Елизаветинское барокко. Смольный собор

Инна Стрелка
 илл.:Смольный собор. арх. И.Растрелли.лощадь Растрелли,
Спб, площадь Растрелли, 1
Здесь отражены черты русского архитектурного барокко, наивысшим выражением которого являются творения итальянского зодчего Растрелли, работавшего в России:
праздничность, мажорность в отличие от некоторой сумрачности многих храмовых и городских зданий европейского барокко, здесь и обилие позолоты.
Белый цвет не предвосхищает ли стиль ампир эпохи модерна начала 20 в.?

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Русскому барокко особенно ярко присущ "восточный"колорит - его мажорный характер. Это то, что поражает иностранцев в России: активное использование ярких цветов, смелых колористических контрастов, много золочения.
 
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Это «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.

Эволюция русского барокко распадается на стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени.

Русская архитектура барокко своего триумфа достигла в роскоши и изысканности городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, с их торжественной игрой линий и единством композиции зданий и архитектурных комплексов - архитекторы  М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский. Прежде всего, конечно, итальянец Растрелли.

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское».   Елизаветинское барокко развило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв.с их основными чертами для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Свое достойное место в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».