Никто не уйдет живым

Саша Залуцкий
/о к/ф "Текст"/, реж. К. Шипенко, 2019г.

Безусловно, это успех. Впервые за многие годы отечественный кинематограф явил миру что-то достойное и конкурентноспособное. Впервые за многие годы было интересно смотреть российское кино. Не было желания выключить, выругаться, пожалеть о напрасно потраченном времени. Эта большая редкость в наши дни. Напомнило чем-то некоторые работы Юрия Быкова. Пройдемся по героям.

С некоторых пор почему-то стало мейнстримом ругать Александра Петрова. Я искренне не понимаю, за что. Парень он талантливый. Думаю, один из лучших в своем поколении. Да, много снимается, но с каких пор это стало недостатком? Разве не этим должен заниматься актер? Разве не об этом мечтают выпускники театральных училищ? Для молодого, голодного до жизни лицедея это нормально, даже необходимо. Да, нередко актер-многостаночник грешит штампами, не развивается, но это уже издержки производства. Всегда приходится чем-то жертвовать.

Иван Янковский в роли сотрудника ФСКН (по всей видимости, опера) смотрится уверенно, но все время не покидает ощущение какого-то рассинхрона (и дело тут не в профессиональных качествах актера). Просто сам персонаж уже на уровне идеи, сценария вызывает вопросы. Какой-то он ненастоящий, картонный, что ли. Лично я похожих сотрудников никогда не видел (может в Москве они и существуют, но в регионах таких точно нет).

Кристина Асмус. Понятия не имею, какая она актриса: хорошая или плохая. Ни одного из тошнотворных фильмов с ее участием (слава Богу) я не смотрел, а нормальных картин с ней что-то не припомню (если честно, я ее больше встречал на страницах глянцевых журналов, нежели в кино). Эта лента стала приятным исключением. В кадре Асмус немного и это плюс. Откровенные сцены с ней сняты с большим вкусом и со знанием дела (при этом реальная порнография, попавшая в кадр, явно лишняя). В целом, это прорыв для нашего кино в данной области. Революция, начатая Светланой Томой ("Табор уходит в небо") и продолженная Натальей Негодой (Маленькая Вера"), завершена. Думаю, тема отечественной "обнаженки" и секса на какое-то время закрыта.

Итак, о чем же, собственно, фильм? О многом. О том, как сын пошел против матери и поплатился за это. О том, как капитализм победил человеческие отношения. О том, как тотальная коррупция стала нормой. О том, как Россия умирает (если уже не умерла).

Герои картины живут в параллельных мирах, человеческое единение отсутствует в принципе. Один нерадивый сын отталкивает мать, от другого отказывается недальновидный отец. Галерея мертвецов, печальный срез современного общества предстает перед нами. Бывшая девушка, абсолютно безразличная к судьбе героя, к его потерянным семи годам. Равнодушные от нищенской зарплаты медработники. Бесполезная церковь, маячащая на заднем плане. Алчные ритуальные службы. Бандиты, чувствующие свою безнаказанность ("ее папа не генерал - всем пох...й"), менты, ничем не отличающиеся от бандитов. Друзья вроде есть, но и те какие-то вялые. Всем плевать на всех. Каждый выживает в одиночку.

Мир, каким мы его знали, умер. Сцена безнадежного одинокого танца в кровавых тонах с телефоном в руке является подлинной кульминацией фильма. Человек окружен людьми, но он им не нужен. Человеку больше не нужен человек. Вернее, нужен, но не доступен. Или они не доступны ему. Полнейшая пустота, безысходность, вакуум. Героя, внутренне не согласного с этим, закономерно вышвыривают из клуба, как инородное тело.

Единственные светлые пятна в картине - это матери антиподов, любящие своих детей без всяких условий, просто за то, что они есть. Носительницы абсолютной любви, не подверженной никаким отрицательным внешним воздействиям. Остатки этой любви герой доедает в виде холодного супа. Любовь другой не перестает транслироваться даже, когда ее адресат покинул физическое тело. Есть, правда, еще жизнерадостная сотрудница турагенства, но и та с ужасным шрамом на шее. Да и улыбается она, по большому счету, за деньги.

Некоторые фильм хвалят, некоторые ругают. Истина, как всегда, где-то посередине. Лента неровная, но главное, что она никого не оставит равнодушным.