Песчинка для жемчужины

Лада Балаш
Анна  Андреевна Ахматова,  будучи  великая посвящённая  от  Высокой  Поэзии,  озвучила одну  из  главных  тайн  воплощения  стихотворного  шедевра:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Отточенно-просто  и  лаконично  о   сложнейшей  работе  ума,  души  и  сердца,
неразрывно  связанных  неким   каноном  истины, художественным обобщением.

Стихотворение  дало   пищу  для  раздумий  и анализа.

Действительно, поэт - существо  предельно  зоркое, всегда  чутко  настроено  в  своём  собственном  восприятии  мира  на  таинственную  взаимосвязь  данностей.

Он  обладает   пленительной   властью  над  явлениями, которые  вдруг  подчиняются  ему, открывая  свою   заветную   сердцевину  для  глубокого  (и  в  то  же  время, безусловного) осмысления. Так  и  получилось  это  стихотворение.

И вспомнила  я  жемчужину.

В  раковину  моллюска   попадает   песчаная  крупинка,  личинка  или  любой  какой-то крошечный  предмет  с  морского  дна.  А  тело   моллюска - изысканная   нежность,   тончайшая  субстанция..

Его  мантия,  пронизанная  чувствительными   нервными  окончаниями,  устилает  внутреннюю  часть   раковины.  И  любая,  самая   крошечная   посторонняя  частица,  причиняет  если  не  боль,  то  уж  непременно -явное,  ощутимое  неудобство.

Для  моллюска  есть  лишь  один  способ избавится  от  болезненного  гостя -
сделать  на  нём  обволакивающий  слой. Ещё  один, ещё...  и  так  далее, пока не получится  гладкая  поверхность.

Он  начинает  окутывать   перламутром  досадное  неудобство  в  раковине, покрывая   грубую   шероховатость   ласковой   пеленой.

Перл - итог  кропотливой  работы  организма -  роскошная,  утончённая  безупречная  красота, совершенное  сияние, которое   состоит  из  мерцающих оттенков  Радуги-Радости.

Волшебный  эффект  созерцания: чем  ближе  к  глазам, тем  явственней  проявляется  разложение  белого  цвета  на  спектр. 

И  никакой  призмы  не нужно,  чтобы   осознать  и  принять   очевидное-невероятное: белизна  жемчужины - сложное образование, имеющая  причудливую  структуру  в  полном  соответствии  с  законами  физики.

Есть  великолепная   философия  жемчуга:  он  отражает  окружающий  мир  только  в  прекрасной  сущности,  которая - не  что  иное,  как безупречность  Мироздания.      

Душа  поэта, её  глубина - в  постоянной  готовности (в  отличии  от  моллюска)  принимать внешние  раздражители:
печаль  и  сумрак;
безутешность  и  тревогу;
ясность, отраду  и  ликование -
всё, чем  наполнена  эта  безграничная  суть  и  многомерная  суета   жизни, в  том  числе - частицы, обрывки, следы, осколки  судеб, надежд...

И тогда -
"Душа  стесняется  лирическим волнением,
Трепещет и звучит, и  ищет, как во сне
Излиться, наконец,свободным проявлением."..

"Песчинки" пробуждают  творческое  беспокойство, как  я  это  называю, постоянную,  непреодолимую   потребность  и  готовность  сделать  обрамление  ясностью, законченностью, завершением  выводов, обобщением, наконец.

Этот  "перламутр"   щедро, слой  за  слоем,  снова  и  снова   охватывает   "песчинки"  жизни, проникшие  во  внутреннюю  среду-раковину  поэтической души. Поэт  и  боль  свою  сделает  перлом, погрузив  её  в  мягкую  белизну, которая  постепенно  станет  прочной  и  надёжной  защитой. "И  в  чистый  жемчуг  перелил  поэт  свои немые  слёзы." И.Ф.Анненнский

Работа завершена. Беспокойство  растаяло. Восстановилось  умиротворение, согласие  и  счастливое  равновесие  чувств...До  следующей  песчинки.   

Он  создал  совершенную  "жемчужину", состоящую   из  мерцающих  оттенков  жизни.

И чем  ближе  к  постижению   их   переплетений   в   поэтическом   осмыслении,  тем   явственнее  понимание  причинно-следственной   закономерной  неизбежности   в  перипетиях   реалий   под   названием  "Жизнь".

И  парадоксальная   философия   взаимосвязанности,  взаимопроникновения, взаимопроявления   по  имени  "Простота".

Стихотворный  шедевр  безупречности.