Отеческое наставление. Тантамареска

Алекс Де Бош
Ни коня, ни сабли, ни мушкета
В этой жизни нету у тебя.
Ты читаешь прошлого поэта,
Юношеский усик теребя,

И в тантамаресках примеряешь
Чей-нибудь заслуженный мундир:
Щёлк! - и ты гасконец, понимаешь,
Д’Артаньян, зачитанный до дыр...

...Хочется огромного чего-то,
Завидны возможности других,
Втоптаны ключи от небосвода
В пыль дорог намерений благих -

В зеркало горящими очами
Злишься, натуманивая муть:
Видится винтовка за плечами,
В газырях серебрянная грудь...

Кажется - такого наворотишь,
С восклицаньем: "Тысяча чертей!!!"
...Ты сначала выживи, зародыш,
На дуэлях с хаосом идей.

***
Тантамареска - щит для фотографирования со специальными прорезями. Человек заходит за обратную сторону тантамарески и вставляет, например, своё лицо, руки и ноги в эти прорези. А снаружи нарисован сюжет какого-нибудь художественного произведения и один из его персонажей.

***
Газырь (от тюркского "гьазирь" - "готовый") - у кавказских народов - герметично закрываемый цилиндрический пенальчик небольшой ёмкости, вместилище для заранее отмеренного порохового заряда: в старину необходимо было строго следить за количеством насыпаемого пороха, иначе дульнозарядное ружьё могло просто разорвать при выстреле, а перезаряжать ружьё, особенно в бою, нужно было максимально быстро. Поэтому газыри и крепились на груди дружно в ряд, выполняя роль удобного патронташа. В дальнейшем, конечно же, они стали просто декоративным элементом, являющимся неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов.

Газыри обычно были костяными, а парадные изготавливались из серебра. Заимствованы казачьими частями русской армии вместе с шашкой, буркой, папахой и другими деталями военной культуры у народов Кавказа в процессе завоевания этих территорий. Нагрудные газыри были отлично приспособлены к условиям боя в горах при любой погоде, не давая пороху намокнуть при нахождении стрелка в положения стоя, лёжа или верхом на коне.

Помимо прочего, крепление газырей на груди являлось подобием нагрудной брони в сабельном бою - их диагональное расположение соответствовало основным приёмам рубки на кавказских шашках.

***
Последний глава Белого движения барон Пётр Николаевич Врангель (участник Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер, награждён золотым Георгиевским оружием), с сентября 1918 года носил уже просто прозвище "Чёрный барон" - за свою традиционную повседневную форму одежды - чёрную казачью черкеску с газырями.

Первую мировую войну он встретил командиром эскадрона Конного полка в чине ротмистра. Характеристика его бывшим командиром:

- Выдающейся храбрости. Очень находчив в тяжёлой обстановке...

...Да, необыкновенна была его способность к организационной работе в хаосе жизни.