехой восприятию содержания.

17. РЕКА. ИРИНА ГУБАНОВА

Глубока моей жизни река,
Полноводна, щедра, многолика,
Это робкий ИСТОК-родничок
Проторил роковую тропу,
Укрывался в овраге глухом,
Гарцевал на речном перекате
И, вбирая любовно ПРИТОК,
Половодьем весенним бурлил.

Разметала река рукава,
Осерчав, уносила причалы,
От ИСТОКА до устья ПОТОК
Помнил множество встреч и разлук.
И живительных струй водопад
Насыщал обмелевшую заводь,
Валуны давних горьких обид
Упокоил речной поцелуй.

В чреве омута меркла звезда,
И на отмели стыли надежды,
Зарастали на илистом дне
Нити коконов грёз и тревог.
Но золою сожжённых мостов
Напитала стремнина мой берег,
Чтоб на жирной от влаги земле
Прорастал новой жизни РОСТОК.
001001001
0010010010

Мне понравился замысел автора - описать свою жизнь как реку, поток которой "Помнил множество встреч и разлук, и живительных струй водопад насыщал обмелевшую заводь", где "в чреве омута меркла звезда, и на отмели стыли надежды, зарастали на илистом дне нити коконов грёз и тревог". Много интересных метафор и  сравнений! В то же время слишком много и однокоренных слов "росток-приток-поток-исток", рассыпанных по всему тексту, которые, с одной сторон, немного обеднили язык, с другой - создали ощущение рифмы (вместе с "тревог"), отчего короткие катрены 3-х стопного анапеста без рифм не рассыпались, а связались этой хаотичной рифмой однокоренных слов. Зачем вообще здесь был использован белый стих вместо рифмованного, я не знаю. Кто знает, докажите мне, что с ним лучше!

19. И УХОДИЛО СОЛНЦЕ. МАРИНА ГЕРБЕР

Падало солнце, летело, таяло.
Ласковых слов золотые волны
сладкой отравой весенней ломки
плыли невольно к причалам белым.

Юга и севера первая встреча -
сахарный снег ледяной метели,
холод отыскивал пятый угол,
зимнюю тему в границах новых,
в кратере ночи, в багряной лаве
тонущих звёзд… А я прикасалась…
к ветке глициний я прикасалась.

Я прикасалась, а ты уходил…
и уходило солнце.

Интересно описано уходящее состояние "сладкой отравы весенней ломки", когда персонаж уже начинает ощущать "холод" и "зимнюю тему в границах новых", потому что "уходило не только солнце", но и "ты уходил". Прекрасное, мастерское владение поэтическими образами - способность рассказать о настроении и чувствах человека с помощью  одних только метафор. Уместен ли здесь белый стих? Сознаюсь, что я так глубоко погрузилась в образы этого стихотворения, что забыла про рифмы. Может, это как раз то, что нам нужно от любой поэтической формы?

21. МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК НА ФОНЕ... ТАТЬЯНА ВОРОНОВА 6 

Маленький мальчик НА ФОНЕ огромной реки:
В ВОДУ ВПАДАЕТ огромный весенний ЗАКАТ,
Небо никак не уходит в свои берега -
Жизнь восхищенно застыла у кромки воды.

Маленький мальчик НА ФОНЕ безбрежной весны
Жадно следит, как цепляются за купола
Старого храма - лучи уходящего дня,
Столь же безбрежного, как и вот эта река,
Как и закат над рекой, и луга, и весна,
И ожидание дня, что не создан еще.

Маленький мальчик НЕ ЧУЕТ своих берегов...

Выражение "на фоне" у меня ассоциируется с описанием какой то картины. "На фоне реки" сразу заинтриговало: что-то символическое, видимо, нужно увидеть в этой реке, где даже "огромный закат" в ее "воду впадает", а сама жизнь "застыла у кромки воды". Хочется продолжения и разъяснений. А их нет. Вместо них новая  картина: мальчик "на фоне весны" следит за "куполами храма", в которого цепляются лучи уходящего дня, безбрежного, как река и как закат... Я уже окончательно запуталась, пытаясь разгадать смысл всей этой символики, если она конечно есть, став совсем, как мальчик, "который не чует своих берегов". Ах, да, надо еще подумать, что здесь дает читателю белый стих. Не знаю. Что с ним, что без него, я одинаково не поняла, о чем здесь говорится.   

23. ФАНТАСМАГОРИЯ. ОРЛОВАИ 

В осеннем парке мокрые деревья,
нет снега, полусгнившая трава.
И никого – ни звука, ни души.

А на большой поляне, как на сцене,
полсотни чаек важно выступают,
степенные и жирные, как гуси.
Что здесь творится? Господи Исусе!
Откуда столько чаек? Почему
не слышно криков резких, но бесшумно
белеют птицы. Словно привиденья                приведения
торжественно танцуют менуэт.

И никого, лишь старенький бульдог
застыл напротив, смотрит в изумленьи,
не нарушая мокрой тишины.

Зарисовка осеннего парка с птицами на поляне. О чем эти стихи? О бульдоге, "не нарушающем мокрой тишины"? Может быть, будь здесь хотя бы рифмовка и интересно организованная строфа, эта пейзажная зарисовка порадовала бы нас мелодичностью звучания и гармонией красоты. А так не случилось ни законченности сюжета, ни приятной слуху мелодии поэтического звучания пейзажной зарисовки.

25. ЛЕТО. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА

Слева – спелые вишни, а справа –
алыча в золотистом соку!
Я вдыхаю вишневую спелость...
алычёвое золото пью...

И по вишенке с ветки снимаю –
три – в ведёрко, четвёртую – в рот.
Улыбаюсь... живу… и ЛЮБУЮСЬ
СЕВШЕЙ БАБОЧКОЙ МНЕ НА ПЛЕЧО.       инверсия слов в синтаксисе фразы

"соку-пью, рот-плечо" - это не рифмы, конечно, а просто близкие созвучия, которые хоть как-то связывают строки и этим спасают текст. Белый стих тут совсем ни к чему, а произведение может стать симпатичным лирическим этюдом, если его нормально зарифмовать. А так - ни то, ни се. Недоработка. Кстати, автор даже не воспользовался  свободой не подбирать слова в рифму, когда даже здесь умудрился исказить естественную расстановку и согласование слов в предложении...

26. НУ ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ ДАТЬ? МАРИЯ АБАЗИНКА

Ну что ты можешь дать?
Бессмысленный вопрос.
Всего ценнее может быть лишь капелька тепла.

Когда кругом слова,
Сказать не торопись.
Мы друг у друга есть, мы не искали, а нашли.

Но ближе не прильнуть.
Сильнее не обнять.
Чем глубже проникаемся – становится больней.

К развязке не спеши.
Последний шаг оставь.
Побудь на расстоянии протянутой руки.
 
А между нами свет.
А между нами тишь.
А между нами то, что ты захочешь удержать,

Но удержать нельзя.
И муки нет сильней –
От встречи остаётся лишь разлуки горький дым,
 
Развеянный песок,
Пролитая вода,
Расплёсканный закат, следы, размытые волной.

А хочешь, так спроси:
Ну что могу я дать?
Волос осенний запах, золотую тишину

И капельку тепла.
Ну вот, пожалуй, всё.
За правду и нелепые признания прости.

Ну что с меня возьмёшь…

Строфа с большой разницей по числу стоп имеет вид:
01 01 01
01 00 01
01 01 01 00 01 01 01
что вряд ли можно считать находкой для чтения этого текста вслух. Содержание - это тоже нечто, годящееся для текста песни, оно не удивило оно меня ни образами, ни новизной. Даже для того, чтобы запечатлеть личную историю отношений в простенькой песне, все равно нужна рифмовка текста. А без нее... запись для себя. Не больше.

27. У НАС НА ДАЧЕ. ИРЭН ПОНОМАРЕНКО

      Мы на дачу едем с дочкой,
Там - такая благодать!
Будем собирать калину,
И рябину поутру...

     Прикоснулся солнца лучик
К щёчкам дочкиным в тиши.
И не скажешь, что октябрь,
Теплотой окутан сад.
00101010
1010001
101010
0010101
      Пчёлка около калины
Потихонечку жужжит.
"Дочка, к ней не подходи ты,
Аромат её привлёк:
10100010
1010001
10100010
0010101
      Полетает у кусточка,
А потом, смотри, уже,
След простыл малютки-пчёлки,
В улей, видно, собралась...

     Ну, а рядом - шмель-мохнатка,
Тоже кру'жится в ветвях..."
Как прекрасно в день погожий
Побывать у нас в саду!..

      "Посмотри, скорее, дочка,
Сколько ягод в кузовке!
Хватит и сварить варенье,
И украсить ими дом..."

Это не силлабо-тоника, а акцентный 3-х иктовый нерифмованный стих, поэтому номинироваться не должен был.

28. ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ! ГАЛИНА МОСКАЛЕВА

Здравствуй, дедушка Мороз - добрый и заботливый!
Незаметно входишь ты к нам на Новый Год.
Мне под ёлочку кладешь вязаные варежки,
А соседу Игорьку - модный самокат,
А еще коньки, планшет – все, что детям хочется.
Только я таких щедрот не дождусь никак.
По секрету попрошу  выполнить желание:
Мне б…  мобильный телефон – папу разыскать.

Ненароком слышал, как мама спорит  с бабушкой:
Знать не знает, где сейчас мой отец живет...
С глаз – долой, из сердца – вон… столько лет шифруется...
И я понял - папа мой  тайный спецагент:
Не мелькает в соцсетях, не доходят весточки...
Я его в свои шесть лет не видал совсем.
А соседский Игорёк нагло усмехается,
Когда, за руку держась, топает с отцом.

Мне бы папе дать сигнал с номера мобильного -
Пусть узнает, что его терпеливо жду,
Чтоб он в цирк меня сводил и купил пирожное,
А еще б велосипед детский подарил…
Я б смотрел в его глаза синие-пресиние,
Цвета синих васильков - маминых цветов...
Перед носом  Игорька, покружив на велике,
С ним, дурачась и смеясь, мы зашли бы в дом.

За окном то дождь, то снег – слякоть несуразная…
Коротаем этот день с бабушкой вдвоем.
Кот играется с клубком – что-то вяжет бабушка…
Значит, скоро – холода… скоро Новый Год…
Вспомни, дедушка Мороз, в дальний путь отправившись,
Про желание моё и про мой секрет.
Буду верить, что мечты разные сбываются.
Жду с тобою новых встреч!
Вася-Василёк.

Стихи, где главное - содержание. Письмо от лица ребенка, из которого читатель узнает про очень недетские проблемы и начинает сопереживать персонажу. Здесь белый стих обоснован - отсутствие рифм естественно в детском письме ребенка к Деду Морозу.

29. С ДЕТСТВА ЛЮБЛЮ Я ЖАСМИНА ЦВЕТЕНЬЕ. ПОПОВА НАТАЛИЯ БОРИСОВНА

С детства люблю я жасмина цветенье,
В поле, лугах и  лесах многотравье,
Веток сирени цветущие гроздья,
Ивы плакучей пахучие ветви.

Где же ты, детство, с толпою вокзальной,
Стуком колёс поездов быстрокрылых
Да с вереницей столбов телеграфных,
Мимо бегущих, куда-то спешащих?

Запах поленьев и дым над трубою,
В доме родные и близкие лица.
Разные флаги над Родиной реют.
Прошлая жизнь вечно в памяти будет.

"Разные флаги над Родиной реют. Прошлая жизнь вечно в памяти будет". Прекрасные по содержанию стихи, осмысленные и глубокие. Насчет того, нужно ли было здесь отказываться от рифм, я не знаю. Стихи мне нравятся. Но и с рифмой точно было бы не хуже.

31. ДЕНЬ ПОЭЗИИ. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6 

Рубцевеет. Вознесенит.
Фетским Тютчевым восходит,
Блоком с ранним Пастернаком
Растревожив небосклон,
Чтобы Слуцким обнажённым
Заливать простые дали,
Чтобы бродские просторы
Обрели и свет и ширь.

Надсовеет. Северянит.
Бальмонтонно вечереет
В евтушенковских попрыжках
Мельтеша в закатной мгле.
И дементьевские ахи
Непроглядней и мрачнее.
И уходит Михалковым,
Гимном полночь утвердив.

Оригинально. Свежо. Тема, подходящая для Дня поэзии. Стихи писались без рифм, но автор интуитивно все равно связал их рифмой последних слов обеих строф "ширь-утвердив" - и все встало на свои места. Стало лучше! 

Что лишний раз доказывает, что прежде чем совсем отказываться от рифм, надо самому себе четко объяснить, для чего он это делает и что этот отказ подарит полезного его стихам! )))

********************************************************

На этом все. Спасибо всем, кто прислал стихи на конкурс, даже если они и ошиблись в чем-то и пока не добились высокого успеха. Смысл нашей работы - не в победах и званиях, а в обретении полезного практического опыта стихосложения и узнавании чего-то нового или хорошо забытого старого. Не будь участников, у нас не было  этой возможности, а у меня - этой статьи и призовых баллов Стихи.Ру (нашего призового фонда), который накапливается в достаточном количестве только тогда, когда вы оставляете свою информацию в окнах для рецензий. Спасибо ВСЕМ, кто нас читает! Ваша Алкора, 21.11.20.