Куда страшней, чем лютый враг...

Димитрий Кузнецов
Куда страшней, чем лютый враг,
Идущий грабить и губить,
Самоуверенный дурак,
Что учит Родину любить.

Врага, хотим иль не хотим,
Но нам придётся победить,
А вот дурак – непобедим
И рвётся вновь руководить.
 ______________
 * Иллюстрация:
    кадр из фильма "Собачье сердце", 1988.

С годами я понял такую вещь: труднее всего, но и всего вернее, оставаться самим собой. Когда мне пишут (такое порой случается): мы в вас разочаровались, так как... и далее какая–либо причина, скажем, моё отношение к Сталину или Грозному, к Распутину или Стрелкову... мне всегда хочется ответить: "Не нужно "очаровываться" – никем, ни мной, ни другими. Не будет и разочарований". Я могу быть не прав, могу ошибаться, но ведь это в равной степени относится и к моим оппонентам.

Несколько лет назад один мой друг разорвал со мной отношения, став советским патриотом. До того его совершенно не смущали мои взгляды на Белое движение, и вот неожиданно он стал кричать, что я "белогвардейский фашист" и "власовец", раз люблю книги П.Н.Краснова и знакомлю с ними других людей. Может, ради дружбы и стоило бы плюнуть на любимого писателя, но это означало плюнуть на самого себя, на свои убеждения. И чего бы они тогда стоили? Дружба распалась.

А вообще, мы сейчас, общество наше, стоим на грани большой резни. И она станет пострашнее той, что была столетие назад. Я с ужасом наблюдаю за уровнем интернетных полемик, когда люди (хоть и трижды "православные и монархисты") с наслаждением демонстрируют неприкрытое хамство по отношению к противникам. Что уж о красных товарищах говорить, у них вежливости и в заводе нет. Слово – страшное оружие, помощнее иных ракет. Как необдуманно порой мы бросаемся словами... Я уже предпочитаю лишний раз не спорить, а максимально полно выражать свои мысли в публикациях, не пускаясь в дальнейшую полемику. Но всё равно от меня требуют объяснений, кто я? Увы, мне проще сказать, кем я не являюсь. Так вот.

У меня есть знакомые евреи, которые много порядочней иных известных мне русских, – значит, я не антисемит. Среди людей, именующих себя монархистами, я знаю много клинических идиотов и жуликов, – значит, я не монархист. Я принципиально держусь вне политических партий и блоков, – значит, я аполитичен и вряд ли патриот, т.к. нынешние патриоты поголовно партийны. Я не считаю, что как православный человек должен хватать молоток и бить статуи обнажённых богинь или рвать колоды карт, спасаясь от разврата, – значит, я плохой православный. И ещё... в моральном смысле для меня в приоритете жизни людей, а не расширение границ и мудрые геополитические игры, – значит, я "пятая колонна и ставленник госдепа".