Русские цари 1547-1725-ч. 5 Спасение Михаила Роман

Евгения Грекова 2
               
               По мотивам  романов :

  Казимира Феликсовича  Валишевского   «Первые Романовы»; (1849 -1935);
  «Последний Рюрикович»  Валерия Елманова  (25 июля 1962…..);
  «Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
  «Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
  «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - автор
  Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
  «Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
  «Иван   Грозный»  - Костылёв  Валентин  Иванович  (1884- 1950).

                Часть 5.
 
     Народное ополчение под водительством Минина  и Пожарского.
     Спасение  Михаила Романова и инокини Марфы. Иван Сусанин.

                Версия
               
                "Счастлив. кто посетил сей мир
                В его минуты роковые.
                Его призвали всеблагие,
                Как собеседника на пир"..
               
                (Тютчев Фёдор Иванович -1803-1873)

               
               
               
               
                Летом  1610 года поляки начинают интервенцию против Российского государства, и уже  в июле   подходят к Москве.  На сторону  интервентов переходят и некоторые русские феодалы.  Войска  под командованием  гетмана Жолкевского захватывают   Москву, и начинают  её грабёж.
   После свержения Василия  Шуйского,  власть в Москве захватила группа из семи  бояр во главе  с Фёдором Мстиславским,  так называемая СЕМИБОЯРЩИНА.   Гетман  потребовал признания русским царём  сына польского короля  Сигизмунда – Владислава, и трусливые  московские   бояре согласились, но потребовали, чтобы новый государь принял православие. Шляхтичи дали обещание, которое впоследствии не выполнили.
   Филарет отправился,  во главе Посольства в Польшу,  к королю Сигизмунду на переговоры о занятии его сыном  русского престола. Но был пленён и пробыл в Польше долгих 8 лет.
   В августе 1610 года СЕМИБОЯРЩИНА  заключила договор о  призвании на русский престол  королевича Владислава и впустила войска интервентов в Кремль.
   27 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу, что явилось прямым предательством боярами национальных интересов России.   
   Отряды поляков рыскали по стране, грабя и убивая. Они захватили Смоленск и другие  западные города.
   Тогда же шведские войска  заняли Великий Новгород. Перед страной встала угроза потери независимости.
   Подвиг, который совершил русский народ во время Смуты, навсегда связан с именами Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

   …Агрессия оккупантов сплотила нацию. Осенью 1611 года,  посадский староста Нижнего Новгорода купец Козьма Минин,  обратился к русским городам с призывом начать формирование ополчения и сбор пожертвований, а в октябре 1612 года объединённые силы дворянства и городовых посадов, под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского  и Кузьмы Минина, а также казачьи войска, возглавляемые князем  Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, изгнали  поляков  из Москвы.
   Кузьма Минин не был бы так любим народом, если бы его таланты ограничивались лишь лидерскими качествами. Во время многочисленных стычек с войсками интервентов, он смог проявить себя как отличный воин. Во время сражений за Москву, когда поляки перехватили инициативу у ополченцев, и начали наступление, Кузьма с небольшим войском переправился через реку, и уверенно выдвинулся к лагерю Ходкевича. Несмотря на малую численность русских солдат, поляки приняли решение отступить. Храбрый поступок Минина смог переломить ход битвы, а вместе с ней, возможно, и войны.
   После восшествия на русский престол, юный  царь Михаил Федорович Романов, пожаловал предводителю народного ополчения дворянский титул и даровал вотчину. Но деятельный Минин не ушел просто так на покой: он продолжал принимать активное участие в политической жизни страны, непременно присутствовал на заседаниях думы. Михаил Федорович всецело доверял ему и поручал решение многих государственных вопросов.
   Кузьма в начале своего пути был торговцем. Во все века это сословие народ недолюбливал. Но деяния Кузьмы Минина по освобождению Руси,  оправдали  в глазах народа  все купечество на многие века вперёд... Ведь именно в этой среде вырос народный герой.
   Князь Дмитрий Пожарский лично настаивал на том, чтобы простой торговец Кузьма, получил особые полномочия для организации и управления ополчением. Минин, в конце концов, стал одним из главных членов Совета всея Земли, который некоторое время фактически управлял страной. Собрав в народном ополчении и простых крестьян, и наемников, Кузьма превратил их в организованную армию, способную дать отпор интервентам.
   22 октября 1612 года,  в день обретения Казанской иконы  Божией Матери, ими был взят Китай-город, а через 4 дня сдался  польский гарнизон  в Кремле.
Не зная о капитуляции своих войск в Москве, шел к Москве Сигизмунд III, но под Волоколамском он был разбит русскими полками.
   Заслуги князя Дмитрия Пожарского перед Отечеством были оценены еще при его жизни. При венчании на царство Михаила Романова в 1613 году, ему  было пожаловано боярство и земли, во время коронации он нес символ российской государственности — державу.
    После ратных подвигов Дмитрий Михайлович долгое время состоял на государевой службе.  Скончался Пожарский  20 апреля 1642 года, на шестьдесят четвертом году жизни. Был погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря Суздаля.
   Благодаря самоотверженному героизму ополчения под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина,  Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, нашему государству удалось сохранить свою государственность.
   В каждом учебнике по истории говорится о том, как народное ополчение под водительством Дмитрия Пожарского и  Кузьмы Минина освободили Москву. Вся страна благодарна им за спасение, и славит их подвиг.
   Но здесь уместно  сказать несколько слов ещё об одном спасителе Отечества, имя которого не столь широко известно: Дмитрии Тимофеевиче Трубецком.

   Основателем княжеского рода Трубецких является Дмитрий Брянский - герой битвы на Ворскле. Из поколения в поколение передавались присущие этому роду молодецкая удаль, отвага и честолюбие. Объединив в себе эти качества, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой стал одним из ярчайших представителей не только своего рода, но и целой исторической эпохи – Смутного времени.
   В декабре 1608 года  Трубецкой,  после боя на Ходынке,  «отъехал» в тушинский лагерь, недовольный правлением Василия Шуйского. В лагере Лжедмитрия II он стал боярином, и входил вместе со многими родовитыми людьми, в его правительство - возглавлял Стрелецкий приказ.
   После гибели «тушинского царька» Дмитрий Трубецкой вступает в переговоры с Прокопием Ляпуновым по поводу организации первого ополчения для освобождения Москвы от польско-литовских оккупантов и «семибоярщины».
   Первое ополчение в апреле-мае 1611 года штурмом взяло валы Земляного города и стены Белого города, освободив большую часть Москвы (более 95 процентов её территории), и заперло поляков в Кремле и Китай-городе. После раскола ополчения,  остался во главе немногих дворянских отрядов и подмосковных казачьих «таборов» (вместе с Иваном Заруцким), которые были верны завету патриарха Гермогена и стойко держали в осаде более года польский гарнизон Кремля  вместе с подошедшим   Вторым ополчением.
   В Нижнем Новгороде формировалась новая волна восстания, которую возглавил Кузьма Минин. Вместе со Вторым ополчением в осаде Москвы принял участие и Дмитрий Трубецкой со своими казаками.
   В стенах Кремля и за Китай-городскими стенами укрылось трёхтысячное войско поляков. Историки того времени писали о трудном положении осаждённых: «Польские солдаты извели всех мышей и кошек, а когда  и они закончились – сдались в плен».
Вместе с поляками были в осаде и русские дворяне.   
Народ требовал предать смерти изменников, но вовремя подоспел на помощь князь Трубецкой, и  казнь не состоялась.
   Трубецкой встал во главе временного   правительства  государства, и вёл его дела до выборов нового правителя. В 1613 году он был удостоен титула «За спасение Отечества», присвоенного за службу государству и храбрость. Также ему были пожалованы Важский уезд и Шенкурская область, после чего князя нарекли Важским правителем
   При соглашении о «единачестве» (22 сентября 1612года) Трубецкой возглавил (вместе с князем Пожарским и Мининым) объединенную воинскую силу и Земское правительство. 22 октября 1612 казаки князя Дмитрия Трубецкого взяли штурмом Китай-город.
   Этот день - 4 ноября по новому стилю - стал церковным праздником Казанской иконы Божией Матери (в память освобождения Москвы), а в XXI веке - государственным праздником Народного Единства.
   Через два дня поляки начали переговоры о капитуляции, и Смутное время подошло к концу.
   За свою деятельность Трубецкой получил титул «Спасителя отечества»,  и был одним из претендентов на царский престол на Земском Соборе в феврале 1613 года. В 1614 году возглавил неудачный поход на Новгород и потерпел поражение в битве под Бронницей.
   Царь Михаил Федорович не раз привлекал князя к ответственным делам и жаловал в Подмосковье имениями Беседы (1619), Копытово (Алексеевское, 1621, здесь он построил храм Алексея человека Божьего) и обширное имение Гребнево (1623), позднее назначил Дмитрия Трубецкого наместником в Сибирь, где он скончался в Тобольске 24 июня 1625 года.
   В память об освобождении Москвы на Красной площади на средства Д.Пожарского в честь Казанской иконы Божией Матери был возведён храм (не сохранился), а в 1818 году там же открыли памятник Минину и Пожарскому.

   Освобождение Москвы от польских интервентов силами Второго Ополчения стало символом духовной стойкости и воинской славы русского народа. Самоотверженность, с которой вся Россия поднялась на борьбу с врагами Отечества, продемонстрировала всему миру силу русского духа и русского единства.
 
   На ту пору: «Опустошена и безлюдна была Россия. Даже крымские татары не делали набеги больше на Дикую степь – грабить нечего было. За десять лет Великой Смуты самозванцы, воры, и польские наездники прошли саблей и огнём из края в край всю русскую землю» (А.Н.Толстой).
   Пока Филарет томился в неволе в Польше, его сына, Михаила Фёдоровича, избрали на царство. С такой вестью Земский Собор отрядил к новому государю делегацию из представителей духовенства, боярства, служилых и других выборных лиц с наказом  непременно найти его, где бы он ни был.

   «Бояре помнили о том, что отец претендента происходит из боярского рода и к тому же, состоит в родстве с последним царём из рода Ивана Калиты….
А для дворян Романовы были хороши, как противники опричнины. Итак, всё сошлось  на «нейтральном» и тихом царе» (Гумилёв Л.Н).
А то, что Михаил Романов неопытен, молод и требует опеки, даже нравилось боярам. «Миша-де Романов молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден».

   С 1613 года началось восстановление центральных и местных органов власти, а также преодоление внутренних и внешних последствий Смуты. По стране ещё продолжали кочевать ватаги «воровских казаков». Атаман Заруцкий не смирился с воцарением Михаила Романова. Он мечтал об избрании на московский трон «ворёнка» (сына Марины Мнишек).
   Заруцкий и его люди жили откровенным разбоем. В 1614году атамана схватили и посадили на кол. В 1615 году был разгромлен другой казачий предводитель – атаман Баловень. Часть его людей, перешедших на сторону московских властей, записали в служилые люди. Внутреннюю смуту удалось преодолеть.

   Оставалась нерешёнными внешние проблемы. В 1615году шведы осадили Псков, но не сумели его взять. В 1617году в Столбове был заключен российско-шведский мирный договор. Россия вернула себе Новгород. Шведские принцы отказывались от претензий на московскую корону, признавали законным царём России Михаила Романова.
   Однако Россия по Столбовскому миру целиком утратила выход к Балтийскому морю. Земли у Невы и Финского залива, Корельская волость, города Ям, Орешек, Копорье отходили Швеции. Несмотря на тяжесть условий, Столбовский мир, скорее, был успехом российской дипломатии. Сил на войну со Швецией не было, особенно в свете постоянной угрозы со стороны Речи Посполитой.

   Ни Сигизмунд Ш, ни его сын, Владислав, не признавали московским царем Михаила. Возмужавший «царь Московии» Владислав готовился к походу. В 1618 году королевич с польско-литовскими полками и отрядами украинских казаков - запорожцев двинулся к Москве. Иноземцы опять стояли у Арбатских ворот столицы. Дмитрию Пожарскому с казаками с трудом удалось их отогнать от Москвы. Но и силы Владислава были истощены. Надвигалась зима с её лютыми в России морозами. Недалеко от Троице-Сергиева монастыря в селе Деулине в декабре 1618 года заключили перемирие. Владислав покидал пределы России, и обещал отпустить на родину русских пленных. Но королевич не отказывался от претензий на русский трон. За Речью Посполитой остались Чернигово-Северская земля и Смоленск. В 1619 году пленные русские, в том числе и Филарет, возвратились на родину.


...Кузьма - купеческого роду.               
По вере он - христианин,
Стране желающий свободу.
С призывом, обратясь к народу,
Он-воин храбрый, патриотов
Поднял,оратор-гражданин.

Он получил дворянский титул               
И вотчину из рук царя;
Но жизнь спокойную отринул.
И под  истории софиты
Поляки изгнаны, разбиты
Двадцать второго октября.
=====================

Пожарский - княжеское семя,               
Кузьме всецело доверял.
В России непростое время-
Героев доблестное племя.
«Свобода»!–нет другой дилеммы!
Он с ополченьем шляхту гнал.

На государевой он службе,               
Довольно долго состоял.
И в дни беды "Народ,к оружью"!
Борьбою русский дух разбужен,-
Потомков суд единодушен:
«На ход истории влиял»...
======================

Ещё один герой «за кадром» -               
Князь светлый-Дмитрий Трубецкой.
Судьба удары за ударом
Наносит, не щадя, недаром:
То наводненья, то пожары,
А то, как лист, сметёт метлой…

Он вместе с Мининым, Пожарским               
Поляков гнал вон из Москвы.
И,поступая нестандартно,
Прошёл сквозь многие мытарства;
Русь сохранив, как государство,-
Был недоступен для молвы...

...Посадский Минин,князь Пожарский,               
А с ними Дмитрий Трубецкой
Не в силах лицезреть их чванство.
Спасти, чтоб Русь,как государство,
И русским трон вернуть их царский,
Поганцев вымели метлой...


...Где лжецари? Марина Мнишек?               
А Русь идёт из века в век.
Здесь спорить- зАгодя излишне:
Хоть облеки их в формы пышны,-
Исчезнут мысли, а мыслишки,
Как струйки среди бурных рек.

...И разметало злое племя,               
Но рыщут в поисках царя.
А след его давно затерян,
Ведь Марфа-матушка хотела,
Чтобы о нём забыло время,
А он бы жил в монастырях.

В реальность жизнь то воплощает,               
Что уготовила судьба.
И наше мнение хоть знает,
Но часто им пренебрегает,-
Она ведь наперёд всё знает;
Весьма конкретна и груба.

На трон желающих так много,               
Но нет единства среди них.
В душе у каждого тревога,-
Страна  так жаждет диалога
И излеченья от «ожога»;
А Михаил и юн, и тих…
========================
   В 1602 году Михаила и его сестру Татьяну Романовых перевезли в вотчину Федора Никитича — в одно из сёл Юрьев-Польского уезда. С родителями Михаил и Татьяна вновь увиделись в 1605 году. Последние годы Михаил с матерью провели в польском плену в качестве заложников.
   Позади у Михаила Романова и его матери были ужасы боёв в Москве и осады Московского кремля. Впереди — полная неопределенность и страх перед грядущим днём.
   Безусловно, Марфа Ивановна хорошо понимала, что ближайшим следствием победы над поляками, будет созыв Земского Собора, которому предстоит выбрать царя; понимала она и то, что её сын  Михаил — один из наиболее вероятных претендентов  на трон, а значит, с ним (и с ней) в любую минуту может случиться всё, что угодно, - тем более, она  знала о стремлении сына польского короля Сигизмунда, Владислава, занять российский престол. Вероятнее всего, этим объясняется отъезд Романовых, сразу после освобождения из польского плена, в Кострому, чтобы пересидеть там время, пока Собор изберёт царём кого-либо из опытных мужей.
    Но в Москве было не то, что она думала: там все чины, даже те, коим самим  хотелось сей почести, объединились одной думой: «Быть Царём Михаилу Феодоровичу Романову, от племени праведного Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича».
   В Костроме остановилась она в своём доме у стен Воздвиженского женского монастыря.   
   Весть об избрании Михаила Феодоровича на царство скоро донеслась в неприятельскую армию. Не опуская из вида главной цели: подчинить Россию Польской державе, там, в воинском совете, решили послать отряд охотников во главе с капитаном Пршездецким в Кострому для убийства Михаила Феодоровича, дабы продолжить междуцарствие в России, и тем легче достигнуть своей цели.
   Известие о назначении Михаила на царство пришло к его матери одновременно с  известием о том, что его ищет польско-литовский отряд с целью ликвидации вновь избранного царя, и что враги уже рыщут неподалёку. В это самое время явился к ней Иван Сусанин с клятвой: «Отдай мне Михаила Фёдоровича, я сохраню его для святой Руси...Скрыть его есть у меня где».
   Ночью, одев Михаила в крестьянскую одежду,Сусанин вывез его в Домнино, прибыв туда за двое суток до злодеев. Сам стал ежедневно уходить в лес,оставляя там множество следов в разных направлениях. Зятю своему, Богдану Собинину,велел Иван Осипович поджечь овин,(там под ним была потайная яма, куда он мог спрятать Михаила), а место это прикрыть тлеющими головешками,чтобы сбить со следа собак...
   Иван Сусанин - русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны, в чём он и преуспел ценой собственной жизни.
   Родился он в 1568 году в д. Домнино Костромской области,умер в 1613 году.
По своему происхождению Иван Сусанин был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой (Ксенией Ивановной), то есть село было её родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением односельчан.
   Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина по спасению Михаила Романова:

   = Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились на поиски царя. Подойдя к Домнино, они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать место, где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повёл поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса, поляки поняли, что идут в другую сторону, и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прячется царь. Сам Михаил Романов со своей матерью, будучи предупреждённым зятем Ивана Сусанина о том,что враги уж близко, в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

   = Ещё одна из распространенных версий, называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне, староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме, они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.
    По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь.
 
    Существует   документальное подтверждение подвига  Ивана Сусанина.  В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина, Богдану Собинину,половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина, и были благодарны ему за спасение царского рода и России...

   После этих событий инокиня Марфа с сыном перебрались в Ипатьевский монастырь, куда 14 марта и явилось Великое Посольство просить Михаила на царство.
   В предисловии к  труду «Правда о Сусанине» Алексея Даниловича  Домнинского,  осталось описание облика  его,  написанное   тогдашним  костромским губернатором В.И.Дорогобужиновым:

   "Отец Алексей воплощает собой тип Русского сельского священника в хорошем смысле слова: ростом велик, сложен кряжем; руки, освоившиеся более с топором и косою, чем с пером, дрожат уже от старости; седина-синеватая, здоровая; спокойные линии загорелого лица говорят о жизни трудовой, но без лишений, без страстей, без эксцессов; смотрит прямо; ни в поклоне, ни в жестах, ни в говоре - ничего заискивающего; умен; в словах - ничего изысканного, даже немного книжного и кастового, зато очень много местных народных оборотов речи и произвольных ударений. Он немало читал и к вычитанному умеет относиться критически, не принимая на веру слов, а сопоставляя их с другими книгами, отвергая одно и соглашаясь с другим в том случае, если это другое, по соображениям с местностью и преданием, кажется ему более верным и ближе подходит к его личным догадкам. Каждую из таких догадок он оговаривает, никогда не смешивает их с тем, что выслушал от народа. Труд его - конечно не труд ученого, а лишь правдивого и любознательного местного человека, который перед смертью попытался записать всё, что довелось ему знать про подвиг Сусанина, и даже свести все, отрывочно ходящие о том в народе предания - в связный рассказ, т.е., он попытался сделать то, что лень было сделать восьми или девяти предкам его, жившим от Евсевия до автора рукописей. Сердцем веруется в правду".

                Интересные факты:

    Подвиг Ивана Сусанина в истории  был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.
    Самых знаменитых героев два: 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

   В  годы   Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин: фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

   

...Пока отец в плену томился,               
Собор избрал его царём.
С судьбою отрок уж смирился,
Усердно Господу молился,
Чтоб ворон смерти не явился
И не накрыл его крылом...

А недобитые поляки,   -               
Всё рыщут, чтоб царя сыскать,
И жаждут крови, вурдалаки.
Те от него уж в полушаге...
и было б плохо, бедолаге.
Но не судьба его достать.

Сусаниным благословила:               
(он обещал его спасти)
И выжить шанс тем подарила
Подростку сыну, Михаилу.
Хоть близко рыщет вражья сила,
Но он собьёт её с пути.

Блуждали дикими лесами;               
Зашли в ближайшее село,-
(В нём старостою был Сусанин).
Ему, под страхом наказанья,
Велели выполнить заданье;
Сулили злато-серебро...

...Он их завёл в глухие дебри:               
Назад оттуда ходу нет;
И, добровольно выбрав жребий,
На гибель он обрёк отребье,-
Поляков месть была свирепой,
Но Русь избегла многих бед…

Продолжение следует: