Апологетам Ивана Грозного

Димитрий Кузнецов
Божьи храмы колются, падают кирпичики
В мир, где чистой радости нету ни на грамм:
Изуверам молятся новые опричники,
Хочется им святости в блеске пентаграмм.
 ___________________

Интеллектуальный уровень современных апологетов Грозного хорошо виден из репортажной съёмки, сделанной в время открытия памятника Иоанну IV в Орле. 13 июля 2016 года губернатор Орловской области Вадим Потомский во время пресс–конференции заявил:

"Когда те, кто с этим вопросом спорит, прочтут истинную историю Ивана Грозного, если хоть кто-нибудь в мире покажет документ официальный, что он является детоубийцей и он убил своего сына, этот человек попадет в книгу рекордов Гиннесса, получит Нобелевскую премию, все что угодно. Таких документов нет. Никакого сына он не убивал. Если взять архивные данные, то, что знают историки, то, что они писали, Иван Грозный однажды произнес фразу: "Я виновен в смерти своего сына, потому что вовремя не отдал его лекарям". Когда они ехали в дороге, он заболел. Они ехали из Москвы в Петербург... Его сын помер. После этого он заболел очень сильно, просто не успели вылечить".
 ___________________

О "человеколюбии" Иоанна Грозного
на примере расправы с Новгородом в 1569 – 1570 гг.

Точный подсчёт жертв вёлся лишь на первых порах, когда Иван Грозный целенаправленно уничтожал местную знать и приказных, устроив суд в «Рюриковом городище» (было убито 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей). Среди убитых оказались: главные дьяки Новгорода К. Румянцев и А. Бессонов, боярин В.Д. Данилов, заведовавший пушечными делами, а также виднейший боярин Ф. Сырков, принимавший ранее участие в составлении «Великих Четьих-Миней» и построивший на свои средства несколько церквей (его сначала окунули в ледяную воду Волхова, а затем живьём сварили в котле). После этого царь начал объезжать новгородские монастыри, отбирая у них все богатства, а опричники осуществили общее нападение на новгородский посад (остававшийся до тех пор нетронутым), в ходе которого погибло неведомое количество людей. С храма св. Софии были сняты Васильевские ворота и перевезены в Александрову слободу. (д.и.н. Р.Г. Скрынников Иван Грозный. М., АСТ, 2001).

Затем последовали казни, продолжавшиеся до 15 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода (Повесть о походе Ивана IV на Новгород//«Изборник», серия «Библиотека всемирной литературы», М., 1969, стр. 477), Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жён их, мужеск и женск пол младенцы» «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке. (Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Глава 20. Царь Иван Васильевич Грозный).

Людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, принуждая их отдать свое имущество, жарили в раскалённой муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500–600 человек, считались счастливыми (д.и.н. профессор В.Б. Кобрин, «Иван Грозный» глава II).

Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200–300 км, творили грабежи и убийства по всей округе.

Но самое страшное началось в городе потом. На 1569 – 1570 годы пришелся страшный неурожай. Тотальное же истребление немногочисленных припасов привело к ужасному голоду, от которого погибло намного больше людей, чем от рук опричников. В Новгороде широко распространилось людоедство. Довершила дело эпидемия чумы, начавшаяся на Руси до погрома, а в Новгород пришедшая уже после него.