Поджог

Григорий Воронин
Часть третья.
Зима пролетела быстро в заботах, с  хлопотами в бегущем потоке времени.С Василием мы подружились, правда встречались редко, десять километров крюк немаленький.
Однажды, Василий пригласил нас на новоселье.
Рано утром мы топали с Натальей, моей женой, по весенней апрельской распутице. Снег практически растаял на полях, но в низинах остались снежные бугорки сугробов.
Белые пятна зимы белели, сквозь кустарники шиповника, крушины, в оврагах. Речка Толшма шумела под напором воды, сотен, а может, тысячи ручейков. Ручейки врывались в реку с журчанием, наполняя ее мутноватой снеговой кашицей,как полноправную хозяйку этих благодатных мест. Ледоход прошёл, но оставшиеся льдины изредка проносились под тросовой лавой, идти  было по ней  не просто. Троса при ходьбе раскачивались, вместе с досками постеленными на тросах, а внизу бушевала, мутная река Толшма с сильным течением.
Мы вышли на другой берег реки по навесной лаве, которая подозрительно покачивалась и скрипела.На берегу сапоги сразу провалились во влажную почву прибрежного луга.
Медовый аромат вербы принёс тёплый южный ветерок. Над полем кружились недовольные чибисы, провожали нас криком,будто ворчали, что потревожили их.  Где-то в старице кричала утка, подзывая селезня. Природа оживала, после зимней спячки, ей не хватало солнечных лучей, которые прикрыли густые хмурые тучи. Мы не спеша переставляли ноги, чтобы не подскользнуться и не упасть на мягкое место. Поддерживая друг друга  подошли к деревне Филино. У нескольких скворечников в блестящих  чёрных сюртуках  копошились скворцы,  они чистили свои домики, подготавливая их для будущих птенцов. В загородке из жердей мы увидели небольшого жеребёнка, который подойдя к изгороди, жалобно заржал. Наталья погладила его по шее, по голове, он стоял и передней ногой стукал землю, видимо был доволен, что его гладили. Василий вышел из дома, поздоровался с нами, потом достал из кармана кусочек сахара, протянул на ладошке. Жеребёнок аккуратно губами взял кусочек сахара и подпрыгнул довольный,побежал вдоль загона.
" На ферме кобыла разродилась, а кормить отказалась, бригадир сказал голову отрубить, а я не дал, взял себе, долго с соски кормили, а сейчас подрос, сам кушает из ведёрка".- Рассказал нам хозяин. " Он сахар у вас просил, сладкоежка, любит его",- объяснил поведение жеребёнка Василий." А как назвал ?"- Спросил я . "Просто Конь и все,"- ответил Василий. Мы вымыли сапоги, потом сняли  их и по домотканым половикам вошли в дом.
Зима не прошла даром, деревенский дом был отштукатурен внутри, а стены покрашены водоэмульсионкой с молоком. На первом этаже  не было перегородок, полы застланы половиками, придавали комнате уют. Располневшая хозяйка спустилась со второго этажа по лестнице.Она улыбнулась нам счастливой , доброй деревенской улыбкой, озарив комнату покоем и благодатью.
" Вот пополнения ждём ",- как бы подтвердил наши мысли хозяин.Люся поставила самовар к печке, положила углей в трубу самовара, отщипнула лучины, подожгла ее, отпустила в трубу , поставила на самовар трубу к вытяжке в Русской печке,к душнику. Минут через десять, когда самовар зашумел, хозяйка сняла с самовара трубу, потом волох, быстро по кругу вокруг трубы наложила куриных яиц, накрыв волохом, поставила трубу на самовар, который запел песню. Наташа  подошла к Людмиле о чем- то пошептались, а мы с Василием вышли на улицу подымить." Что- то собак не слышно"- спросил я. " Волки зимой почти всех уничтожили. Житья от них не было, трёх добыл, наглости поубавилось,"- ответил Василий. Мы посмотрели вдаль, хмурая серая мгла потихоньку накрывала землю. Птицы кричали во все голоса, кто- то подзывал самочку, а кто - то во весь голос заявлял о своём присутствии. У реки запел свою песню коростель, первый косяк гусей пролетел недалёко, а по полю пробежала рыжая плутовка- лиса. Аромат вербы стоял на всю округу, пчёлы подлетая к ульям с жёлтенькими ножками приносили первую пыльцу с ив.
Из будки высунулся рыжий комок шерсти. Кучерявый щенок видимо услышал голос хозяина, вышел посмотреть не перепадёт ли ему чего- то вкусненькое.
Я подошёл к щенку, тот попятился назад, почувствовал незнакомый запах, запнулся задними лапами, сел на попу, зарычал на меня, потом залаял.
" Ух ты!"-Потрепал я щенка. " Злой будет,небо тёмное", - поддержал его Вася.
Щенок забрался в будку, поглядывал на нас, изредка скулил, когда мы громко разговаривали.
Работа егерем не благодарная,но нужная. Иногда приходилось ловить браконьеров, поддерживать порядок, кому-то "наступать на хвост". Местные мужики были им недовольны,но работа, есть работа.Егерь делал большую работу в лесах и я знал об этом.У него стояли  солонцы, не только для лосей, но и для зайцев, а многие на солонцах караулят зверя. Стреляют все , кто подходит к солонцам, подранков бросают, хоть и говорят, что в природе ничего не пропадает, но когда в марте стреляют стельных лосих, это уже переходит все границы.
Недавно случай был на летней дойке. Пригнали коров с ферм на летнюю дойку, а утром обнаружили молодой телку мертвой, точнее убитой. Вымя зверь съел и шею сломал телке. " Я думал росомаха ",- жестикулируя рассказывал охотник .
" Несколько ночей караулил, пришёл крупный самец рыси, пришлось стрелять. Оказалось , что самец хромой,петля врезалась в ногу. Видимо проволоку сломал, попал в петлю, так и жил с вросшей в мясо проволокой. Кто виноват? Человек, который бросил петлю и не убрал, а может , и не добрал зверя",- вот так рассказывал Василий.
" Мне пообещали дом спалить.-" Неожиданно произнёс Егерь. Я стоял с открытым ртом,вздрогнул от такого признания, не знал, что ответить.
Нас позвали пить чай, но беседа не клеилась, мы вышли опять на улицу.
" Понимаешь, Вася, пока ничего не случилось наши менты " пальцем не пошевелят", они работают по факту.-"Начал я прерванный разговор. "Пойми правильно, даже если я дёрну за нужные веревочки, все равно толку не будет. Нужны факты, а не голословные домыслы. Идиотов у нас хватает,а каждому в душу  не залезешь,-" продолжил я.
" У тебя такие знакомства в столице, один звонок и весь район на "ушах стоять будет",- рассуждал я. Друг молча сидел и смотрел куда- то вдаль.
"Осенью приедут на охоту , я с ними поговорю, все- таки личная охрана Ельцина,"-успокаивал себя Вася. " Дело в том, что не хочу загружать своими проблемами людей",-говорил он.
" Ты на всякий случай застрахуйся, дом  , скот, имущество",- он посмотрел на меня отрешённым взглядом и опять задумался. " Может ты и прав"- ответил он.
 " Не дом жалко, а трудов и времени.Да  моя в положении,"- добавил Василий продолжая разговор.
"  Многие просто завидуют тебе.Приехал дом отремонтировал, хозяйством обзавелся, из рук любая работа не валится,"-поддержал я друга.
" Ты думаешь, мне не завидуют? Я кессон привез из поселка, все село пришло смотреть,как буду устанавливать. А печку железную  баню, так там вообще наговорили, кто во что горазд.Советчиков у нас хватает, а вот сами ничего делать не хотят. Кто хочет работать, тот работает, а кто не хочет,ничем не заставить,"- не унимался я продолжая разговор.
" Ты не переживай, никто не сунется, прекрасно понимают, что последствия могут быть для них ужасными",- успокаивал я друга. На том и порешили.
" Мне тоже в Николе не сладко пришлось, встретили не ласково. Жилья вообще не дали, подселили к алкоголику, думали сбегу на второй день. Ничего второй год уже живу, женился. Музей пришлось оставить, уйти работать в колхоз "Никольский". Деньги небольшие,но зерно дают после уборки для скота, скидки на лес для постройки дома. Да чего говорить, ты сам все знаешь."-Подытожил я разговор.
 Шло время, пролетело лето, пришла зима. В декабре у меня родилась дочь Наденька, времени свободного поубавилось. У Василия родился сын. В феврале пришла взволнованная супруга со школы и рассказала, что у Васи сгорел дом в Филино.
На второй день с утра собрал немного денег и вещи, поехал к другу на автобусе.
Мысли мои кипели, что я только не передумал, пока дошел до деревни.Василия встретил у горевшего дома. Он ковырялся в пепле, вытаскивая оттуда стволы двухстволок. Вася обрадовался моему приходу, вытер от сажи руку о штаны, протянул мне. Мы присели на старую телегу,долго говорили обо всем. Как,что и почему?
Сгорело все,даже документы.Жену и детей помогли вывести местные  жители из горящего дома, пока Вася бежал с работы, дом уже догорал.
"Главное сами живы и здоровы",-поддержал я друга."Ты уедешь?"-спросил я. " Шиш им всем",-громко произнёс он, да так, что залаяли собаки в деревне.
 Я отдал сумку с вещами, деньги, вернулся вечерним автобусом в Николу.
Василий восстановил документы, получил страховку, неравнодушные сельчане собрали деньги, вещи. Помогали все, кто чем смог.
Милиция и пожарники в один голос утверждали, что поджога не было.
" Короткое замыкание электропроводки"- заключение комиссии.
Дом загоревшийся с глухой стороны, без окон, со двора,где никогда не было электропроводки? -этот вопрос так и останется без ответа.
"В февральскую метель, ночью, горит дом, когда хозяин дежурит на ферме?"- подвели итог мы. Так пусть этот пожар, так и останется в прошлом на чей- то совести.
Есть люди, которые не хотят работать,пьют, потихоньку прекращаясь в существо, теряют человеческий облик. Этих людей жаль, но им не помочь, они могут помочь только сами себе.
Каждый из нас выбирает свой путь, а как жить решает сам человек, отдавая себя работе или нет. Когда сосед рядом начинает жить лучше тебя, то, начинается нездоровая зависит, гложет глаз благополучие соседа. Все норовят палки в колёса вставить, да побольше, чтоб перевернулся не один раз и свернул себе шею.
Такова наша действительность, о чем я всегда сожалею.
Мужик, который встаёт с первой зарёй, а ложиться с последней, потом падает уставший на кровать " без задних ног"от усталости, чтобы восстановить силы.
И так продолжается изо дня в день, хоть летом, хоть зимой.
Василий работал на ферме сторожем, подрабатывал егерем, вёл своё подсобное хозяйство, ремонтировал дом и молился Богу каждый день, чтобы Господь дал силы для дальнейшей работы.
Он выкупил дом в этой же деревне, развёл ульи и снова купил корову. Не сдался , не спился, не покатился по наклонной в пропасть пьянства.
Он нашёл в себе силы начать все заново, назло и зависть другим, которые вбили клин в его путь.
Храни, его Бог, на этой земле, да так, чтобы его силы для благого дела, не иссякли, чтобы он приходил в тёплый просторный дом, где его всегда ждала любимая супруга и послушные дети.
Наша жизнь не закончится никогда, она продлиться в наших детях, как вечный родник,
бьющий из земли,как не иссякнет сила души в этом простом русском мужике по имени - Василий!