Эволюция названия картины

Игорь Муханов
О том, что картину, написанную художником, следует как-то назвать, знают все. Вокруг её названия станут вращаться чувства и мысли зрителя. И это будет сродни ключу, открывающему дверь, ведущую в мир художника. Однако такого рода рассуждения касаются только классической живописи.

Когда в начале ХХ столетия возникла живопись абстрактная, необходимость в названии картины уменьшилась в разы. Абстрактная картина имеет немало планов существования, и зритель волен входить в неё с любой стороны. Зачем ограничивать действия зрителя, навязывать ему свой, во многом субъективный маршрут?

Тончайшие ассоциации, которые абстрактная картина способна вызывать в человеке, – новый подарок эволюции. Иди, куда угодно, постигай без конца, решай самостоятельно вопросы земного существования!

Именно после возникновения абстрактной живописи обои, которыми обклеивали стены квартир, стали усложняться. Стали более картинными, впитали в себя свойства и характерные образцы эвклидовой геометрии. А ля Кандинский, а ля Дали. Даже чёрный квадрат Малевича, такой, на первый взгляд, спорный, обрёл в дизайне современных квартир своё место. Когда вокруг темно, зрение уступает место воображению. Рисуй в своей голове что угодно, становись художником-творцом. Ночь с её Млечным Путём, похожим на молочную радугу, поможет тебе в этом!

Сальвадор Дали называл свои картины поэтическими метафорами, Василий Кандинский заимствовал названия из научного языка. «Композиция №8», «Картина с точками», «Белое на белом», «Зелёная пустота»… Самостоятельный, как видите, ряд, победа числа над чувством человека!

Ну, а те, кто по-настоящему любит природу и умеет входить, используя фотографию леса, в настоящий лес, украшают стены своих квартир изображениями природы. Здесь уже названия совсем не нужны. Каждый видел дерево, речку или луну, плывущую над лесом. Зовы предков, живших когда-то на природе, всплывают из подсознания человека. И трепещет его душа при созерцании окружающей красоты.



Рассказы колонковой кисти

В.Кандинский. ПОПЕРЕЧНАЯ ЛИНИЯ