Русские цари 1547-1725-ч. 4 Семибоярщина

Евгения Грекова 2
               
           По мотивам  романов:
 
  Казимира Феликсовича  Валишевского   «Первые Романовы»; (1849 -1935);
  «Последний Рюрикович»  Валерия Елманова  (25 июля 1962…..);
  «Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
  «Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
  «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - автор
  Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
  «Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
  «Иван   Грозный» -  Костылёв  Валентин  Иванович  (1884- 1950).

                Часть 4
               
         Царь Василий Шуйский; Лжедмитрий Второй; Марина Мнишек.
                «Семибоярщина»

                Версия

                "Счастлив, кто посетил сей мир
                В его минуты роковые.
                Его призвали всеблагие
                Как собеседника на пир".
               
                Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873)


   После гибели  Лжедмитрия I Смутное время закрутилось с новой силой. Новым  царём был «выкликнут»  Василий Шуйский (1606-1610). Но гражданская война продолжалась. Недовольные политикой Шуйского, объединились вокруг «воеводы царевича Дмитрия» - (Лжедмитрия П), - его «посланника»  Ивана Болотникова, который летом 1606 года   собрал значительное войско из казаков, крестьян и дворян южных уездов и двинулся в поход на Москву, нанося поражения царским войскам. 
   Повстанцы начали осаду Москвы, но сил у «болотниковцев»  не хватало.  В сражении 2 декабря 1606 года  восставшие были разгромлены и отступили к Туле. Но вскоре объединенное войско было осаждено в Туле, которая после продолжительной осады пала, и 10 октября 1607 года Болотников  был казнен. Осаду Тулы  возглавил  Шуйский. Он приказал перегородить плотиной реку Упу и затопить город. Повстанцы открыли городские ворота и были полностью истреблены.
   Василий Шуйский состоял в кровном родстве с Борисом Годуновым. Его мать была старшей сестрой царя, т.е. он был племянником Бориса Годунова. Несмотря на кровные узы, он  все годы интриговал против Годунова, всячески стараясь его опорочить, и в падении своём, он  дошёл до   организации  убийства   сына Бориса Годунова.
   Он был женат дважды; в первом браке детей не было, а во втором браке у него родилось двое дочерей, и обе они умерли во младенчестве.
   После того, как он был низложен, 17 июля 1610 года, его постригли в монахи против его воли.  Однако он  так и не принёс монашеских обетов, хотя его пытались заставить.
   Доставленный в Польшу в качестве пленника, Василий Шуйский был вынужден принести торжественную присягу верности польскому королю.
   Остаток своих дней он провёл в заточении в Гостынинском замке, в 130 км от Варшавы.
   Спустя годы после его свержения с трона, в России не раз появлялись самозванцы, выдававшие себя за потомков царя, за его сыновей, которых, на самом деле, никогда не существовало.
   Вся биография Василия Шуйского является ярким свидетельством того, что он был опытным интриганом. Ещё во времена Годунова он намеренно дестабилизировал обстановку в стране, чтобы во время Смуты добиться личных целей. Можно сказать, что это ему удалось, но, став царём, он стал заложником собственных поступков – вся страна превратилась в бурлящий котёл, и «расхлёбывать»  эту кашу предстояло ему. С этой задачей последний царь из числа Рюриковичей, однако, не справился.
   Возможно, история Руси  развернулась бы иначе, если бы войска   царя  Василия 1У Шуйского одержали победу в борьбе с польскими войсками. Но талантливый молодой полководец Скопин-Шуйский был отравлен на пиру, причём, по мнению многих исследователей, отравил его брат царя, Дмитрий Шуйский.  После этого именно Дмитрий возглавил армию Шуйского, но полководцем он был бездарным, и проиграл все сражения.
                Лжедмитрий  Второй:

   Одной из причин широкой поддержки Лжедмитрия II стало неприятие народом польского господства. Войска поляков, занявшие русские города, бесчинствовали и предавались грабежам, и насилию, а  религиозные различия между последователями разных ветвей христианства подливали масла в огонь. Именно поэтому в Смутное время,  люди массово переходили на сторону самозванца, который действительно освободил множество городов от захватчиков.
   Набрав войско всё из тех же жителей юго-запада и наемников, новый “Дмитрий” двинулся к Москве. Весной 1608 года правительственное войско потерпело сокрушительное поражение в двухдневном Болховском сражении. Новый “Дмитрий” дошел до столицы Российского государства, но взять её не смог и обосновался в Тушино под Москвой.
   Его прозвали “Тушинским вором”. Образовался новый двор, куда сбегались все недовольные правлением Василия Шуйского.
   В  1608 году на стороне Лжедмитрия II выступили два видных полководца – литовский шляхтич Александр Лисовский и князь Ружинский. Они совершили поход на Москву с юга,  и к середине лета закрепились  в селе Тушино, в 20 км от Кремля.
   Фактически  в стране образовалось двоевластие, Лжедмитрий П  правил государством   из Тушино,  Василий  Шуйский  из Москвы. Лжедмитрий П   издавал царские указы и принимал посольства. Ему присягнули многие города, самозванец даже собственного патриарха назначил – митрополита Филарета (Фёдора Никитича Романова), но он не спешил принимать этот сан.
   Его прозвище "Тушинский вор" не было  связано воровством. На Руси в ту эпоху словом "вор" обозначали любых преступников.
   Лжедмитрий П - тоже выдавал себя за сына Ивана IV. Он также был авантюристом и самозванцем, которому якобы удалось спастись во время восстания 1606 года. Молчанов, который участвовал в убийстве Федора Годунова, бежавший к западным границам, стал распространять слух о том, что царевичу Дмитрию удалось выжить.

   Армия Лжедмитрия П состояла  из поляков, уцелевших  во время  резни  и покинувших Москву после казни Лжедмитрия I,-  возглавляли  их   князья Вишневецкий и Ружинский.  К ним присоединились отряды казаков, возглавляемые  Иваном Заруцким, и небольшие группы войск Болотникова, уцелевшие  во время  разгрома. Собралось около 3 000 воинов.

   В августе 1608 года Лжедмитрию П удалось осуществить тайное венчание с Мариной Мнишек, которая «узнала» в нем своего супруга. Часть московских бояр, недовольных царем Василием Шуйским, поддержали нового самозванца.

   В апреле 1609 года Лжедмитрий П  предстал перед народом. На его голове была шапка, украшенная драгоценными камнями, которые сияли при солнечном свете. Так возникла поговорка о том, что "на воре шапка горит".

   Лжедмитрию П удалось воспользоваться народной борьбой против власти Шуйского и взять под контроль территории в восточном, северном и северо-западном направлениях от Москвы. Для того чтобы привлечь в свои ряды помещиков, самозванец занялся раздачей им земель с крестьянами.

   Территория, попавшая под контроль правителя, подверглась денежным и натуральным реквизициям для содержания польского войска. Такая политика вызвала национально - освободительную борьбу.
   С 1609 года земли, контролируемые Лжедмитрием П, стремительно сокращаются. В конце 1609 года самозванец бежит в Калугу.
   Соратники  Лжедмитрия П,  поняв, что из его авантюры ничего не выйдет,  относились к нему с раздражением. И вот, 10.12.1610 года во время охоты  Пётр Урусов (потомок ногайских князей) отсёк ему голову. Вскоре Марина родила  сына Ивана.
   Вместе с верным ей Иваном Заруцким, она занималась грабежом русских городов. После воцарения  на престоле  Михаила Фёдоровича Романова (1613), они бежали в Астрахань и занялись подготовкой нового похода на Москву, но казаки выдали их стрельцам.
   В Москве её 4-х летнего сына Ивана, несмотря на его малолетство,  повесили,  Ивана Заруцкого посадили на кол, а Марину  Мнишек  – утопили…
 

…И в эйфории от победы,               
Василий «выкликнут»  в  цари.
Лжедмитрий Первый канул в лету,
(А Шуйский  был его клевретом).
Русь заключила мир со шведом,
В стране восстали бунтари.

...Племянником был Годунову,-               
Тому, мать, - старшая сестра.
Но прятать суть свою не внове,-
Совсем не слышит голос крови;
И сердце, глыбой ледяною,
Не растопить в огне костра.

Стремясь понравиться боярами,               
Совсем закрепостил крестьян;
Гнев клокотал в простых хибарах.
Старался угождать  он даром,
За власть держался силой ярой,-
Закоренелый интриган.

Не популярен был в народе,               
А также и среди бояр.
Руси он не был патриотом,
Но трон желал с большой охотой.
Хитёр, лукав и изворотлив,
Момент удобный долго ждал…

Последний Рюрикович, Шуйский:               
Исчезла суздальская ветвь,-
И нет к нему ни в ком сочувствий:
Лишь полдержавы под ним русской,
А во второй – разбой разнуздан,-
Как долго можно то терпеть?

Он предавал и тех, и этих,-               
Коварство у него в крови.
Он ростом мал; и неприветлив;
Виновник многих был трагедий;
За скорбных полдесятилетья,
Успел он бед наворотить.

…Болезни, голод. Две столицы.               
И в ней, по факту,  два «царя».
Страны печальны той страницы,
Где во главе – поток амбиций,
Там  истин мелкие крупицы,
Мы ищем зачастую зря.

Лукавый хитрый царь Василий,               
Любил  доносчиков, льстецов.
Стенала Русь в тисках бессилья –
Поляки, шведы  «гнут»   Россию,
Подтачивая её силы,-
Грабёж идёт со всех сторон.

…И уж  со всех сторон, как тати,               
Торопятся  её «друзья».
Внутри -  борьба за трон меж знатью,
А Русь теряет  пядь за пядью;   
Её  терзает   с  дикой  страстью       
Голодных стая воронья.               

…Второй  Лжедмитрий,- что известно?               
Кто он? Не знаем до сих пор…
Был он смутьян иль буревестник?-
Гадать  «на гуще» бесполезно.
Как много  истин  прячет бездна,
Известно, «Тушинский» он вор...

Разбил под Тушино свой лагерь,-               
Витал там атмосферы страх.
Есть версия, что был поляком;
С Мариной  связан  тайным браком,-
Их  сын,  Иванушка - бедняга,
Казнён, сдав душу в небеса…

Страна  поделена, к несчастью:               
Лжедмитрий-вор и Шуйский-царь.
Зачем нужны такие страсти?
Как это плохо – двоевластье...
Так трудно быть нам безучастным
К событиям, что были встарь.

Лжедмитрий осадил столицу.               
Со «шведом» - новый договор,-
Он перешёл Руси границу.
«Поляк» в Москве опять «резвится».
Болезни, голод  вереницей,
Но «тушинский» уж сгинул «вор»…

Бояре тянут одеяло:               
Всяк хочет им укрыть себя…
А Русь уже «лежит»  устало,
И не поймёт, что с нею стало,-
Ведь до неё всем дела мало…
Глядит,  печалясь и скорбя.

...Замысловатыми путями               
Идёт история вперёд.
Куда - не  ведаем мы сами,
Надеясь  лишь, что чудесами
Прорвёмся вверх, и небесами
Дарован будет счастья  код…

…Боярами  низложен  Шуйский…               
Направлен  в Польшу  Филарет;
Как зря питал поток иллюзий,-
Был шаг его сродни безумству:
Он в плен попал, и это гнусно-
Томился в Польше  восемь лет…   

На трон   ВладИслава призвала             
Семи бояр,  лукавых,   власть.         
Поляки  славу в грязь втоптали.      
Народу  это не по нраву:               
«Обидно стало  за державу»,-         
И Русь, встряхнувшись,поднялась…

Продолжение следует: