Патриотический призыв

Степанов Андрей Валерьевич
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРИЗЫВ
(Послесловие к книге «Ушаков. Русский Крым»)
(полная версия)

      
               Моря, простирающиеся до горизонта, дальние страны, красивые парусники с детства манили меня, рождая яркие картины в воображении. Захватывающие путешествия, солёный хлёсткий ветер в лицо, преодоление неизбежных трудностей, команды отважных опытных капитанов… Как у многих мальчишек, и во мне тяга к романтике родилась после прочтения приключенческих книг. Общение с книгой - как же это увлекательно в детстве! Мы, советские школьники, читали больше нынешних (теперь обычным делом является получение информации с экранов компьютеров или гаджетов). Бывало, перед сном заберёшься в уютную кровать, расстеленную мамой, и в свете неяркой лампы откроешь книжку с пожелтевшими страницами и гравюрными картинками и наслаждаешься этим удивительным общением, созерцанием, представлением. Книги – живые, это уж точно! Они пахнут типографской краской - каждая по-своему, и у каждой неповторимая энергетика. Меня всегда особенно завораживали старые издания, выпущенные задолго до моего рождения. Держа такую книгу, я часто размышлял: сколько людей до меня её читали? Произведения Стивенсона и Жюля Верна, Купера и Даниэля Дефо, Рафаэля Саббатини и Александра Грина, Свифта и Джека Лондона вели меня за собой, погружая в яркий мир морских приключений… Сразу же перед глазами оживали необитаемые острова с тропическими лесами и дикими зверями,  всплывали образы смелых пиратов, виделись морские сражения и слышались команды  знакомого капитана парусной шхуны: «Слушай приказ! Курс бейдевинд! Тянуть шкоты! Круче к ветру!» И вот в моём воображении матросы бежали, громко топая по палубе тяжёлыми башмаками, подгоняемые старым усатым боцманом. В такие минуты  не терпелось примерить на себя матросскую одежду и постичь долю русского моряка, и не в мечтаниях – наяву; я  чувствовал запах солёного моря, брызги заливали мне лицо, и вместе с героями приключенческих романов я летел по волнам на бригантине под белыми парусами, наполненными свежим ветром…
            Позднее, в старших классах школы я заинтересовался историческими романами Вениамина Каверина и Новикова-Прибоя, Леонтия Раковского и Сергеева-Ценского, Алексея Толстого и Валентина Пикуля. Подумывая поступать на географический факультет МГУ, вечерами конспектируя книгу Иосифа Магидовича «Очерки по истории географических открытий», я мечтал стать океанологом. В конечном счёте, оценив конкурс и взвесив свой потенциал возможностей, я стал студентом Московского горного института, однако, не потеряв  романтической тяги к приключениям… В военкомате я был приписан для службы в морском флоте, но военная кафедра института познакомила меня с более прозаической и земной военной специальностью.
            Небольшая предыстория была необходима, чтобы читателям стали понятны мотивы написания четвёртой исторической поэмы о русских моряках. Морская душа моя ждала своего часа для поэтического выражения всей любви к водной стихии, поэтому пришла идея отправить моих отважных путешественников в прошлое на флотскую службу под началом кого-то из наших легендарных адмиралов. Мысль летела вперёд, и было уже не отступиться. Ох, уж и приискал я место и время – в Крым на «Святой Павел» и «Рождество Христово» в команду Фёдора Фёдоровича Ушакова! Живая душа стремится нестись к далёким морским горизонтам, сколько бы ни было лет. Мечтая порой, я представляю, как по морю ходят высокие волны, и вдруг близко к берегу подходит красивый, искрящийся парусник, как нежданный гость из давно ушедшего детства, напоминая о книгах, прочитанных 30-40 лет назад. После таких видений на сердце присутствуют чувства печали и надежды. Печали, потому что детство уже очень далеко, а надежды, так как у каждого из нас есть возможность постараться от души сделать что-то важное и полезное для других людей и для неизбежно оставляемого земного мира.
               
               История Русского Крыма началась с X века – Крещения Великого князя Владимира Святославича в Херсонесе. В 1783 году в период царствования Екатерины II произошло вхождение Крыма в состав Российской Империи. В ходе Русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. Россия отстояла новую землю после славных побед молодого Черноморского флота под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова. Яркие, преданные родине и императрице герои сражались за честь Отечества в те далёкие годы. На таких доблестных героев можно и должно равняться.
               Идея создания большой исторической поэмы «Русский Крым» зародилась у меня весной 2018 года. Следуя художественному приёму, использованному в других  произведениях из серии «Победы русского духа», я решил отправить современных подростков в фантастическое путешествие по значимым периодам в истории русской Тавриды. Кроме событий конца XVIII века, герои книги должны были участвовать в двух оборонах  Севастополя: во время Крымской войны в 1854 – 1855 гг., и во время Великой Отечественной войны в 1941 – 1942 гг., освободительной операции в составе Красной Армии в апреле 1944 г., народных выступлений крымской весной 2014 г. Однако, в изданной книге вниманию читателей предлагается лишь часть поэмы - описание наших побед на море в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Предоставит ли судьба возможность погрузиться в продолжение исторических изысканий и поиск рифм, связанных с другими эпизодами истории Крыма? На всё воля Бога. Но, тем не менее, я решил книгу об Ушакове издавать отдельно, не дожидаясь написания следующих частей, так как она уже получила некоторую поддержку читательской аудитории.            
               Известный российский писатель Валерий Николаевич Ганичев (1933-2018) в своей книге «Святой Праведный Фёдор Ушаков», на мой взгляд, верно охарактеризовал нашего легендарного адмирала: «Бог всегда воздаёт по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно. Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестных, уверенных в своём призвании, людей, занимающих своё место с достоинством, людей правдивых, неспособных блюдолизничать и лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков…» Удивительно вот что: как и в случае с легендарным Суворовым, в истории с Ушаковым присутствуют заставляющие восторгаться факты непобедимости, окружая наших великих военачальников аурой таинственности, превращая их в людей, явивших для мира земное чудо. Давайте задумаемся вместе: что же в этих русских характерах – Суворова и Ушакова – есть такого притягательного, что за ними хочется идти, следовать их принципам и примерам, что заставляет восхищаться ими? Почему они непобедимы? Какой секрет сокрыт в этих полководцах на века, какая тайна? Рассуждать можно долго, но, мне кажется, что ответ лежит на поверхности. Природные скромность и добронамеренность, глубокая вера во Христа, внимательность и любовь к ближним, сдержанность до смирения, духовная стройность, равнодушие к светской жизни, верность своему Отечеству, готовность к самопожертвованию, стремление к правде и справедливости, бесстрашие в военных кампаниях, природное чутьё, тесная взаимосвязь с народом, непререкаемая вера в победу – эти черты характера верных сынов России действительно сделали из них, как мы говорим, поцелованных Богом людей, истовых служителей, праведных воинов, которым не иначе, как сам Господь помогал выигрывать в многочисленных сражениях. Примеры таких русских характеров должны быть сегодня ориентирами для нашей молодёжи! 
               Русский народ искони связывал своё национальное самоопределение с почитанием великих предков, православных святых, героев Земли русской. Во все века живут предания и свидетельства деяний вдохновлённых подвижников, творцов русского духа. Они собирают вокруг себя продолжателей святого дела. Кто чувствует эту энергетическую связь - радуется от такого сопричастия к общему процессу устроительства и сохранения духовной основы нации. Наши воспитатели, мудрые провидцы, ангелы-хранители России, вы закаливаете наши сердца для дел праведных, вы освещаете путь, по которому нам следует идти! 

                Большинство россиян искренне переживают за судьбу своей Родины, желая ей мира и процветания. Но в последние годы – мы это чувствуем и видим – тучи сгущаются над нашим Отечеством. Бесконечные санкции Запада, русофобская риторика на площадках ООН, Европарламента, крупных международных форумах; искажения фактов о вкладе СССР в победу во Второй мировой войне, односторонний отказ США от участия в основополагающих для безопасности в мире договорах об использовании ядерного оружия, учения блока НАТО в непосредственной близости от наших границ так, что уже из-за барражирования самолётов-разведчиков и боевой авиации альянса над акваториями Чёрного, Балтийского, Баренцева и Охотского морей Министерству обороны России едва ли не по два раза в неделю приходится поднимать в воздух самолёты-перехватчики. Идеологическая, гибридная война между двумя цивилизациями идёт уже полным ходом – ни у кого из экспертов на этот счёт не осталось сомнений. Давно понятно, что сила убеждения во взаимодействии с нашими оппонентами не работает. На международных саммитах, в западных средствах массовой информации против нашей страны нарастают информационные атаки, чтобы российские политики, послы, военные специалисты, журналисты, недоумевающие от такой нахрапистой позиции западных политтехнологов, испытывали чувство вины и оправдывались. Без сомнения, пассионарность и решительность присутствуют в выступлениях наших дипломатов на международной арене, но их никто не слышит. Обидно, что мы теряем свои позиции в этом противостоянии - мощи нам не хватает, а она очень бы пригодилась!
                Один из ведущих идеологов внешней политики США Збигнев Бжезинский (1928-2017) ранее заявил в одном из своих призывных выступлений: «Новый мировой порядок будет строиться  против России, на руинах России и за счёт России». Хочу ответить его последователям по русофобской системной деятельности: «Не дождётесь! Чудесным образом Россия будет всегда возрождаться, что было неоднократно в нашей истории. Хватит лгать всему миру о вашем «грандиозном и определяющем  участии» во Второй мировой войне! Не умаляйте нашу Победу! Это Красная Армия разгромила более 600 дивизий стран «оси». Это на территории нашего государства фашисты осуществляли геноцид славянского мирного населения. Красная Армия освободила половину Европы от фашистского ига! Это в нашей стране погиб каждый седьмой советский гражданин, а в США - лишь каждый триста двадцатый. Напомню, что СССР воевал с июня 1941 года, а ваша западная часть общей коалиции лишь с июня 1944 года. Разница и в участии, и в потерях колоссальная! Это Красная армия сломала хребет Вермахту! Вы просто обнаглели, господа! В 2019 году Европарламент в своей резолюции обвинил СССР наряду с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, а на международную встречу представителей  стран антигитлеровской коалиции наших участников забыли пригласить и Россию даже не включили в список стран-победителей. Памятники нашим героям не трогайте! Для нас это – святое!Союзники называется! Да, вы были таковыми весной 1945-го на Эльбе, а теперь - грош цена таким союзникам! Ради памяти своих героических дедов остудили бы свой пыл, и отдали справедливую честь нашей общей Великой Победе, но соблюдая субординацию. Вам надо становиться внимательнее и совестливее, а ежели не хватит потенциала для взращивания этих простых человеческих качеств, то призываю вас хотя бы к дальновидности и рационализму. Вам нужно лучше изучать историю России, чтобы делать выводы о нашем народе. Мы – несокрушимые! Как говорил наш  полководец Александр Васильевич Суворов в конце XVIII века: «Мы – русские! С нами – Бог!»
                Раз уж мы на войне и теперь, в веке XXI - не нужно иллюзий - конфронтация двух цивилизаций на лицо. Считаю, что нам необходима целенаправленная работа по военной пропаганде, в коренных постулатах которой должны быть незыблемая, священная победа в Великой Отечественной войне и беспримерные подвиги доблестных героев Земли Русской. С 1941 года в Советском Союзе за счёт военной пропаганды поднимался дух наших защитников Отечества, сражавшихся против немецко-фашистских захватчиков. В печатных изданиях, в документальных и художественных фильмах, создаваемых во время войны по приказам Сталина, ярко превозносили наших героев прошлого, смело сражавшихся с внешними врагами Отечества. Планомерно, шаг за шагом руководство Советского Союза пыталось взращивать в народе духовную основу и веру в будущую победу. В сентябре 1943 года по инициативе И. В. Сталина было восстановлено Патриаршество, и началось возрождение Русской Православной Церкви. Советский народ верил, что победить врага помогают Силы Небесные, и люди молились, дрались с фашистскими полчищами до последней капли крови и побеждали…
                Переписывать историю недопустимо, нечестно, подло. На чашу весов мы можем привносить лишь историческую правду, рассекречивать больше архивных документов, только тогда и станут известны многие подробности «тёмных сторон» той далёкой войны. В настоящее время мы уже знаем имена заказчиков и финансовых магнатов, «вырастивших» машину Гитлера для направления её на Восток, проявились подробности Мюнхенского сговора по наглому разделу Чехословакии, историки узнали о закулисных англо-германских переговорах в 1939 году за спиной у союзников по антигитлеровской коалиции, стали появляться подробности, показывающие стремление наших союзников затянуть открытие Второго фронта. Но не спадает пелена с глаз многих людей мира - западная пропаганда затуманивает их лживыми подтасовками и наскоро «слепленными» бумажками и постами в электронных средствах массовой информации. Сегодня нам нужна государственная политика для консолидации сил по отстаиванию правды, борьбе за каждый памятник, доведению до людей неизвестных ранее фактов для сохранения исторической памяти нашего народа.
                Для понимания глубинных основ геополитического противостояния в современном мире приведу отрывки из статьи «Против России», написанной в 1948 году известным русским философом и писателем Иваном Александровичем Ильиным (1883 - 1954), высланным по указу Ленина в Германию на «Философском пароходе» осенью  1922 года, и свои последние годы жившим в Швейцарии. Автор пишет:
  «Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости»; русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести, искренности. Европейское правосознание формально, чёрство и уравнительно; русское – бесформенно, добродушно и справедливо. Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы (и европейские тоже) и желает властвовать над ними; за то требует внутри государства формальной «свободы» и формальной «демократии». Русский человек всегда наслаждается естественною свободою своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестеснённостью своей внутренней индивидуализации; он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа выше формальной правовой свободы, - и если бы другие народы и народцы его не тревожили, не мешали ему жить, то он не брался бы за оружие и не добивался бы власти над ними. 
  Из всего этого выросло глубокое различие между западной и восточно-русской культурой. У нас вся культура – иная, своя; и притом потому, что у нас иной, особый духовный уклад. У нас совсем иные храмы, иное богослужение, иная доброта, иная храбрость, иной семейный уклад; у нас совсем другая литература, другая музыка, театр, живопись, танец; не такая наука, не такая медицина, не такой суд, не такое отношение к преступлению, не такое чувство ранга, не такое отношение к нашим героям, гениям и царям. И притом наша душа открыта для западной культуры: мы её видим, изучаем, знаем и если есть чему, то учимся у неё...
  Западная Европа не знает России. Но неизвестное всегда страшновато. А Россия по численности своего населения, по территории и по своим естественным богатствам огромна. Огромное неизвестное переживается всегда как сущая опасность. Особенно после того, как Россия в 18 и 19 веках показала Европе доблесть своего солдата и гениальность своих исторических полководцев. С Петра Великого Европа опасалась России; с Салтыкова (Кунерсдорф), Суворова и Александра Первого – Европа боится России. «Что, если этот нависающий с востока массив двинется на запад?» Две последние мировые войны закрепили этот страх. Мировая политика коммунистической революции превратила его в неутихающую тревогу. Но страх унижает человека; поэтому он прикрывает его презрением и ненавистью. Незнание, пропитанное страхом, презрением и ненавистью, фантазирует, злопыхательствует и выдумывает… Европейское большинство и особенно его демократические министры – кормятся незнанием, боятся России и постоянно мечтают о её ослаблении…
  Вот откуда это основное отношение Европы к России: Россия – это загадочная, полуварварская «пустота»; её надо «евангелизировать» или обратить в католичество, «колонизировать» (буквально) и цивилизовать; в случае нужды её можно и должно использовать для своей торговли и для своих западно-европейских целей и интриг; а впрочем – её необходимо всячески ослаблять. Как? Вовлечением её в невыгодный момент в разорительные для неё войны; недопущением её к свободным морям; если возможно – то расчленением её на мелкие государства; если возможно – то сокращением её народонаселения…; а затем – внедрением в Россию международной «закулисы», упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западно-европейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляции её, неустанным обличением её мнимого «империализма», её мнимой «реакционности», её «некультурности» и «агрессивности».
  Всё это мы должны понять, удостоверится в этом и никогда не забывать этого. Не для того, что отвечать на вражду – ненавистью, но для того, чтобы верно предвидеть события и не поддаваться столь свойственным русской душе сентиментальным иллюзиям. Нам нужны трезвость и зоркость. В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно православной России… Это надо продумать и прочувствовать до конца. Поэтому с кем бы мы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, национальной России и не ждать от завоевателя – спасения, от расчленителя – помощи, от религиозного совратителя – сочувствия и понимания, от погубителя – благожелательства и от клеветника – правды».
               Статья «Против России» была написана И. А. Ильиным семьдесят два года назад, но позиции геополитических противников хорошо узнаваемы. В этой связи мне вспомнилась реплика И. В. Сталина: «Я всегда думал, что демократия – это власть народа, но вот товарищ Рузвельт мне доходчиво объяснил, что демократия – власть американского народа». Так США и действуют, как товарищ Рузвельт объяснил. Но только такая «демократия» для большинства суверенных государств не подходит. Страны, которые США подминают под себя, становятся, по сути, западными вассалами. Недавно многие мировые политологи высказали в унисон мысль о том, что «держава номер один» потеряла право учить весь мир демократии после недавних президентских выборов. Какие планы вынашивают «наши западные партнёры» для русских людей? Возможно, как в далёком 1940-м году профессор, оберфюрер СС Конрад Мейер-Хетлинг под патронажем Генриха Гиммлера, разрабатывавший Генеральный план «Ост» по «освоению восточных территорий» в интересах Третьего рейха, так и сегодня какой-нибудь американский учёный или целая группа таковых верстают «под кофе» будущую модель развития российских земель в интересах Северных штатов (Генеральный план «Ост-2», например). Мне кажется, что в таком проекте русским людям эти хищники готовят незавидную участь, деградацию и вымирание. Фашисты собирались около половины советских людей переселить в Сибирь и планомерно уничтожать коренное население СССР по 3-4 миллиона в год. А эти? Плохо они нас знают, очень плохо! Встанем как один мощною нерушимой стеной. А что делать с их идейными вдохновителями - будет решать очередной международный трибунал. Как тогда в 1945-46 гг. Нюрбергский процесс над нацистскими преступниками  расставил все точки над «i», став началом отсчёта в новой системе координат, при которой мировое зло должно наказываться справедливо и неотвратимо. Должно быть так, но время меняет и базисные основы. А между тем «наши западные партнёры» давно уже подмяли под себя Международный уголовный суд в Гааге. 
                Когда люди не переступают страшную грань в имеющемся противостоянии и останавливаются в последний момент, то помощь Божия сходит и на них, казалось, жестоких и потерявших рассудок от ненависти. Такие даже заслуживают прощения, из-за того, что вовремя нашли в себе силы покаяться, собрали крупицы совести, которая и спасает в таких случаях жизни мирных людей. Но ежели есть такие, которые переступают эту грань готовности осознанно убивать, то прощения уже нет - вероломным захватчикам, превратившимся в нелюдей – лишь возмездие, до конца! Верю в то, что здравый смысл и любовь должны восторжествовать на планете Земля. Нельзя падать духом, и тогда все козни недоброжелателей мы преодолеем. Мне очень понравилось одно замечательное стихотворение известного современного поэта Константина Фролова-Крымского. Отрывок из этого произведения с удовольствием привожу здесь: 

Милые заморские соседи,
Сытые, вальяжные, как боги,
Не будите русского медведя.
Пусть он мирно спит в своей берлоге.
……..
Мы сюда пришли по божьей воле.
Честь свою ничем не замарали.
И не вам судить о нашей доле!
Мы своё богатство не украли.
………
Ваше кредо – разделяй и властвуй,
Ваша правда – это правда Силы.
Вы привыкли восседать над паствой,
Неугодных одарив могилой.

А вот русский в каждом видит брата,
Не приемля скаредность и лживость.
Для него всего важнее – Правда,
А всего дороже – Справедливость.

Потому со дна любого пекла,
Где никто другой не сможет выжить,
Русский вдруг поднимется из пепла,
Из трясины и дорожной жижи.

Выветрит угар кровавой битвы,
В чистом роднике омоет очи,
Пред иконою прочтёт молитвы.
И придёт к вам в дом однажды ночью

Весь пропахший порохом и кровью,
Проведя вокруг усталым взором,
Он замрёт у вас над изголовьем
И в глаза посмотрит вам с укором..
…………
Жаждущие новых территорий
Для бейсбола, регби или гольфа,
Почитайте парочку историй
Про Наполеона и Адольфа.

Поумерьте пыл парадной меди!
Отвечать за глупости придётся!
Не будите русского медведя.
Может быть, тогда и обойдётся».

                С внешними врагами всё понятно – «И вечный бой! Покой нам только снится!», как писал Александр Блок. Но есть и внутренние недоброжелатели: работники различных НКО, финансируемых Западом; продолжатели разрушительных идей Аллена Даллеса, разжигающие цветные революции в соседних с Россией государствах; предатели, продающие наши военные разработки странам НАТО; «поравалильщики», ругающие Россию и действующую власть и мечтающие о революционном хаосе, продажные чиновники-миллиардеры, занимающиеся  расхищением собственной страны. Для представителей так называемой пятой колонны героика, военная пропаганда и призывы к патриотическому воспитанию молодёжи – как красная тряпка для быка. Такие всегда были и всегда будут. Они сделали свой выбор. Плюс в одном – эти люди становятся видны для общества. Однако в нашем народе есть множество сомневающихся, не определившихся в своих позициях людей, которые почему-то потеряли веру в Россию, в руководство страны, вычленяющие из потока информации лишь негатив. Но они всё же не предатели, не клеветники, а лишь разочарованные по различным причинам наши сограждане.
                Обращаясь к внутренним «легкомысленным сподвижникам беспутных мыслей и надежд», в ком угасла вера в русский народ, я хотел бы выразить несколько суждений и привести некоторые примеры. Возможно, и такие сомневающиеся, случайно прочитав пронзительные, проникающие в душу строки стихотворения «К ненашим» известного поэта-славянофила Николая Михайловича Языкова, написанного в 1844 году, заметят в себе некие упаднические настроения. Им вдруг станет стыдно за малодушие и неверие. Задумаются эти люди и уже готовы будут встать, когда надо будет встать за Русскую Землю, за честь дедов и отцов.

«Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает, в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу;
Народный глас – он божий глас –
Не он рождает в вас отвагу,
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский бог ещё велик!

                Я против того, чтобы всех сомневающихся поголовно обвинять. Надо стараться помогать людям отыскать настроения добрые к своему народу, чтобы они почувствовали что-то коренное, сокровенное, какие-то родовые связи, уходящие в глубину веков, общую культуру благородства, осознали бы причастие к очень важному общему делу. Считаю, что задача деятельных патриотов – по мере сил пробовать достучаться до сомневающегося человека, потерявшего веру в свою Родину: до уставшего от жизни и апатичного лентяя; до уверившегося взрослого «прозападника», попавшего под очарование их свободы и демократии; до молодого человека, с презрением говорящего о России ещё по незнанию всех тонкостей современной геополитики в силу своего юного возраста, но уже мечтающего о революции и готового за компанию или за вознаграждение идти на митинги и орать любые лозунги по приказу организаторов; до бизнесмена, который в бешеной гонке за преумножением капитализации собственной компании  забыл о чаяниях своей страны. Чтобы оглянулись они на свою жизнь и поняли, что Отечеству требуется помощь и от них. Давайте вспомним историю XVII века, когда собирали народное ополчение в 1611-1612 годах в период Смутного времени воевать против поляков, захвативших Москву. Кто в Нижнем Новгороде стал наиболее ярким героем по привлечению простых нижегородцев в отряды ополченцев? Зажиточный продавец мяса с рынка Козьма Минин. Рядовой гражданин, преисполненный светлой идеей помощи родной земле может сыграть важную и даже определяющую роль в народном сопротивлении. Когда Родине угрожает беда, приходит к русским людям осознание того, что хватит прозябать и мелочиться, а надо вставать на борьбу, воздавая справедливое возмездие захватчикам, принёсшим стране разорение. При нынешних конфликтах даже не требуется идти на поле брани с оружием в руках - надо быть готовыми твёрдо встречать нападки неприятелей, следить за политической ситуацией в мире, изучать историю Отечества, чтобы не быть обманутыми. Ибо, как говорил знаменитый русский историк В.О. Ключевский в 1893 году: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». 
                В моменты чувства несправедливости из-за нападок на Россию, я вспоминаю крик умирающего Тараса Бульбы, привязанного железными цепями к дереву на высоком берегу Днестра, когда огонь костра, разожжённого ляхами, уже полыхал, охватывая крепкие ноги старого казака: «…Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: поднимается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!» Сколько бы раз не перечитывал эту повесть Николая Васильевича Гоголя, меня переполняла гордость от мощной натуры этого бесстрашного атамана. Какая сила духа! Беспримерная! И сколько таких людей было на русской земле и сколько ещё будет? Но были и будут – не оскудеет земля наша героями и подвижниками. От русских сказок и былин, от проповедников в православных храмах, от рассказов о войне наших дедов впитываем мы эту энергию, которая растворяется в нас, делая несокрушимыми борцами со злом. Также мне запал в душу эмоциональный монолог комбата Твердохлебова из сериала Николая Досталя «Штрафбат», снятого по одноимённому роману Эдуарда Володарского. Обращаясь к ротным командирам вверенного ему батальона перед трудным прорывом, он сказал: «Мою родину топчет враг. Я такой же, как вы. Да, на убой. Да, по минному полю. Да, как баранов! Но если хоть сколько-то из нас прорвётся и займёт немецкие позиции – мы обеспечим соседям наступление. А потом в прорыв пойдут танки! И пусть мы ляжем там, но хоть сколько-то отобьём у врага! Хоть сколько-то отобьём! И власть здесь ни причём: какая бы она ни была, есть или будет! Земля наша должна быть нашей! Чтобы внуки ходили по нашей земле! И пусть мои кости сгниют к тому времени – я на это согласен. И вы, если вы не дешёвки, которым только шкура своя дорога, вы пойдёте со мной».
                В активной фазе информационной войны двух геополитических соперников, борьба идёт за души наших детей – ни больше, ни меньше. За наше продолжение, за наших наследников, за будущее России. Ставки очень высоки. Запад не гнушается применять запрещённые, бессовестные приёмы, насаждая искажённые нормы морали, методично пропагандируя разврат, отравляя наше общество третьесортными фильмами и книгами, умаляя и даже дезавуируя наши исторические победы, бездоказательно обвиняя нашу страну на подконтрольных информационных площадках, когда появляется хоть малый повод. Понимающие это русские люди масштабно взялись за дело. Слава Богу за всё! Государство с начала 2000-х годов осуществляет поддержку кадетских корпусов и школ; под эгидой Министерства обороны России с 2016 года  мощно развивается Российское военно-патриотическое движение «Юнармия», в котором на сегодняшний день состоят более 730 тысяч участников со всей России; при поддержке Российского военно-исторического общества по всей стране и за рубежом в течение шести лет воздвигнуто около 250 новых памятников героям нашего Отечества, ведётся грандиозная поисковая работа, организуются военно-исторические лагеря и фестивали; ширится и развивается всероссийская акция «Бессмерный полк»; продолжают строиться храмы, в которых действуют воскресные православные школы; на высоком уровне была поддержана инициатива  известного режиссёра Карена Георгиевича Шахназарова о включении в школьную программу занятия по изучению шедевров советского киноискусства; ежегодно проводятся всероссийские олимпиады по русскому языку, литературе и истории России. И много ещё добрых дел, очень много…
                Считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя. Я бы предложил вернуть в школьную программу Начальную военную подготовку (НВП), ещё более широко можно было бы освещать события Великой Отечественной войны, организовывать интересные встречи школьников с ветеранами боевых действий в Афганистане, Чечне, Сирии. Хотелось, чтобы государство поддерживало молодых, перспективных авторов. Верю, что на наших экранах в недалёком будущем должны появиться новые масштабные кинокартины, рассказывающие зрителям, например, о патриархе Гермогене в Смутное время, акцентируя внимание на его призывы к русскому народу из застенков Чудова монастыря в Кремле о поднятии народного восстания против польских интервентов; можно более подробно осветить военные победы Петра Великого в Северной войне, включающие в себя Полтавскую битву и морское сражение у мыса Гангут, являющиеся для наших людей непреложными славными победами русского оружия, описываемыми во всех учебниках истории; считаю, что за счёт современных технических приёмов в кинематографе можно сделать отличные фильмы о Суворове, Ушакове, Кутузове, Нахимове и о ярких баталиях, в которых принимали участие наши знаменитые на весь мир полководцы и флотоводцы. Мечтая о просвещении юных россиян и закаливании их силы духа, я очень надеюсь, что вышеизложенные мероприятия должны стать мощной, затрагивающей всё наше общество волной патриотического подъёма, в которой небольшой, но полезной составляющей общего благого дела может явиться и моя книга о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове, представленная вашему вниманию.

                Часто мы ищем опоры во времени минувшем, в истории нашего государства. Победный дух героев прошедших войн, примеры их несгибаемости и мужества нужны россиянам сегодня - они являются ориентирами в честном служении Отечеству. Мы родились на русской земле. Наше предназначение - постичь и передать нашим детям и внукам тайны русскости, проявляющейся в самобытных характерах людей, в наших церквях, в произведениях великих русских писателей и художников, в тихих молитвах, в былинах о наших героических предках. Быть русским – большое счастье, дарующее нам силу духа и ощущение сопричастия к глубинным, родовым традициям служения любимому Отечеству.
                В заключение приведу ещё одну цитату из работы Ивана Александровича Ильина «О России», написанной им в 1934 году. В его словах, относящихся к России, - верность и трепетная любовь преданного сына: «Разве можно говорить о ней? Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая её, блюсти её в себе, и благодарить Творца за это счастье; и молчать… Но о дарах её; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы; об отражении в нас нашей Родины – да будет сказано в благоговении и тишине».
                Из глубины веков русские герои смотрят на нас, своих потомков… Их яркие образы, их слова доносятся до нас… Они надеются, что мы, как и они, будем преисполнены мужества, отваги и чести, так же грудью встанем на защиту нашего Отечества и сохраним Землю, данную нам Богом. Нашу Святую Русь!
               
                Андрей Степанов
                Ноябрь 2020 г.