Роковая ошибка режиссера

Саша Залуцкий
/о к/ф "Белорусский вокзал", реж. А.Смирнов, 1971г./

Фильм-легенда. Фильм-веха. Ни одно 9 мая не обходится без его показа. Сценарий, режиссура, музыка - все сделано на высшем уровне. Но даже у такого, казалось бы, безупречного фильма есть свой недостаток. Давайте разбираться, какой.

По моему глубокому убеждению, брать на роли бывших фронтовиков нужно было исключительно фронтовиков, благо на тот момент многие из них были живы. Но режиссер по какой-то причине не поставил это во главу угла. Рассмотрим каждого актера.

Анатолий Папанов.
Родился в 1922 году. На фронте с первых дней войны, комвзвода, старший сержант, орденоносец. На эту роль, кроме него, пробовались Николай Гринько и Иннокентий Смоктуновский (тоже фронтовики). Плюс.

Алексей Глазырин.
Родился в 1922 году. Награжден медалью "За оборону Москвы". С 1942 года участник театральной фронтовой бригады. Вместе с ним пробовались Михаил Ульянов и Всеволод Санаев (оба не воевали). Плюс.

Всеволод Сафонов.
Родился в 1926 году. Учась в авиационном техникуме, мечтал попасть на фронт, но не получилось - не прошел медкомиссию. Не воевал. Вместе с ним на роль пробовались Армен Джигарханян (родился в 1935 году) и Леонид Кулагин (родился в 1940 году), следовательно, оба также не подходят по возрасту. Минус.

Думаю, с этой ролью отлично бы справился Георгий Юматов.
Родился в 1926 году. Краснофлотец, на фронте с 1942 года. Медали "За взятие Будапешта" и "За взятие Вены".

Евгений Леонов.
Родился в 1926 году. В годы войны работал на авиационном заводе, ковал Победу в тылу. Не воевал. И хотя роль писалась конкретно под него, все же было ошибкой брать его в картину . В заключительной сцене он, к сожалению, явно переигрывает. Особенно это заметно на фоне сосредоточенного, ушедшего в свои воспоминания Папанова. Минус.

Думаю, здесь хорошо подошел бы Евгений Весник.
Родился в 1923 году. На фронте с 1944 года. Лейтенант, комвзвода. 2 медали "За отвагу".

На главную женскую роль пробовались три актрисы.

Ия Савина.
Родилась в 1936 году. От роли отказалась сама, осознав себя представителем другого поколения.

Инна Макарова.
Родилась в 1926 году. Во время войны, являясь членом драмкружка, ездила по госпиталям, выступала перед ранеными. Была утверждена на роль заочно, так как ее проба понравилась министру культуры Фурцевой.

Нина Ургант.
Родилась в 1929 году. Дочь майора НКВД, попала под оккупацию в Даугавпилсе. Чтобы не быть расстрелянной или угнанной в Германию, во время облав убегала от полицаев, пряталась по подвалам. Ее пробовали на роль, но ответа не дали. Через год, когда съемки были уже завершены, режиссер доснял с ней оставшиеся сцены и отстоял ее кандидатуру. Плюс.

Вот такая выходит арифметика.

Поймите меня правильно. Я ни в коей мере не ставлю под сомнение художественную ценность картины (фильм, повторяю, превосходный), я говорю о целостности произведения, его совершенстве.

Я хочу донести мысль, что в 1970 году молодому режиссеру Андрею Смирнову представилась абсолютно уникальная возможность снять настоящих фронтовиков в роли самих себя. И он ее использовал не в полной мере. К сожалению.